2 марта 2012, 16:24

Думайте, анализируйте. И делайте выводы

"СЭ Интернет" поднимает тему совмещения председателем Совета межрегиональной общественной организации "Профессиональный союз футболистов и тренеров" (ПСФТ) Владимиром Леонченко в 2009 и 2010 годах профсоюзной деятельности с работой тренером-селекционером "Томи". Кроме того, в нашем распоряжении оказались документы, косвенно указывающие на то, что он мог выступать в роли агента бывшего главного тренера сибиряков Валерия Непомнящего.

Вячеслав КОРОТКИН

У рядового обывателя этот факт никаких особых эмоций наверняка не вызовет. Казалось бы, ну что здесь такого - работал себе человек на благо томского коллектива, укреплял его, как мог, привозил мастеров, которые радовали благодарных зрителей на трибунах местного стадиона "Труд". А в том, что при этом параллельно Леонченко руководил профсоюзом, на первый взгляд, нет ничего плохого: помогал клубу, помогал игрокам. Просто идиллия!

Вот только плохо стыкуется она с рядом российских и международных регламентирующих документов. Взять хотя бы такие строки из опубликованных на официальном сайте FIFPro (Международной федерации ассоциаций профессиональных футболистов, куда входит ПСФТ) принципов этой организации: "FIFPro работает на формирование международного объединения профсоюзов футболистов, которые действуют независимо от клубов, агентов и национальных ассоциаций".

"Независимо от клубов", понимаете? И то верно. Представьте ситуацию: у футболиста "Томи" "Х", состоящего, допустим, в ПСФТ, возникает трудовой спор с руководителем "Томи" "У". Кого должен поддержать Леонченко? Игрока? Тогда неминуемо возникнет напряженность во взаимоотношениях тренера-селекционера с начальством. Клуб? А как объяснишь это футболисту, который наверняка задаст примерно такой вопрос: "Как прикажете вас понимать?". И, пожалуй, будет прав. Словом, неглупые люди сидят в FIFPro - составили документ таким образом, что исключили (по крайней мере на бумаге) возможность возникновения пресловутого "конфликта интересов". Но в наших палестинах, увы, далеко не каждому закон писан…

Поясню, что имею ввиду. Руководитель профсоюза, будучи штатным сотрудником клуба, в чьи функции входил и поиск исполнителей на разные позиции, и общение от имени "Томи" с их агентами, и обсуждение параметров трудовых договоров, является по отношению к футболисту (читай - работнику) стороной работодателя. В этом статусе и его самого, и профсоюз вряд ли можно считать полностью независимыми от клуба.

Идем далее. Финансовые документы, подписанные главным бухгалтером НП ФК "Томь" Ольгой Коноваловой, а также датированное 1 января 2009 года заявление Валерия Непомнящего, поданное в клубную бухгалтерию, свидетельствуют: на протяжении долгого времени на счет Леонченко ежемесячно перечислялось пять процентов от зарплаты бывшего главного тренера сибирского коллектива.

Как это воспринимать? Как некий красивый жест Непомнящего? Простите, в наше циничное время в это как-то не верится. Как агентские отчисления? В таком случае налицо нарушение регламента РФС по агентской деятельности, гласящего, что "агент не вправе занимать какие-либо должности в профессиональных футбольных клубах" и "не вправе оказывать влияние на деятельность профессионального футбольного клуба каким-либо способом". Также, согласно этому регламенту, строго запрещено так называемое "двойное представительство", то есть одновременное представительство клуба с одной стороны и футболиста или тренера - с другой при заключении одного трудового договора.

За подобные действия регламент предусматривает определенные санкции. Однако действуют они только в отношении лицензированных агентов, успешно выдержавших соответствующий экзамен, зарегистрировавшихся в качестве индивидуальных предпринимателей и сдающих налоговые декларации. А у Леонченко, как у председателя Совета ПСФТ, той самой лицензии нет и быть не могло - ведь это противоречило бы уже упомянутым принципам FIFPro... Получается, что деятельностью, которая, судя по тем самым перечислениям пяти процентов от зарплаты Непомнящего, напоминает агентскую, занимался не агент?

Существует еще один вариант возможного объяснения выплат Леонченко части из зарплаты Непомнящего. Мол, речь шла ни о чем ином, как о профсоюзном взносе. Но тогда сразу возникает другой вопрос: почему средства поступали не напрямую на счет профсоюза, как это предписано законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", а шли через частный счет руководителя?

И, кстати, в связи с этим любопытно было бы понять следующее: перечисления от FIFPro тоже идут на личный счет руководителя ПСФТ - или на счет организации?

P.S. В этом материале мы, задаваясь целым рядом вопросов, намеренно не даем никаких оценок: думайте, анализируйте, рассуждайте сами, уважаемые читатели. И делайте выводы.

