Перед матчем с командой Словении старший тренер молодежной сборной России встретился с корреспондентами "СЭ"
– Сколько раз в штабе молодежки пересматривали октябрьский матч с Данией? И в чем, на ваш взгляд, причины поражения?
– Конечно, пересматривали. Не один раз. Изучили статистические данные, разобрали и нашу игру, и соперника. Основных причин поражения было несколько. Одной из них, кстати, стала неблагоприятная обстановка вокруг домашних матчей сборной. Нас обвинили во всех смертных грехах, в том, что мы "убили" поле на "Арене Химки". Конечно, это не прошло мимо ребят.
Поначалу хотели вообще уехать из Москвы. Потом решили остаться, сделать Химки, где нам удалось хорошо сыграть две встречи в сентябре, домашней ареной. Выбрали "Родину" и, наверное, все-таки не угадали. Но, конечно, главная причина неудачи с датчанами – игровые проблемы. Будем работать. Права на ошибку у нас теперь нет, а Дания – наш основной конкурент.
– С датчанами не лучшим образом выглядел Базелюк. Много ли вариантов на тот случай, если у него не пойдет игра?
– Не согласен, что все зависит от Базелюка. На самом деле в матче с Данией был целый комплекс проблем. Мы допустили много ошибок в обороне. И, наверное, не так, как нужно, снабжали передачами нападающих.
– Впереди матч со Словенией, сразу после этого – с Эстонией. Эти сборные кровь из носу нужно обыгрывать. Но так ли просто это сделать?
– Просто сейчас никого не обыграешь не только во взрослом, но и в юношеском футболе. Те же эстонцы – очень серьезные соперники. Они отобрали много очков у других команд нашей группы. А Словения дома постарается реабилитироваться за поражение в Москве. К тому же мы сыграем в городе, команду из которого в их молодежке представляют сразу шестеро футболистов. Понятно, что зрительская поддержка будет соответствующей. В общем, нас ждут две непростые игры. Но нужно брать шесть очков.
– По вашим словам, прежде соперники не соглашались играть с нами далеко за пределами Москвы. Как удалось договориться с Эстонией провести матч в Краснодаре?
– Просто заявили этот стадион, а эстонцы не стали возражать. Но по поводу Краснодара, кстати, тоже были определенные опасения. Там играют две команды, на том же стадионе проходят матчи еврокубков. Не исключено, что могут пойти дожди. И, значит, кому-то мы опять навредим.
– Сильно ли отличается та сборная, что попала на чемпионат Европы, и нынешняя?
– Сейчас нет ярких звезд, какие были в прошлом цикле. Команда более ровная. Но что касается потенциала, то он вполне высокий.
У прежней команды, помимо того, что она вышла на чемпионат Европы, есть, подчеркну, и другое достижение: восемь человек входят в расширенный список первой сборной. А ведь подготовка резервов – одна из важнейших наших целей. Получается, мы ее достигли. Надеюсь, сможем достичь и сейчас. Пусть и не в таком количестве.
– У Бабурина и Лобанцева недостаточно игровой практики. Считаете ли вы вратарскую позицию проблемной?
– Промахи вратарей сразу бросаются в глаза. Их тут же во всем винят. Такова вратарская судьба, и нужно быть стойким. По тренировкам вижу, что Бабурин выглядит нормально. Он восстановился, и надеюсь, с вратарской позицией нам удастся разобраться. Лобанцев играл мало и перед предыдущими матчами мы решили попробовать других ребят, у которых практики как раз хватало. Трунин, например, два года выступает в ФНЛ.
ПЕРЕХОД ИЛИ СКАМЕЙКА?
– Вы сказали о восьми ребятах из предыдущей молодежки, являющихся кандидатами в первую команду. Странная ситуация: ведь далеко не все из них играют в клубах.
– Это большая проблема. Но ведь изначально было ясно, что они окажутся на скамейках. На мой взгляд, многим следовало поменять команды. Нужно реально смотреть на вещи, понимать, насколько высоки твои шансы. В этом возрасте необходимо играть.
– Каковы с этой точки зрения перспективы Бурлака?
– У "Локомотива" есть результаты, и ни один тренер в такой ситуации не станет менять защитников. Но эту ситуацию нужно было оценивать еще в трансферный период. И Бурлаку, и Оздоеву с Беляевым. Ясно, что покупались хорошие игроки с высокими зарплатами. С такими футболистами очень сложно конкурировать.
– Вы продолжаете общаться с ребятами из той молодежки? Может, в частных беседах даете им советы?
– С кем-то переписываемся. Бывает, встречаемся, общаемся. Но у них и без меня хватает советчиков. Есть агенты, родственники, друзья. В любом случае это уже взрослые люди, которые сами должны решать, играть им или сидеть в Москве и надеяться на какой-то шанс. Все люди разные, но лично я выбрал бы переход ради возможности играть.
