Статьи

10 января 2010, 12:45

Полчаса под пулями

Корреспондент "СЭ Интернет" рассказывает о трагедии сборной Того в преддверии Кубка Африки в Анголе, просуммировав сообщения агентств Reuters и АР.

Раз в два года в начале января приходит время подробнее поговорить об африканском футболе. Благо есть прекрасный повод – Кубок Африки. В 2010-м это яркое событие, уже давно достигшее планетарного масштаба, состоится в 27-й раз, и к нему будет приковано особое внимание. Шутка ли, уже в июне Африка впервые в своей истории примет главный футбольный форум четырехлетия – чемпионат мира, который пройдет в ЮАР. Решение ФИФА продолжить линию распространения мундиаля по всем частям света многие восприняли по меньшей мере сдержанно, исходя из многочисленных проблем Черного континента, и одной из основных называлась проблема безопасности. И надо же было такому случиться, что за несколько суток до начала смотра ведущих африканских сборных этот вопрос стал крайне актуален.

Произошла ужасная трагедия: автобус сборной Того был обстрелян террористами. Убиты и ранены члены делегации. Заставит ли это усомниться высшие футбольные власти в готовности Африки принять чемпионат мира? Примем как данность, что этот момент еще будет неоднократно обсуждаться. Сейчас же с момента нападения террористов на тоголезцев не прошло еще и двух суток, а это событие заставило все заинтересованные стороны перейти от обсуждения таких тем, как "Кто приведет свою сборную к победе: великолепный лидер Кот-д’Ивуара Дидье Дрогба или камерунский снайпер Самюэль Это’О?" к совершенно другим: "Останется ли сборная Того на турнире?" или даже более радикальному варианту - "Стоит ли его проводить в этом году?".

Вечером пятницы, когда до начала матча-открытия турнира Ангола – Мали оставалось чуть более 49 часов, на лентах ведущих мировых агентств появилась новость-молния. Текст выглядел угрожающе: "Автобус сборной Того обстрелян неизвестными. Есть жертвы". Подробности не заставили себя ждать. Оказалось, что тоголезцы решили из тренировочного лагеря в соседнем Конго по автотрассе добраться до своего места дислокации в ходе групповой стадии турнира – олимпийского парка Кабинды – столицы одноименной области Анголы, в которой пройдут матчи квартета В. Что произошло дальше, описали игроки сборной, которые и спустя сутки после трагедии признавались, что находятся в состоянии глубокого шока.

"После пересечения границы мы продвинулись вглубь Анголы примерно на пять километров, когда услышали, что нас обстреливают, – рассказал главная звезда команды форвард "Манчестер Сити" Эмманюэль Адебайор. – Наш автобус остановился, а стрельба продолжалась еще 30 минут. Это был самый ужасный момент в моей жизни. Наш водитель был убит, и мы даже не могли попытаться уехать". "Нападавшие были вооружены до зубов и палили по автобусу без остановки. Нам пришлось прятаться под сиденьями, и прошло около получаса, прежде чем сопровождавшие нас машины полиции смогли силой заставить нападавших отступить", – поделился нападающий "Нанта" Томаса Доссеви. Слова хавбека "Астон Виллы" Мустафы Салифу еще более детально описывают весь ужас, произошедший с командой: "Если быть честным, то я не помню, о чем думал в момент нападения. Пули свистели вокруг, как в кино. Считаю, что мне по-настоящему повезло. Я находился на одном из задних сидений в компании Адебайора и одного из наших вратарей. А в защитника, который сидел передо мной, попали дважды. Одного из моих лучших друзей голкипера Обилаля Косси ранили в грудь. Это было ужасно. Мы все плакали. Я видел, что мои товарищи в беде, и тоже плакал. Не могу представить, кто сделал все это. Мы ехали играть в футбол, но не думаю, что сейчас сможем выйти на поле".

