Накануне Криштиану Роналду был сам не свой во время матча "Ювентус" – "Кьево" (3:0). Не забил пенальти, упустил ряд верных моментов. Возможно, причина такой несобранности португальца была в том, что уже на следующий день (то есть, сегодня) ему предстояло появиться в зале мадридского суда и публично признать свою вину в деле о неуплате налогов, поставив точку в тяжбе, растянувшейся на полтора года.
Португалец очень не хотел возвращаться в Испанию, попросил сделать заявление по видеосвязи, однако судья отклонил этот запрос. Как отказал он футболисту и в другой просьбе – тот хотел попасть в здание суда через подземный гараж, сославшись на то, что так безопаснее, но теперь ему точно не избежать "парадного коридора" из сотен журналистов и камер. Может быть, и ковровую дорожку постелят.
Корреспондент "СЭ" рассказывает подробно, с чего все началось.
31 июля 2017 года состоялось первое выступление Роналду в суде Мадрида. Нападающий тогда еще "Реала" и сборной Португалии был обвинен в том, что не выплатил испанской казне 14,7 миллиона евро налогов, скрыв, по мнению Налоговой службы, реальные доходы от реализации имиджевых прав в период с 2011 по 2014 год.
Выступление Криштиану заняло полтора часа, все это время португалец объяснялся с судьей самостоятельно. Когда ответ на один из вопросов показался судье недостаточно четким и ясным, Роналду предложили воспользоваться услугами переводчика, но футболист наотрез отказался: "Нет, говорить буду только я".
Заседание проходило за закрытыми дверьми, так что все представители прессы – более 200 журналистов из 15 стран – ждали снаружи, Криштиану должен был в конце выйти к ним и рассказать подробности выступления. Однако обстановка была достаточно нервная, поэтому футболист отказался от общения, передав через своего представителя, что скоро сделает заявление. Журналисты встретили новость недовольным свистом.
Слова Роналду действительно вскоре появились в сети – он настаивал на своей невиновности, отрицая все обвинения:
– Я никогда и ничего не скрывал от налоговых органов – ни в одной из стран, где я выступал, у меня не возникало подобных проблем. Все должны платить налоги и декларировать все свои доходы – тем, кто меня знает, известно, что я всегда требую этого от своих консультантов, потому что мне не нужны неприятности, – говорил Криштиану.
Португалец утверждал, что предъявляемые ему обвинения в создании в 2010 году специальной системы по уходу от налоговых обязательств беспочвенны – на протяжении последних 13 лет он пользовался одной и той же схемой, которую ему еще в 2004 году предложили английские юристы "МЮ". Схема, включающая участие офшорных компаний, в которых оседала полученная прибыль от реализации имиджевых прав, была совершенно законной в Англии, и к ней не было никаких претензий у английских налоговых органов.
Собственно, в этом и заключалась одна из двух причин недовольства испанской прокуратуры. В обвинении, предъявленном Роналду, утверждалось, что с его стороны было незаконно продолжать применять английские налоговые стандарты в испанском налоговом поле. Законодательства двух стран в этом вопросе значительно разнились, и обвинение настаивало на том, что, если бы португалец делал все по испанским правилам, особенно ужесточенным в последнее время*, выплаченная сумма была бы больше.
* – Так, с 2010 года тот, кто работает в Испании и имеет доход за рубежом, обязан отчислять в Налоговую до 52% своей зарубежной прибыли. Для сравнения – в Италии, где теперь играет Роналду, на любую подобную прибыль установлен максимальный налог в 100 тысяч евро.
Вторая причина – время подачи налоговой декларации. За доходы, полученные от реализации имиджевых прав в 2011, 2012 и 2013, Роналду отчитался только в 2014-м – потому что тогда же декларацию подала компания, которой он уступил свои права в 2004-м. Испанские налоговики настаивали на том, что декларировать свои доходы футболист должен был ежегодно – год от года меняется налоговая ставка, появляются новые правила, – и усматривали в этом попытку скрыть свой реальный заработок.
Окружение португальца оценивало прошедшее судебное слушание, как "напряженное, но конструктивное". Сам Роналду отмечал, что верит в силу правосудия, и надеялся, что все вопросы к нему будут сняты.
– Сейчас самое время оставить суд в покое и дать ему разобраться во всем как следует. Я верю в справедливый итог. До вынесения итогового решения я больше не буду делать никаких заявлений, – передал представитель футболиста его слова.
Суд во всем разобрался – и оставил обвинение в силе. Более того, по информации El Pa?s, Роналду грозило от года до пяти лет тюрьмы – с учетом того, что сам футболист свою вину полностью отрицал и не собирался идти на сделку со следствием. Он обвинял мадридский клуб в недостаточной защите своих интересов, грозился покинуть "Реал", в том числе, и по этой причине (что в итоге и произошло), но в итоге все же согласился ударить по рукам в суде.
В июле 2018-го агентство Reuters со ссылкой на прокуратуру Испании сообщило, что 33-летний футболист выплатит полную сумму задолженности, будет осужден на два года тюрьмы и оштрафован на 3,2 миллиона евро по делу об уклонении от уплаты налогов. Помимо этого штрафа он возместит ущерб налоговым органам в размере 5,7 миллиона евро. Туда же добавятся 1 миллион евро по начисленным процентам и 250 евро за каждый день двухлетнего срока.
Ожидается, что общая сумма, с которой придется расстаться Роналду, составит 18,8 миллиона евро. Кстати, не стоит ждать, что он окажется за решеткой – в Испании все тюремные сроки за экономические преступления, не превышающие двух лет, являются условными.
Случай Роналду стал не первым, но точно самым громким (как минимум, из-за суммы) среди прочих налоговых неприятностей футболистов и тренеров в Испании. Большинство из обвиняемых (или уже осужденных) тесно связаны с португальским агентом Жорже Мендешем и принадлежащей ему компанией Gestifute. Ниже полный список "11 друзей Мендеша" и суммы их налоговых задолженностей:
Криштиану Роналду – 14,7 млн евро с 2011 по 2014 гг.
Радамель Фалькао – 5,6 млн евро с 2012 по 2013 гг.
Пепе – 3,7 млн евро с 2010 по 2013 гг.
Жозе Моуринью – 3,3 млн евро с 2011 по 2012 гг.
Рикарду Карвалью – 2 млн евро с 2011 по 2012 гг.
Фабиу Коэнтрау – 1,3 млн евро с 2012 по 2014 гг.
Анхель Ди Мария – 1,3 млн евро с 2012 по 2013 гг.
Хамес Родригес, Филипе Луис, Диегу Коста, Джексон Мартинес – проверяются Налоговой службой.
Важно уточнить, что Филипе Луис и Джексон Мартинес не являются клиентами Gestifute, но Жорже Мендеш принимал самое непосредственное участие в переходе бразильца из "Атлетико" в "Челси" и обратно, а также в трансфере колумбийского игрока из мадридского клуба в китайский "Гуанчжоу Эвергранд".
Подобные истории чаще всего заканчиваются одинаково: обвиняемые клянутся, что они не в курсе происходящего, все это слишком сложно, и они лишь делают то, что им говорят консультанты. Разбираться с консультантами следствию не хочется, назначается штраф, уклонист его оплачивает, и дело закрывается.
Так должно произойти и сегодня. Роналду признает вину, отдаст испанской казне почти два десятка миллионов евро и поставит точку в деле о своих финансовых преступлениях. И вновь начнет забивать (в том числе, и с пенальти) за "Ювентус".
Турнирная таблица, расписание матчей, календарь и результаты чемпионата Италии по футболу - здесь