Футбол

1 июня 2019, 17:00

Люди сдавали кровь, чтобы спасти клуб. В бундеслиге будет играть культовая команда

Дмитрий Гирин
Корреспондент
Теперь вам точно захочется болеть за берлинский "Унион".

За более чем столетнюю историю (формально нынешний клуб был основан в 1966 году, однако де-факто ведет историю с 1906-го) у "Униона" почти нет значимых спортивных достижений. Финал Кубка Германии в 2001 году, второе место в чемпионате страны-1923, отдельные успехи в зональных и региональных турнирах – совсем негусто. В этом сезоне берлинцы, победив в стыковых матчах "Штутгарт" (2:2, 0:0), впервые получили право сыграть в бундеслиге.

Культура

Несмотря на это, "Унион" входит в число культовых футбольных клубов Европы. Побывать на его домашних играх – часть обязательной программы для продвинутых футбольных модников и всех тех, кто искренне поддерживает движение Against modern Football. Настоящий рабочий класс; люди, сочувствующие левому движению; социалисты-интеллектуалы; панк-сообщество; все те, кто против любых запретов и ограничений – вот фанатская база "Униона". В последние годы его начали поддерживать приезжие и эмигранты, все те, кого политкорректно принято называть "новыми берлинцами". Их притягивает атмосфера и та культура, что существует вокруг клуба. В этом смысле "Унион" во многом похож на другой культовый клуб из Германии – "Санкт-Паули". Неслучайно даже гимн клуба, играющий перед каждым матчем, записала легендарная немецкая панк-рокерша Нина Хаген.

Болельщики

Болельщики – главное достояние и гордость "Униона". Их реакция на успех любимого клуба в соперничестве со "Штутгартом" – бесценна.

Что характерно, уже после клуб и фанаты устроили еще одно торжество на стадионе, чтобы как следует отпраздновать историческое достижение.

В 2016 году "Унион" отмечал 50-летие. Накануне памятной даты несколько тысяч болельщиков собрались на стадионе "Ан дер Альтен Ферстерай", где клуб уже много десятилетий проводит домашние матчи, и, как только часы пробили полночь и настал день юбилея, фанаты зажгли огоньки, а затем устроили красочное пиротехническое шоу, не умолкая ни на секунду.

"Мы проигрывали куда чаще, чем побеждали, но болельщики никогда не освистывали и не бросали нас. Атмосфера на стадионе всегда была невероятной", – рассказывал в интервью The Guardian бывший защитник "Униона" Рольф Вебер, проведший в клубе 11 лет (1970-1981).

Кровь и стадион

Ради любимого клуба болельщики в буквальном смысле готовы на все. "Унион" – из Восточного Берлина, и после объединения Германии в 1990 году перманентно переживал финансовые трудности, как и многие другие команды из бывшего ГДР. В 2004 году ситуация стала особенно критической – нужно было собрать 1,46 миллиона евро, чтобы избежать банкротства. Тогда фанаты запустили акцию "Пусти кровь за "Унион". Причем в буквальном смысле – люди ходили и сдавали кровь в больницах, а полученные за это деньги переводили на счет клуба.

В 2008-м "Униону" нужно было реконструировать свою старенькую арену. Быстро стало понятно, что без посторонней помощи не обойтись. Среди болельщиков быстро нашлись 2400 волонтеров, которые десять месяцев приходили на стадион и работали бесплатно – из любви к клубу.

"Все внесли свой вклад в строительство. Я даже знаю людей, которые ради этого временно увольнялись с работы", – рассказывал один из лидеров фан-движения "Униона" Франк Фелькер в интервью журналу The Iron Curtain.

Более того, затем болельщики выкупили стадион – каждый член фан-клуба внес по 500 евро

Показательно, кстати, что из 22 012 мест на "Ан дер Альтен Ферстерай" только 3617 сидячих. Остальные – старые добрые стоячие террасы. Against modern Football в действии.

Рождественские встречи

Еще одна традиция, делающая "Унион" особенным клубом – это рождественские встречи. Каждый год за день до праздника болельщики берлинцев собираются на стадионе и поют рождественские гимны. Началось все в 2003 году.

"После нескольких неудачных матчей мы с другими болельщиками просто разошлись со стадиона, даже не желая друг другу счастливого Рождества. Тогда я предложил одному своему другу прийти на арену 23 декабря и спеть несколько рождественских гимнов", – вспоминал придумавший эту идею Торстен Айзенбайзер.