– И вы, и другие специалисты отмечали, что нынешний год для Смолова во многом определяющий. Значительный шаг вперед в своем развитии он не сделал, но по-прежнему остается игроком первой сборной. Парадокс?
– Таков подход Капелло. Он видит в Федоре искру, верит в него и имеет на это право. У Смолова действительно очень хорошие данные. Другое дело, когда он начнет ими правильно пользоваться.
– Не обидно за Заболотного?
– Обидно. Но, повторюсь, в этом возрасте каждый сам должен определять, как расти дальше. И, к слову, уже в новом созыве вторые клубные команды нас очень выручают. С ужасом представляю, что случилось бы, если бы их не создали. У нас восемь человек сейчас выступают за вторые команды "Спартака" и "Зенита". Большое подспорье – они играют на хорошем уровне, несравнимом с дублями.
– Появились ли еще желающие заявиться во второй дивизион?
– По-моему, вторые команды хотят создать "Динамо" и "Локомотив".
ГДЕ ИГРАТЬ И ТРЕНИРОВАТЬСЯ?
– Вернемся к молодежному чемпионату в Израиле, где наши выступили неудачно. Вы говорили, что пройдет несколько дней, пошумят-пошумят и забудут. Так и произошло. Сколь-нибудь серьезных дискуссий не было. Или мы ошибаемся?
– Состоялось заседание Технического комитета РФС.
– А вот англичане забеспокоились, стали думать, как жить дальше. Подключились СМИ. Создана специальная группа, которая в течение нескольких месяцев должна проанализировать ситуацию и предложить пути выхода.
– Сейчас много разговоров о продлении контракта с Капелло. Если он останется до 2018 года, логично будет, прежде всего, послушать его. Как он все это видит, как хочет выстроить работу, в какой футбол будет играть национальная команда. Нужно подождать.
А что касается чемпионата Европы, то пусть мы выступили неудачно, зато приобрели колоссальный опыт, сыграли с лучшими сборными Европы и увидели свой уровень. Но главное, повторю, впервые за много лет столько игроков из молодежки попали в расширенный список первой сборной.
– Была надежда, что и без Капелло найдутся неравнодушные, что будут обозначены основные проблемы и так далее.
– Давайте остановимся на одной проблеме: нам играть негде! О чем тут еще говорить?! Хорошо, что у нас хотя бы есть база в Новогорске. Можно написать какие угодно методики и программы, но начинать нужно с баз, полей и стадионов. Молодежной сборной элементарно негде играть!
– Не только играть, но и тренироваться. И чья это вина?
– Наверное, всего футбольного сообщества.
А возвращаясь к произошедшему в Израиле… Вспомните, проблем хватало. Подготовка получилась скомканной. Под первую сборную "сдвинули" календарь. Мы получили последних игроков уже после стартового матча чемпионата Европы. Некоторые приехали после кубкового финала.
При этом подсчитано: за сезон наши соперники провели в среднем по 30-35 матчей. А у нас самый востребованный игрок – Дзагоев – сыграл 23 раза. Все остальные – меньше 20, а кто-то – по 8-10. Какие бы талантливые мы ни были, с такими показателями многого не добиться. Мы и попали-то в Израиль, наверное, вопреки всему. Обошли две очень приличные команды – Португалию в группе и Чехию в стыках.
– В Бронницах создали центр сборных команд, но ни молодежной, ни тем более первой сборной мы там не видим...
– Сейчас там тренируются женские команды. Но в Бронницах поля очень низкого качества. Одно искусственное, но первого поколения. Оно себя изжило, и я не представляю, как на нем до сих пор можно работать.
– Где в таком случае проводить сборы молодежной и юношеским командам?
– Интересно поступили норвежцы, у которых климат в целом схож с российским. У них есть база в Испании, в Ла-Манге, где готовятся все их сборные.
– То есть эта база принадлежит норвежцам?
– Да, они арендовали землю, построили пять полей. Мы там уже играли с молодежной сборной Норвегии, а теперь и в феврале поедем.
АРГЕНТИНЦЫ ИГРАЮТ С ЛИБЕРО
– Вы были в Эмиратах на юношеском чемпионате мира. Сборная Дмитрия Хомухи проиграла три матча из четырех, но при этом вышла из группы. Как оцените выступление наших ребят?
– Как успех. Большой позитив в том, что мы увидели уровень соперников, поняли, в каком направлении развивается футбол в мире. До этого варились в Европе. Сборные России моложе 20 лет вообще прежде только раз попадали на мировое первенство.
Для меня, например, стала откровением игра Японии. Да, они копируют испанцев. Но у них есть такая национальная черта: они все могут скопировать. У нас, к сожалению, немного другие национальные особенности. Нужно определиться, каким образом развиваться. Поэтому очень важно дождаться, когда будет продлен контракт с Капелло. Убежден, в сборных всех возрастов должны быть единые требования по позициям и так далее. Но повторюсь: помимо этого у нас очень много организационных проблем. Прежде всего инфраструктурных.
