Статьи

27 апреля 2011, 02:50

Люди помнят, для кого они играют

Игорь РАБИНЕР

"Если бы семь лет назад, когда мы начинали, кто-нибудь сказал мне, что это будет так выглядеть, - ни за что бы не поверила".

В голосе замечательной актрисы и доброго, сердечного человека Чулпан Хаматовой не было надрывных, слезливых, наигранных ноток. Она была предельно искренна - как и то дело, которое уже много лет делает, помогая с помощью своего благотворительного фонда "Подари жизнь" детям, больным раком.

Ни капли пафоса и надрыва не было и в человеке, который сидел перед журналистами рядом с ней. В Роберто Карлосе - 38-летнем бразильце, который, как по привычке злословил кто-то пару месяцев назад, приехал в Россию заработать легких денег. А теперь он, как и весь "Анжи", делится этими деньгами с теми, кому очень плохо. И улыбается - так широко и естественно, почти по-детски, что беспрерывно стрекочут блицы фотографов, которых в здание РИА "Новости" пришли десятки.

По ходу пресс-конференции, посвященной подписанию соглашения "Анжи" и фонда "Подари жизнь", уже рассказавший о своем участии в благотворительности в Бразилии и Испании Роберто Карлос вдруг незапланированно попросил слова. И сказал, что будет перечислять фонду деньги не только из премиальных (а также кассовых сборов с домашних матчей махачкалинцев), как предусмотрено соглашением, но и из каждой зарплаты.

Репортеры переглянулись. Из их глаз начисто исчезли привычные ирония, сарказм, поиск скрытого подтекста. Но я бы не сказал, что кто-то сильно удивился - такая в зале царила аура. Не знаю, планировал ли Роберто Карлос такой шаг заранее, но рядом с такими людьми, как Хаматова, этот порыв показался нормальным. А ведь от нормальных чувств и эмоций мы год от года методично отвыкали. Как и от совестливых людей, которые чувствуют себя в долгу за что-то и перед кем-то.

Футбол является срезом жизни - вот и в нашем обществе потребления процветал потребительский футбол. Большинство из тех, кто в нем задействован, хотели только получать, если не сказать резче - хапать. В последние годы на него обрушились громадные шальные деньги - однако мало кому приходило в голову, что надо что-то отдавать взамен.

Но, кажется, все-таки появились те, кто оказался способен внушить людям правильные понятия о жизни. Глядя на то, что творится сегодня на наших стадионах, понимаешь, насколько это нужно.

…Еще недавно эти двое вряд ли вообще знали друг о друге. Когда Хаматова в 98-м поступила в театр "Современник" и начинала репетировать роль Патриции Хольман в бессмертных ремарковских "Трех товарищах", Роберто Карлос выигрывал финал Лиги чемпионов у "Ювентуса" и уступал решающий матч чемпионата мира французам. Казалось: такие разные страны, стили жизни, профессии. Но когда в людях есть чувство, выраженное в пастернаковских строках "Быть знаменитым некрасиво", когда эта знаменитость побуждает их помогать беспомощным - сходят на нет любые расстояния и барьеры.

Наверное, даже если бы Роберто Карлоса в "Анжи" не дождались, новое руководство клуба из Махачкалы с "Подари жизнь" все равно нашли бы друг друга, и эмблема фонда, так или иначе, появилась бы на футболках игроков, заставляя болельщика любой команды задуматься о чем-то несравнимо большем, нежели победа в конкретном матче. Недаром и гендиректор "Анжи" Герман Чистяков начал пресс-конференцию со слов: "Мы в футбольном мире редко уделяем внимание не голам, очкам, секундам, а вещам гораздо более важным".

Но Роберто Карлос - из тех безоговорочных кумиров, чье имя магически воздействует на любого неравнодушного к футболу ребенка, из какой бы страны он ни был. "Когда с тобой общался и подружился Роберто Карлос, больной ребенок начинает считать себя самым лучшим, а не худшим, как до этого. Это вызывает огромный эмоциональный всплеск, который приводит к вере в выздоровление, а потом - и к нему самому", - говорила Хаматова.

А еще Хаматова рассказала о том, какова сила воздействия кумиров.