Один погибший и шестеро раненых – так первоначально было обозначено число жертв, но впоследствии количество убитых выросло до трех, а раненых – до девяти. Помимо упомянутого выше водителя, пули террористов стали причинами смерти пресс-аташе сборной и одного из членов тренерского штаба. В число раненых вошли два футболиста: защитник Серж Акакпо и вратарь Обилаль Косси.

Практически незамедлительно последовала реакция на кровопролитие со стороны официальных лиц и сторон, которых инцидент коснулся. Свои соболезнования принес президент ФИФА Зепп Блаттер. Некоторые европейские клубы, которые и так негативно относятся к отъезду игроков на Кубок Африки в разгар сезона, едва ли не потребовали возвращения своих африканских игроков назад. "Портсмут" призвал Африканскую футбольную конфедерацию (CAF) гарантировать безопасность всем участникам. При этом "Челси", отпустивший в Анголу четверых своих ведущих игроков, – ивуарийцев Дидье Дрогба, Саломона Калу, нигерийца Джона Оби Микела и ганца Майкла Эссьена, наоборот, в своем заявлении выразил уверенность, что организаторы примут все дополнительные меры безопасности. Также появилась информация, что ответственность за нападение взяла на себя группа сепаратистов "Фронт освобождения Кабинды" (FLEC), представители которой ранее требовали не проводить матчи турнира в этой области.

Война за независимость в этом богатом нефтяными месторождениями анклаве Анголы началась сразу после того, как страна перестала быть португальской колонией в 1975 году. Однако восемь лет назад правительственные войска подавили движение повстанцев, и с тех пор активные боевые действия не велись. И не далее как в минувшем декабре бывший боец FLEC, а ныне чиновник в правительстве Анголы Бенто Брембе заявил, что группировка практически прекратила свое существование, несмотря на заявление ее лидера Н’Зита Тьяго, что он не собирается складывать оружие, правдивость которого подтверждалась рядом террористических актов.

Впрочем, кто бы ни стрелял по сборной Того, оргкомитету турнира и официальным властям Анголы предстояло каким-то образом выходить из создавшейся ситуации. Президент CAF Исса Хайяту по горячим следам выступил с заявлением, что проведению турнира нападение не помешает, пообещав заручиться гарантиями безопасности участников у премьер-министра Анголы Пауло Кассомы. Другой представитель оргкомитета турнира Виргилио Сантос и вовсе обвинил тоголезцев в нарушении предписаний по передвижению команд: "Мы попросили все делегации сообщить нам о времени их прибытия в Анголу, и только сборная Того этого не сделала. Более того, мы даже не знали, что своим транспортом они выберут автобус, хотя были четко проинформированы – так делать запрещено. Не могу понять, почему они все-таки поступили по-своему".

В стане пострадавшей стороны, естественно, пошли разговоры, что сборной следует сняться с турнира. Игроков можно понять, когда на твоих глазах стреляют в тебя и твоих друзей. Погибли люди. Тут уже не до футбола. На субботу было назначено собрание команды, по итогам которого должно быть принято общее решение. Но еще до его начала по комментариям футболистов становилось очевидно, что играть в футбол, когда вокруг творятся такие вещи, они не в состоянии. "Думаю, что большинство за отъезд. Домой, к своим семьям. Как участвовать в турнире после всего, что мы видели? Никто не может спать. Все мысли только о тех ужасах, произошедших на наших глазах", – сказал капитан команды Адебайор.

Отлет тоголезцев домой был назначен на воскресенье. Нападающий Доссеви заявил, что команда не может принять позицию CAF, согласно которой турнир должен пройти в запланированные сроки. "Мы огорчены решением федерации, – сказал он, добавив, что в случае переноса Кубка Африки на более поздний срок сборная Того готова играть. – Мы просто хотим, чтобы нам дали возможность отвезти убитых домой. Я и мои партнеры общались с игроками других сборных, и они нас поддерживают. Могу гарантировать, если старт турнира не будет отложен, то последуют отказы от участия со стороны других команд. Мы все футболисты, мы любим эту игру, но в жизни есть вещи поважнее".

