20 января 2015, 00:50

Толстых поставили в угол

Евгений ЗЫРЯНКИН
Обозреватель

НУ И?..
"СЭ" представляет новую рубрику, в которой наш обозреватель в сатирическом ключе будет анализировать злободневные темы

Вчера прошел очередной срок для погашения задолженности перед главным тренером сборной Фабио Капелло. По информации "СЭ", ныне она составляет около 400 миллионов рублей. Долг остался непогашенным. И вчера же "Ведомости" сообщили, что РФС должен еще 300 миллионов владельцу "Спартака" Леониду Федуну.

Евгений ЗЫРЯНКИН

Некоторые события способны порождать десятки разных смыслов, вплоть до взаимоисключающих. Скажем, Роструд оштрафовал РФС за полугодовую задержку зарплаты тренеру сборной на сорок тысяч рублей, а его начальника Николая Толстых - аж на четыре тыщи.

То есть всего лишь поставил в угол, даже ремнем не отстегал. Что это, сигнал работодателям по всей России, что деньги сотрудникам можно больше не платить? Или последнее, пока еще мягкое, предупреждение, за которым последует реальное сдирание шкур?

А может, кто-то в верхах порадел за Николая Саныча и телефонным звонком обозначил карательные рамки? Или же налицо тайный патриотичный сговор с целью сэкономить на зарплате итальянца гигантские средства и пустить их на добрые дела, еще и прикрыв неприглядность ситуации исполнением высочайшего повеления: урезать количество иностранцев в нашем спорте? Вдруг этот бесконечный долг - одна из "несимметричных контрсанкций", о которой мы просто не в курсе?

Действительность, впрочем, как всегда, прозаичнее конспирологии. У РФС банально не хватает денег на содержание такого дорогого предприятия, как тренер Капелло, чья зарплата за полгода равняется суммарному месячному доходу населения любого российского райцентра или обороту небольшой фабрики. И, очевидно, нет никакого желания искать их, чтобы тут же отдать с концами, без прибыли. РФС и так-то уже третий год не зарабатывает, а колядует по знакомым, разве что на паперти не стоит. Многомиллионный расход на тренера самой безуспешной из всех российских сборных ему, вполне естественно, в тягость.

К тому же Толстых изначально не хотел платить втридорога за ракетоноситель б/у, сомневаясь, что он доставит ракету на орбиту. Но его недавний соратник отверг эту мнительность, и теперь Николаю Санычу тоскливо и зябко, а сквозь дыру в кармане задувает ветер.

Это еще не все цветочки. Есть сведения, что футбольное ведомство задолжало не только итальянцу, но и Леониду Федуну. Тот когда-то выступил ростовщиком и выделил РФС 210 миллионов рублей, а вернуть теперь требует 300. Наплести, конечно, могут всякое, и если верить всему, что говорят, то Николай Толстых - бурят и ест рагу из октябрят. Но факт долга подтверждает сам Федун, а такими вещами не шутят. А это уже катастрофа, поскольку в общей сложности получается, что РФС должен туда-сюда, с учетом налогов и сборов с пресловутой капелловской зарплаты, почти миллиард целковых.

Ну и?.. Куда идем мы с Пятачком?


Фабио КАПЕЛЛО ждет зарплату вот уже более полугода. Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Увы, приходится признать, что в финансовых бедствиях союза виноват лично его президент. Но не тем, что не умеет зарабатывать, - для этого можно нанять толковых коммерсантов. А тем, что в принципе нетерпим одновременно и к сильным, и к слабым людям и не умеет строить с ними отношения. Сотрудничать с ним удается только тем, в ком он видит ровню, и кто при этом согласен смотреть ему в рот и кивать. Для руководителя такого ранга это, по сути, отложенное самоубийство: рано или поздно он останется один перед лавиной проблем, а кивающие беспомощно разбегутся.

Несчастье Толстых в том, что он всегда хотел быть полезен и не боялся ответственности, но больше всего любил карать. Еще с юности. Неслучайно же, едва дебютировав в "Динамо", оказавшись рядом с такими мастерами, как Ловчев, Газзаев, Максименков, Латыш, он сразу взялся бить 11-метровые и делал это весьма исправно. И действовал на той самой позиции "цепного пса", опорника, где лучшая польза - разрушать и не пущать. И был на своем месте и ради своей команды чуть не переломал на куски Гаврилова в канун московской Олимпиады.

Николай Саныч поразительным образом сочетает в себе многие несовместимые качества. Жажда лидерства и власти, выпуклый, порой циничный карьеризм уживаются в нем с донкихотским поиском справедливости и страстью к чистоте нравов; тяга к порядку и строгому соблюдению правовых норм - с вечным стремлением схитрить, подстроив под себя повестку дня или расклад на голосовании, а еще - с беспринципным волюнтаризмом типа затаскивания судьи в командную раздевалку "посмотреть ребятам в глаза"; склонность к обстоятельному разъяснению своей позиции (с одним моим знакомым он как-то раз, проговорив три часа в кабинете, спустился затем в метро, не унимаясь, проехал до его станции, в противоположную от своей сторону, и еще час с лишним, чуть ли не за полночь, что-то усердно втолковывал в подземном переходе) - с полным игнорированием общественных запросов на информацию; способность ради дела поступиться удобствами, комфортом, личными интересами, где-то даже аскетизм (есть мнение, что в знаменитых папках он носит не убийственные документы, как принято считать, а обычные бутерброды, экономя время и деньги на поход в столовую) - с бегством от неудобных тем и вопросов и лютым отношением к тем, кто их поднимает.

Слишком много противоположных свойств заложено в натуре Толстых. Оттого и не ладятся президентские дела, оттого и постоянные конфликты. И ладно бы он рассорился только с Евгением Гинером - люди разных культур и воззрений, подходов и взглядов, никуда не денешься. Так ведь и с Федуном вдрызг: зачем-то прокатил того на выборах в исполком. И уж совсем напрасен раздор с Виталием Мутко, который сейчас, будь у них мир и лад, как после Лондона-2012, мог бы по простоте душевной стать громоотводом в истории с Капелло, принять на себя все удары и нивелировать их тяжесть. Тем более что он и был гарантом контракта.

Теперь же одинокий воин-президент вынужден отдуваться сам. Он отлично понимает, что платить по счетам обязан: и по закону, и по понятиям, и по человеческим правилам. Но платить ему нечем и явно неохота, да и уступать должность Мутко, одновременно переписав на него все долги, тоже жалко. Столько лет идти к высшему посту, по головам и черепам, - и добровольно сдаться?!

Как знать, не затеял ли парадоксальный Толстых тягучую игру в Ходжу Насреддина, выжидая, кто помрет первым - падишах или ишак? Авось отчаявшийся Капелло выкинет какой-нибудь фортель вроде забастовки, который можно крючкотворчески вывернуть против него как невыполнение контрактных обязательств. Или раздастся рык из поднебесья: "Это кто там выступил гарантом? Пусть теперь и платит".

А больше Николаю Санычу надеяться не на что.

66