Вагиз ХИДИЯТУЛЛИН: "МЫ ВЫВЕДЕМ ПСФТ НА ЧИСТУЮ ВОДУ"

В качестве эксперта мы решили привлечь другого известного в России профсоюзного деятеля - титулованного в прошлом защитника "Спартака" и сборной СССР, а ныне президента профсоюза футболистов и тренеров России (ОПСФ) Вагиза Хидиятуллина.

- Как расценивать ситуацию с сотрудничеством лидера ПСФТ с ФК "Томь" с точки зрения профсоюзного и футбольного законодательства?

- Как нонсенс. Тем более, люди футбольные прекрасно знают, что тренеров-селекционеров на Западе называют скаутами и непосредственно к тренерской профессии их деятельность не имеет никакого отношения. По сути, это внутриклубный агент. Ну и скажите, пожалуйста, может ли в этом статусе выступать руководитель профсоюза? Да и вообще, что это за организация такая? Никто не может четко сказать где, когда и кем она была учреждена. Устав нигде не опубликован. Отчета перед футболистами за выделямые FIFPro огромные средства не производится. Такой компактный самопровозглашенный междусобойчик самоназначенцев.

- Имеет ли, на ваш взгляд, подобная деятельность Леонченко признаки агентской?

- Я уже говорил, что действия Леонченко и генерального секретаря ПСФТ Грамматикова - причем не только в "Томи" - чистой воды агентский бизнес под вывеской профсоюза.

- В таком случае должны ли на это как-то реагировать РФС и FIFPro?

- Да, но, к сожалению, пока такого не происходит. Мое обращение в Комитет по этике по этому поводу осталось нерассмотренным, а FIFPro, с представителями которой мы наконец-то договорились о встрече, пока предпочитает не замечать эту ситуацию. Мы же ратуем за то, чтобы все это было разобрано. Чтобы помимо наших заявлений были учтены заявления футболистов Самедова, Яшина, Кулика и других ребят. Изучена история того, как Грамматиков помогал создавать профсоюз в Белоруссии и куда делись выделенные FIFPro на это деньги. Я встречался с президентом УЕФА Мишелем Платини - и тогда в том числе затрагивал эту тему. Словом, если не найду правды в FIFPro и РФС, привлеку к этим разбирательствам Союз европейских футбольных ассоциаций.

- Какими же могут быть возможные санкции?

- Нам важны не столько сами по себе санкции, сколько то, чтобы была дана правильная оценка деятельности Леонченко и Грамматикова. Но из FIFPro, их по-примеру Украины и Эквадора должны исключить.

- Кстати, правда ли, что в свое время генеральный секретарь ПСФТ Николай Грамматиков, по сути, выдавил созданный вами в 1995 году профсоюз из FIFPro?

- Это еще одна тема для обсуждения с FIFPro. Я никогда не получал никаких документов, что тот профсоюз выведен из членов организации. Согласно уставу FIFPro, это должно было происходить по определенной процедуре, для такого шага должны были быть серьезные основания и, безусловно, меня должны были об этом проинформировать, чтобы я мог опротестовать подобное решение. Но ничего такого не случилось - потому, что Грамматиков уведомил FIFPro о том, что мой профсоюз теперь возглавляет он, подсунув документы со "слизанной" у нас аббревиатурой ПСФТ.

Для того, чтобы нас не ассоциировали с этой фальшивкой, мы и организовали абсолютно новый профсоюз, который поддержали больше 500 игроков из 47 клубов. При этом у ПСФТ хватает наглости заявлять, что мы якобы "профсоюз Фурсенко". Это же ни в какие ворота! Где были они, где был Фурсенко в 95-м, когда я все это начинал? Где были они в 2002-м, когда при моем участии создавалась Палата по разрешению споров, где за эти годы сотни футболистов нашли правду, отстаивая свои права в спорах с клубами? Вы знаете, что до сих пор большинство стран, входящих в ФИФА, не имеют таких органов, как российская Палата? Вы знаете, что она стала одной из первых? В общем, мы профсоюз, созданный футболистами, - и для футболистов! А ПСФТ мы выведем на чистую воду, обещаю!

- К слову, как в вашем профсоюзе взимаются членские взносы?

- Футболист, вступивший в ОПСФ, относит заявление в клубную бухгалтерию, которая ежемесячно перечисляет нам 1 процент от зарплаты, прописанной в его трудовом договоре. Между прочим, потолок таких выплат составляет 3000 рублей.

- Хватает ли этих средств на нормальное ведение деятельности?

- Когда членами профсоюза станет порядка 60 процентов выступающих в нашей стране футболистов и футболисток, будет хватать.