– Та же команда Хомухи с момента победы на чемпионате Европы в мае не провела до отъезда в ОАЭ ни одного сбора... Это связано с экономией средств?
– Не только. Просто в этом возрасте ребятам еще нужно учиться, много внутренних соревнований, матчей за клубы. Поэтому перегружать футболистов тоже было неправильно.
– Кстати, контракт с Хомухой будет продлен?
– Это вопрос не ко мне, а к президенту РФС. Но лично я – за.
– Помимо посещения матчей что еще удивило на чемпионате мира в ОАЭ?
– Очень много всего интересного услышал и увидел. Я ведь еще в 2011 году побывал на чемпионате мира для 20-летних в Колумбии – работал там от ФИФА в паре с Грондоной-младшим, который сейчас тренировал аргентинских юношей. Обстановка была тогда приближенной ко взрослому ЧМ: полные стадионы, отличная организация.
Сейчас в Эмиратах все тоже было на высоком уровне. Увидел массу интересных схем, запомнилось много футболистов. Та же Аргентина вернулась к игре с либеро. Я давным-давно не видел, чтобы последний защитник действовал с таким зазором. А вот японцы играли, по сути, без центрального нападающего. Чудная схема была у Венесуэлы – с тремя защитниками.
В этой возрастной категории есть большая проблема, о которой сейчас все говорят. Это "переростки". Я ехал в лифте с игроками сборной Туниса и не мог поверить, что это 17-летние ребята, а не тренеры или массажисты. Те же нигерийцы, иранцы, которых удалось увидеть вживую... Просто монстры. Так что объективность побед подпадает под сомнение.
Но тут все очень сложно. Есть ведь и национальные особенности: южные люди раньше взрослеют. Наши на их фоне выглядят совсем юно. В 17 лет это очень заметно.
– Говорят, у нас сейчас вообще хлипкое поколение выросло...
– Нужно, наверное, какое-то исследование провести, чтобы утверждать подобное. Мы, конечно, получаем медицинские данные. Это информация, которую разглашать нельзя, но проблем действительно много.
– Как вам уровень наших ребят в Эмиратах на общем мировом фоне? В чем основные пробелы в подготовке?
– Наверное, главная проблема – отсутствие суперталантливых индивидуальностей. У нас отличное командное взаимодействие, но таких ярких исполнителей, как у Бразилии, Нигерии, Аргентины, нет.
– Причем уже давно.
– Да, последние из креативных – Кокорин и Дзагоев. Надеюсь, из сегодняшнего поколения кто-то себя проявит.
НАДОЕЛИ ГРЫЗНЯ И ИСТЕРИЯ
– Нынешний чемпионат России в целом нравится?
– Бесит истерия с полями, грызня и негатив вокруг этого. Или вот был я на матче "Спартак" – "Зенит" без зрителей... Совсем печальное зрелище.
– В Италии закрывают отдельные сектора. Но у нас это не предусмотрено дисциплинарным регламентом.
– Сектора – более приемлемый подход. Вообще, уровень российского чемпионата, конечно, не такой высокий. Нагляднее всего это показывают матчи Лиги чемпионов. Приличный разрыв с чемпионами Англии, Испании и Германии очевиден. Кстати, бундеслигу сейчас смотреть очень интересно. Может, качество всех матчей и не зашкаливает, но сами стадионы, трибуны, организация... Борьба идет с первой до последней минуты, зрители в восторге. При этом, кроме "Баварии", нигде никаких суперзвезд нет.
– Многие сейчас и вторую бундеслигу смотрят.
– В Германии люди выбирают: пойти им в кино или на футбол. А у нас добропорядочная семья с детьми, конечно, выберет поход в кино или в цирк, но ни в коем случае не на футбол, где и наслушаться можно всего что угодно, и стулом по голове получить. И даже пива не выпить с сосиской.
– На церемонию вручения "Золотого мяча" поедете?
– Нет, в том году был.
– Кому вручили бы приз?
– Не думал об этом. Могу сказать одно: вновь отдать его Месси было бы уже просто банально.
Сегодня. Копер. Спортивно-развлекательный центр "Бонифика". 18.30.
Судья: Аврам (Румыния).
15 ноября. Андорра – Эстония, Болгария – Дания.
19 ноября. Россия – Эстония, Андорра – Дания, Болгария – Словения.
|
И |
В |
Н |
П |
М |
О |
1. Дания |
5 |
3 |
2 |
0 |
13-4 |
11 |
2. Россия |
5 |
3 |
1 |
1 |
11-7 |
10 |
3. Болгария |
6 |
2 |
2 |
2 |
12-9 |
8 |
4. Эстония |
4 |
1 |
2 |
1 |
3-3 |
5 |
5. Словения |
5 |
1 |
2 |
2 |
7-8 |
5 |
6. Андорра |
5 |
0 |
1 |
4 |
1-16 |
1 |