17 апреля 2013, 00:25
НА СЛУХУ
Как уже сообщал "СЭ", подмосковная "Спарта", которую тренирует Андрей Тихонов, после победы в зональном турнире команд третьего дивизиона собралась переезжать из Щелкова в Сочи
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Идея поженить Сочи и профессиональный футбол красива, как курортный роман, и неотвязчива, как воспоминания о нем. Первым сказку былью захотел сделать Арсен Найденов. Он пронес в себе эту бациллу через полжизни – с нею же наш мир и покинул. В найденовскую эпоху сочинский клуб кормился из городского бюджета, затем его поочередно пытались содержать футбольный агент, глава строительной компании и московский инвестор. Тщетно. Девушку по имени "Жемчужина" хотели все больше "ужинать и танцевать", а ей требовалось надежное мужское плечо.
Похоже, сейчас история вышла на очередной виток все той же спирали. Проект под названием "Спарта" вступил с южным городом в состояние легкого флирта, имея целью перевести отношения во вполне семейную фазу. Уже состоялась встреча руководителей щелковского клуба с сочинским мэром Анатолием Пахомовым, прозвучали взаимные заверения, чуть приоткрылись дальнейшие планы. В настоящий момент, мне кажется, стороны пытаются понять, кто из них охотник, а кто добыча.
Ясно, что марш-бросок "Спарты" в южном направлении вызван не тягой к теплу и фруктам. Проект этот благодаря телепередаче "30 спартанцев" и сотрудничеству с ВГТРК медийно раскручен, имя Тихонова озаряет команде путь и привлекает спонсоров. В августе прошлого года, в частности, поддерживать клуб взялся один из московских банков. "Спарта" могла бы неплохо жить под Москвой – зачем ей Сочи?
С другой стороны, мы не знаем спонсорских сумм и сроков. Помимо банка на клубном сайте в партнерах "Спарты" значатся две ресторанных сети, букмекерская лига, интернет-проект и фирма-экипировщик. Серьезных плательщиков среди этой компании не просматривается, скорее речь идет о бартерах. Кроме того, будущие сочинцы продолжают активно предлагать (и правильно делают!) партнерские пакеты четырех типов. Их стоимость – от одного до девяти миллионов рублей за сезон. И эти цифры говорят о том, что арабские шейхи интереса к команде Тихонова пока не проявили.
Не собираюсь искусственно занижать чьи-то акции, но предположу: одним из главных мотивов смены прописки клуба стала не только неудовлетворенность щелковской инфраструктурой, как это было заявлено на клубном сайте, но и желание найти новые источники финансирования. По слухам, денежный вопрос у "Спарты" закрыт лишь до сентября. Что выглядит правдоподобным в случае, если контракт с банком-спонсором был рассчитан лишь на год.
Возможно, на самом деле дела у "Спарты" обстоят радужнее и оптимистичнее. Однако и разговор сейчас о другом. О том, что к переезду в Сочи команде нужно морально подготовиться. Не первая она туда рвется. А обжечься в этом дивном городе есть на чем.
С инфраструктурой все ясно: один стадион уже есть, второй – с приставкой "супер" – вот-вот достроят. Тренировочные поля хороши, пансионатов для базы – море. Плати деньги и пользуйся всем этим до изнеможения. Но если "Спарта" хочет "высекать" из Сочи средства на пропитание, ей придется нелегко.
Город этот специфичен донельзя. Люди зарабатывают здесь не тяжким, а очень тяжким трудом. По той простой причине, что Сочи перестал быть ориентирован на курортника. Здравницы продолжают по инерции зазывать публику, но бывший советский фонд ветшает, цены бешено галопируют, полиция и "гаишники" лютуют, пыль от строек все гуще, ямы на дорогах все глубже, пробки скоро станут круглосуточными, к морю без курортной карточки не подойдешь. А лозунг: "Если есть на свете рай – это Краснодарский край" сегодня адресован больше федеральному бюджету, впрыскивающему в Сочи олимпийские деньги. Город держат на плаву не курортники, а чиновники.
Собрать с горожан по копеечке на футбол пыталось и руководство "Жемчужины". Процесс шел с очень большим скрипом и в плюс точно не выходил. Местные же компании страшно далеки от олигархического размаха. Ни одна из них не в состоянии позволить себе покрыть примерный бюджет амбициозного клуба второго дивизиона (около миллиона долларов) даже наполовину.
Для лучшего понимания можно сопоставить ситуации в Сочи и Анталии. Команда турецкого курорта одно время болталась в первом дивизионе, но в этом сезоне долго шла в лидирующей тройке высшей лиги и продолжает биться за место в еврокубках. Однако даже там, где курортный бизнес – религия (в Сочи, плодя лозунги, за последние двадцать лет не сделали и сотой доли того, что сотворили у себя турки), "Антальяспор" кормится вовсе не с отдыхающих или отелей. Городские власти поддерживают команду лишь административно, в то время как основной ее спонсор – общенациональная медицинская компания. А в декабре, по сообщениям турецких СМИ, клуб вел переговоры еще и с "Газпромом".
О чем это говорит? О том, что деньги "Спарте", которой я желаю всяческого процветания, придется искать все-таки в Москве. Тормошить богачей-энтузиастов, к примеру, потому что другим богачам, желающим взамен на футбольное бремя войти со своими деньгами в местный бизнес, мало что светит: в Сочи все поделено до них. А можно пойти проверенным путем: "лечь" под высшую власть с ее корпорациями и холдингами, готовыми спонсировать все, что прикажут. Но и от этой двери золотой ключик – тоже в Москве…
Телевнимание к проекту и имя Тихонова, разумеется, станут для "Спарты" серьезным подспорьем. Однако даже они вряд ли позволят команде выжить, исповедуя подлинно футбольные подходы, собирая по 10 тысяч зрителей за матч, продавая партнерские пакеты и так далее. Специфика не та – российская вообще и сочинская в частности.
Хотя по своей команде этот город давно соскучился.