Владимир ЛЕОНЧЕНКО: "Я ЕЩЕ НА НТВ РАБОТАЛ И ДЕТСКИМ ТРЕНЕРОМ"

Мы предоставили слово и самому Леонченко:

- Во-первых, всем изначально было известно, что я работал в Томске в качестве помощника Непомнящего, - говорит председатель Совета ПСФТ. - Этого никогда не скрывал и в FIFPro об этом также знали. Никаких вопросов по этому поводу не возникало. Нас пытаются обвинять в агентской деятельности. Но многие мировые профсоюзы осуществляют помощь в трудоустройстве футболистов через официальных агентов, либо имеет свои агентства, что не противоречит футбольным нормам. Что касается регламентов, которые регулируют отношения тренеров при трудоустройстве, то они вообще фактически отсутствуют. Мне очень лестно, что меня считают агентом такого тренера как Непомнящий. Однако Валерий Кузьмич известная и заслуженная фигура, которая не нуждается в моем представительстве. У меня нет сомнений в том, что личная информация о счетах моих и Непомнящего была опубликована при помощи ФК "Томь" по настоянию руководства РФС. В частности, господина Прядкина. Это считается нарушением конфиденциальности договоров. Интересно, что это информация появилась в тот момент, когда рассмотрение в CAS "дела Прядкина" вошло в решающую стадию. При этом и наш профсоюз, и Евгений Левченко (истец), а также около 500 болельщиков оплатили свою часть взноса и часть взноса, которую РФС отказался выплачивать – в общей сложности 40 тысяч швейцарских франков (примерно 46 000 долларов). При этом нас заранее предупреждали, что наши действия обернутся кампанией в СМИ против нас.

- И все же - могли бы вы объяснить, за что перечислял вам 5 процентов от своей зарплаты бывший тренер "Томи"?

- У меня нет агентских отношений с Валерием Кузьмичом. Это наши с ним личные взаимоотношения. Могу сказать, что работая его помощником, не имел отношения к подписанию контрактов с игроками и обсуждению трансферных сумм. В мою компетенцию входила оценка профессиональных качеств футболистов и анализ игр соперников.

- Руководитель ОПСФ Вагиз Хидиятуллин обвиняет вашу организацию в том, что вы присвоили себе членство в FIFPro.

- Наш профсоюз создавался с нуля. Когда я заканчивал футбольную карьеру, то лично с Николаем Грамматиковым участвовал в переговорах с FIFPro. Я только от генерального секретаря FIFPro ван Сегелена узнал о той "профсоюзной деятельности", которую Хидиятуллин якобы вел в России, а также о том, что Александр Зотов (бывший агент футболистов, а ныне гендиректор ОПСФ) с Александром Еленским (бывший директор профсоюза Хидиятуллина) пытались убедить FIFPro, что работать надо именно с ними, но руководство Международной федерации ассоциаций профессиональных футболистов от сотрудничества с ними отказалось.

Что касается нового детища ОПСФ, созданного в 2010 году, то нам изначально было известно, что для создания этой организации максимум усилий приложили Фурсенко и Прядкин. Это стало их ответом на наше обращение ко всем игрокам в России с призывом добиваться больше полномочий в РФС. Об этом мы заблаговременно проинформировали наших футболистов и чему у нас имеется документальное подтверждение - например, письма заместителя Прядкина - Сергея Чебана в клубы с требованием обеспечить участие игроков в создании так называемого "независимого" профсоюза Хидиятуллина. Наша деятельность направлена в первую очередь на очищение российского футбола от таких руководителей как Прядкин, который не стесняется, раздувая бюджеты футбольных клубов за государственный счет, затем выводить деньги через оффшоры, фирмы однодневки и им самим лицензированных агентов.

За все это время им не удалось найти ничего кроме ведомости ФК "Томь", на основании которой они пытаются нас дискредитировать. Я еще, кстати, на НТВ работал и детским тренером в "Динамо". Может, они еще там поищут и найдут данные о моей заработной плате? А вообще с меня раскрытие бюджетов футбольных клубов только начинается. Мы к этому готовы. Так, что ждем продолжения и полного, а не выборочного раскрытия бюджетов. Мы там найдем много интересного, касающегося первых лиц нашего футбола.

Григорий ТЕЛИНГАТЕР

 

Александр ЗОТОВ: "FIFPro ПРИНЯЛА ЗА ЧИСТУЮ МОНЕТУ ВРАНЬЕ"

Александр Зотов, в свою очередь, обратился в редакцию "СЭ Интернет" и поставил достоверность ряда высказываний Леонченко под сомнение.