Действительно ли турнир находился под серьезной угрозой бойкота? В открытых источниках информации комментариев на этот счет со стороны остальных участников было немного. В частности генеральный менеджер сборной Кот-д’Ивуара Каба Коне, делясь своим мнением о происходящем, заметил, что шокирован трагическими событиями, но его команда не рассматривает вариант со снятием с Кубка Африки. "Думаю, что турнир еще может стать праздником", – добавил Коне. По его словам, ивуарийские игроки побывали в расположении тоголезцев с целью поддержать их в трудную минуту. Ассистент наставника сборной Мозамбика Амаде Чабабе в телеинтервью признал, что футболисты и тренерский штаб находятся в тревожном состоянии: "Нам всем страшно. Кто знает, не случится ли чего подобного с нами".

Не мог остаться в стороне оргкомитет предстоящего чемпионата мира. Пресс-атташе организации Рич Мкондо довел до общественности официальную позицию: "Инцидент в Анголе не может поставить под сомнение безопасность проведения первенства планеты. Подобная трагедия могла произойти в любой точке Земного шара. К тому же не стоит равнять организацию турнира в Анголе с летним мундиалем в ЮАР лишь потому, что эти страны находятся на одном континенте".

Вечером в субботу появились сообщения со ссылкой на анонимный источник в правительстве Анголы, согласно которым сборную Того убедили не покидать Кубок Африки. Возможно, потому что глава африканского футбола Хайяту на встрече с премьером Анголы Кассомой получил от того гарантии увеличения мер безопасности. Правда, практически сразу тоголезский министр Паскаль Боджона выступил с диаметрально противоположным заявлением: "В такой драматической ситуации команда не сможет участвовать в турнире. Игроки находятся в состоянии глубокого шока и отправятся домой".

"Если вы все-таки решите покинуть турнир, то мы отнесемся к этому с полным пониманием. Это очень сложный выбор, но сделать его можете только вы сами", – выступил с ответным заявлением Хайяту. При этом было сделано еще одно важное объявление: матчи группы В, в которой по результатам жеребьевки оказались Кот-д’Ивуар, Буркина-Фасо, Гана и Того, не будут перенесены из Кабинды с согласия властей Анголы. Этот факт окончательно подтвердил – Кубок Африки пройдет по расписанию с участием тоголезцев или без.

Но они все-таки решили остаться. Поздней ночью с субботы на воскресенье по московскому времени сборная Того после длительных консультаций с премьер-министром Анголы и членами оргкомитета приняла единогласное решение не сниматься с турнира. "Вся команда решила играть, – заявил полузащитник "Гренобля" Алайксис Ромао. – На общем собрании договорились, что в понедельник выйдем на поле в матче против Ганы, несмотря ни на что. Ради памяти наших погибших товарищей, ради раненых под обстрелом мы не можем повести себя, как трусы. Хотим, чтобы террористы поняли, что им не удалось нас запугать. И пусть наше правительство не согласно с нами, примем участие в чемпионате континента".

Вот такие события предваряли 27-й розыгрыш Кубка Африки. Каким окажется по содержанию сам турнир, это уже другой вопрос. По умолчанию от него всегда ждут интересного зрелищного футбола, основанного на прекрасном техническом и физическом уровне оснащения африканских игроков, но получится ли проявить все лучшие качества после трагедии тоголезской сборной? Можно ли вообще играть в такой обстановке? Сейчас обсуждать такие моменты не слишком уместно. Хочется просто всячески пожелать командам проявить себя. Игра миллионов призвана служить объединению людей, чему имеется множество примеров в истории. И сейчас на глазах у всего мира африканский футбол подвергся тяжелейшему испытанию, которое надо, стиснув зубы, с честью преодолеть. Ради будущего и прошлого. Как это сделали футболисты сборной Того.

Петр ТЕРЕЩЕНКОВ

P.S. В воскресенье днем под давлением руководства страны футболисты сборной Того были вынуждены поменять свое решение, и по последней информации, все-таки отправятся домой.