- У нас лечился малыш Сережа Сергеев. Ему сделали трансплантацию, но чужие клетки не приживались. Ребенку это так надоело, что он перестал есть, разговаривать с родителями и врачами. Лежал в стеклянном боксе, равнодушный ко всему окружающему. И однажды в больницу пришел Гус Хиддинк. Это было из разряда чудес, так как он не говорил по-русски, а мальчик - по-английски и по-голландски. Но Хиддинк как-то так посмотрел на него в окно бокса, что-то такое ему показал, что сразу после его ухода Сережа вдруг сказал: "Хочу банан". И стал поправляться! Гус Хиддинк сделал что-то такое, что Сереже стало почему-то очень надо жить. Знаете, дети очень верят в греческую мифологию. А люди футбола для них - как боги с Олимпа.

С этого года то же, что и Хиддинк, делают и футболисты "Анжи". 10-летнего дагестанского мальчика Муссу Исаева почти вылечили от рака - но он потерял иммунитет и стал уязвим для других смертельно опасных болезней. Ему нужен был препарат, который стоил 300 тысяч рублей. И за счет продажи билетов на первый домашний матч "Анжи" в 2011 году эти деньги собрали. Когда об этом было объявлено в перерыве, да еще и с показом видеоряда о ребенке, народ так растрогался, что после матча стихийно собрал еще столько же! В Дагестане - одном из беднейших регионов России!

А футболисты "Анжи" записали для Муссы видеоролик, где все во главе с Роберто Карлосом говорят простые, но такие добрые и теплые слова, что это не может не тронуть. И дарят мальчику футболку бразильца с автографами всей команды. "Я пыталась вспомнить, что было в моем детстве сопоставимо с подарком такого бога, - сказала Хаматова. - И не нашла".

 За рекламу ее фонда на лицевых сторонах футболок "Анжи" не получит ни копейки. Напротив - клуб платит сам. Как они нашли друг друга, стало ясно во время пресс-конференции: "Анжи" проявил инициативу, а свела их известная телеведущая Тина Канделаки, хорошо знакомая как с Хаматовой, так и с владельцем "Анжи" Сулейманом Керимовым. Она тоже вчера говорила эмоционально и проникновенно. Напомнив, кстати, что сам Роберто Карлос - отец восьми (!) детей. Человек, знающий, что такое их любить.

"Если бы наш шоу-бизнес ставил такую цель, как Чулпан, - у нас был бы другой шоу-бизнес", - сказала Канделаки.

А я добавлю - и другой футбол.

Скептик, конечно, скажет, что зажигательная и драматичная схватка "Анжи" с "Динамо" в минувший понедельник, от которой невозможно было оторваться ни на секунду, не имеет ничего общего с надписью, красующейся на футболках махачкалинцев. А по мне - так имеет. Люди помнят, для кого они играют. И им стыдно делать это плохо и бездушно.

Они знают о том, что сегодня, пусть и на выезде, сыграют спустя рукава - а завтра махачкалинский болельщик не купит билеты на следующий матч. И очередной ребенок, будь то Зарина Алиева, брат и сестра Шамсутдиновы и другие, недосчитается денег на лекарства, которые ему нужны для того, чтобы жить. Как это стимулирует к тому, чтобы в каждом матче выворачиваться наизнанку, - судите сами. Просто поставьте себя на их место.

Первопроходцем была "Барселона", на футболках ее игроков много лет красуется эмблема UNICEF - детского фонда ООН. И пусть теперь Qatar Foundation сделал каталонцам предложение, от которого невозможно отказаться, - упавший флаг нашлось кому поднять. Шаг, на который первым в России пошел "Анжи" и который не грех бы поддержать другим, не только сделает наших болельщиков добрее. Но и футбол - лучше и ярче. Потому что невозможно по-настоящему жить, думая только о деньгах.

Роберто Карлос, который уже 12 лет устанавливает в бразильских больницах оборудование для новорожденных больных детей, знает это как никто другой. Он привык жить в правильной системе ценностей. Люди, приглашавшие его, знали об этом.

Здорово, что его появление приблизило к этой системе и нас.