- Нельзя не прокомментировать данные слова Леонченко, тем более, что они служат наглядным подтверждением того, как постоянным враньем идет попытка очернить наш профсоюз и скрыть очевидное мошенничество, - заявил Зотов. - Г-н Леонченко утверждает, что Александр Еленский - персонаж, требующий отдельного о себе рассказа, и гендиректор Общероссийского профессионального союза футболистов Александр Зотов, то есть я, якобы "пытались убедить FIFPro, что работать надо именно с ними". Интересная версия. Видимо, Леонченко не знаком с содержанием письма генсека FIFPro на имя Мутко, в котором говорится, что признанный ими профсоюз имеет аббревиатуру ПСФТ, а руководителями являются... вице-президент Еленский А. и генсек Грамматиков Н. Фамилии Зотов там не наблюдается. В связи с этим возникает сразу несколько вопросов.

Кто, кого и в чем пытался убедить? Вице-президент есть, генсек указан, а кто в этом случае президент? Не Вагиз ли Хидиятуллин? Ведь Еленский действительно какое-то время являлся вице-президентом профсоюза члена FIFPro, возглавляемого Хидиятуллиным. Но после того как Хидиятуллин заподозрил Еленского в присваивании профсоюзных денег, исчез вместе с документами организации.

FIFPro, указывая ПСФТ, какой именно ПСФТ имеет ввиду? Судя по всему, первый. Ведь письмо написано 3 февраля 2006 года, а согласно выписке из ЕГРЮЛ Еленский 22 августа 2006 года продолжал числиться одним из руководителей именно первого ПСФТ.

- Теперь о создававшемся с нуля профсоюзе Леонченко, - продолжает Зотов. - Который, к слову, организовывался без участия Леонченко, на тот момент с Грамматиковым еще не знакомым и продолжавшим игровую карьеру. Как указанно в уставе, переданном Грамматиковым в FIFPro, учредительная конференция профсоюза футболистов и тренеров состоялась 28 апреля 2005 года, правда, ни в каких средствах массовой информации нет ни одного упоминания о столь значительном для российского футбола событии. Интересно также, что по совпадению в тот же день якобы состоялось учредительное собрание первичной профсоюзной организации НП Ассоциация футбольных агентов Межрегиональной общественной организации "Профессиональный союз футболистов, тренеров и агентов", в котором, согласно протоколу, помимо прочих, принимал участие все тот же Грамматиков. Интересен и состав мероприятия: помимо самого Грамматикова это известный агент Павел Андреев, Александр Зотов - то есть я - и некий гражданин Швейцарии Оливер Мартин Штахель, давний партнер Грамматикова.

- Не знаю как Андреев, но я никогда, ни в каком учредительном собрании первичной профсоюзной организации НП Ассоциация футбольных агентов не участвовал, не знаком со Штахелем и, более того, вижу, что моя подпись на данном протоколе подделана, - утверждает Зотов. - Интересно, но всей компанией вместе со Штахелем мы были избраны делегатами учредительной конференции профсоюза. Вот так! Словом, хочу внести ясность в сложную историю. Изначально был Общероссийский профсоюз ПСФТ, учрежденный 1995 году. Руководителем его являлся Вагиз Хидиятуллин. Этот профсоюз был принят в FIFPro и с 2002 года представляет футболистов в Палате по разрешению споров РФС. В 2005 году Грамматиков и уже ушедший к тому моменту от Хидиятуллина с документами и деньгами Еленский начали обработку FIFPro на предмет замены Хидиятуллина на Грамматикова. Целью стало получение ежегодных отчислений от FIFPro в размере около 300 000 долларов, плюс протекция FIFPro, позволяющая, как мы видим, одновременно прикидываться профсоюзом, получать на эту "деятельность" деньги, вполне открыто и агрессивно действовать в качестве агентов, опять же извлекая из этого доход.

- FIFPro приняла за чистую монету вранье этих деятелей, которые заявили, что профсоюз стал Хидиятуллину неинтересен, что прошла конференция, и новым руководителем избран Грамматиков, а Еленский остается вице-президентом, - повествует Зотов. - Почему мы уверены, что все было именно так? Потому что в любом другом случае FIFPro должна была оповестить Хидиятуллина о его исключении из организации и обосновать причины. Не станет же FIFPro нарушать свой устав. Но никто из FIFPro на этот счет с Вагизом не связывался.

- Еще один логичный вывод из всего вышесказанного – никакой учредительной конференции профсоюза Грамматикова 28 апреля 2005 года не было. И вообще никакой учредительной конференции никогда не было. А был театр одного актера, который подменил собой всё и всех – конференцию и делегатов. Поэтому абсолютно несостоятельными и смешными выглядят слова Леонченко, который комментирует вещи ему неизвестные. А вот реальный участник тех событий тихо отмалчивается - потому, что сказать ему, по сути, нечего, - заключил Зотов.

Документация, касающаяся создания ПСФТ в 2005 году