В итоге на полуподпольное мероприятие (стадион официально был закрыт), информация о котором передавалась с помощью сарафанного радио, пришло 89 человек. Но идея понравилась. В 2006-м мероприятие стало официальным. Сейчас собирается полная арена, люди приезжают со всей Германии и других стран. Как-то раз нашли даже потерявшийся бумажник с членской карточкой фан-клуба "Герты" – другой, куда более успешной берлинской команды.

Приходят даже некоторые игроки "Униона" вместе со своими семьями. "Как футболист, вы принимаете и цените все происходящее здесь – не только атмосферу, но и понимание со стороны фанатов. Они не требуют, чтобы мы побеждали в каждом матче, хотя мы отдаем все силы. Рождественское пение – крутая история, здорово увидеть и почувствовать все это", – рассказывал The Guardian бывший защитник "Униона" Кристиан Штуфф.

Сейчас мероприятие длится 90 минут – как футбольный матч. Рождественские гимны перемежаются фанатскими кричалками. На входе всем раздают свечи и буклет с текстами. Ну и, конечно, море глинтвейна.

"Мы просто желаем друг другу счастливого Рождества и совершенно неважно, за какую команду вы болеете. Никто не уходит со стадиона проигравшим", – объясняет Айзенбайзер.

"Штази" и стена

"Унион" – клуб из Кепеника, юго-восточной окраины Берлина, где в начале двадцатого века по большей части жил рабочий класс, да и сейчас в основном селится простой люд. Как говорит Фелькер, здесь не продают бургеры с соевой котлетой и ореховый латте, как в других, ставших хипстерскими районах Восточного Берлина.

Отсюда и прозвище клуба, и ставшая легендарной фанатская кричалка – Eisern Union, то есть "железный "Унион". Предшественник клуба, "Олимпия 06", играла в синих футболках, похожих на спецовки рабочих с местных металлургических заводов.

После Второй мировой войны Кепеник оказался в Восточном Берлине. "Унион" вскоре после своего очередного перерождения в 1966 году стал своего рода символом для всех, недовольных властями ГДР. Тем более что другой берлинский клуб – "Динамо" – курировался всесильной спецслужбой "Штази". На трибунах "Ан дер Альтен Ферстерай" собирались не только болельщики, но и просто несогласные. Когда "Унион" получал право на опасный штрафной и соперник выстраивал "стенку", зрители кричали – "Die Mauer muss weg" ("Стена должна пасть").

"Когда мы обыгрывали "Динамо", у нас у всех было чувство, что мы сами своими руками снесли эту чертову стену. Как-то мы обыграли их, несмотря на все уловки – несправедливый пенальти, кучу добавленного времени, и это поражение не дало "Динамо" победить в чемпионате. Это было настоящее преступление против государства. Мы победили систему", – рассказывал 52-летний Фелькер.

Против нуворишей

Молодому поколению фанатов политика неинтересна. Их бесит другое – например, истории вроде той, когда концерн "Ред Булл" купил футбольный клуб из Лейпцига и стал вваливать в него миллионы евро, выведя его уже в Лигу чемпионов. Когда "Лейпциг" еще играл во второй бундеслиге и приехал на выезд к "Униону", берлинские фанаты присоединились к проходившей по всей Германии акции против нуворишей. На трибунах "Ан дер Альтен Ферстерай" было полно баннеров вроде "Футбольная культура Лейпцига мертва", а на входе зрителям раздавали черные траурные майки. Первые десять минут фанаты "Униона" молчали в знак траура.

В 2009 году "Унион" даже прекратил отношения с одним из спонсоров, поскольку оказалось, что один из менеджеров фирмы 10 лет активно сотрудничал со "Штази". "Для нас история и имидж важнее денег", – убежден Фелькер.

Правда, когда в 2011 году выяснилось, что президент "Униона" Дирк Цинглер сам три года был связан со "Штази", он сохранил пост – считается, что его заслуги перед клубом перевешивают этот факт биографии.

Действительно, "Унион" не купается в деньгах и ведет очень скромную трансферную политику. Например, перед этим сезоном берлинцы не потратили ни цента на новых игроков, ограничиваясь арендами и приглашением свободных агентов, и только зимой потратили 900 тысяч евро на защитника Николая Раппа. А самое дорогое приобретение в истории – нападающий Себастьян Полтер, за которого в 2017 году "КПР" получил 1,6 миллиона евро.

Но мечты могут сбываться и без миллионных вложений. Фанатов "Униона" ждут как минимум два дерби с "Гертой". И даже если команда вылетит обратно во вторую бундеслигу, они совершенно точно в ней не разочаруются. Потому что "Унион" – это не клуб, это образ жизни.?

Чемпионат Германии: новости и обзоры, турнирная таблица, календарь и расписание матчей