Статьи

31 мая 2011, 03:00

Николай Толстых: "Судьба лиги была предрешена задолго до разрыва договора"

В понедельник стало известно, что разрыв договора между РФС и ПФЛ, состоявшийся в декабре прошлого года и инициированный Российским футбольным союзом, мог быть произведен без достаточных на то оснований. Согласно официальному заключению Министерства юстиции, "нарушения закона", приведенные в качестве причины разрыва договора, не должны были повлечь за собой юридические последствия для ПФЛ. За комментариями корреспондент "СЭ" обратился к главе опальной ныне лиги.

- Я читал публикацию в "Новой газете", содержащую ответ Минюста, - начал Толстых. - Но прежде хотел бы обратить внимание вот на что. После того как 9 декабря 2010 года на исполкоме РФС было принято решение расторгнуть договор с Лигой, мы дважды - в декабре и феврале - обращались в Российский футбольный союз с просьбой предоставить протокол того заседания, ответ Минюста со списком наших прегрешений, на который ссылался глава РФС, а также официальные основания разрыва договора.

Сейчас на дворе конец мая, но никаких документов из РФС мы до сих пор не получили. Ситуация, при которой действующее объединение клубов лишили прежнего статуса, но прислать подтверждающие это решение официальные документы забыли, не кажется мне нормальной.

- Какие меры намерена принять ПФЛ в связи с открывшимися обстоятельствами?

- Для начала мы должны тщательно ознакомиться с документом и попытаться получить объяснения ответственных лиц РФС.

- Возможно ли обращение ПФЛ в какие-то инстанции? Например, в Апелляционный комитет РФС?

- Могу заверить, что мы примем взвешенное решение и руководствоваться будем в первую очередь интересами российского футбола. Опубликованный ответ Минюста указывает на то, что Лига имела право продолжать исполнение своих обязательств по договору с РФС.

- Чем занимается ПФЛ в настоящее время?

- Продолжает свою уставную деятельность. Мы переехали из Дома футбола в универсальный спортивный зал "Дружба". Естественно, сократили объем мероприятий, касающихся спортивного блока. Но в уставе Лиги значится не только проведение соревнований. Мы по-прежнему координируем деятельность клубов, проведем в этом году несколько финансовых, юридических и бухгалтерских семинаров, которые всегда были востребованы в футбольной среде. Оказываем содействие в организации турниров различным структурам, с которыми сохранили добрые отношения. Правда, речь идет не о профессиональном футболе. Существуем в режиме жесткой экономии, значительно сократился штат сотрудников, часть которых перешла на работу в РФС. И тем не менее ПФЛ жива.

- Возможно ли возвращение Лиги к активной деятельности?

- Прежде всего хотелось бы, чтобы те руководители, которые предприняли в отношении ПФЛ столь серьезный шаг, нашли в себе мужество по крайней мере принести извинения Лиге, клубам, футбольной общественности и признать ошибку. Да и исправить ее, мне кажется, еще не поздно. Наша организация 20 лет честно и ответственно трудилась на благо российского футбола. Лига не заслужила к себе такого отношения.

- Говоря об ошибке, вы имеете в виду намеренную дезинформацию членов исполкома?

- Пусть те, кто создал схему по разрыву договора Лиги с РФС, сами проанализируют свой поступок и решат, как его называть.

- Вы сказали, что Лиге еще предстоит выработать алгоритм будущих действий. Но есть же отдельные сотрудники ПФЛ, которые потеряли в зарплате, лишились стабильности. Возможны ли с их стороны какие-то иски?

- Не думаю, что до этого дойдет, хотя вопрос важный и поставлен правильно. Та комбинация, что была реализована 9 декабря, стала неожиданной для всех. Она коснулась не только ПФЛ, но и клубов, и многих честных сотрудников, долгие годы добросовестно работавших в отечественном футболе. Кто и с какими целями это сделал? Думаю, комментарии по данному вопросу должны давать инициаторы событий.

Отмечу другое. Чтобы осведомиться о наших регистрационных документах, руководство РФС направило запрос в Минюст. Хотя сделать это можно было куда проще, учитывая, что Лига и РФС располагались в общем Доме футбола, чуть ли не на соседних этажах. Неужели именно так в Российском футбольном союзе понимали партнерские и деловые отношения?

Дата самого первого запроса - июль 2010 года. Это значит, что яблоком раздора стали вовсе не разногласия по поводу перехода на "осень-весну" - тогда эта тема еще не звучала столь остро. Мне кажется, судьба Лиги и меня, как ее руководителя, была предрешена задолго до декабрьского исполкома. Те, от кого это зависело, не собирались входить в новый сезон с прежней ПФЛ.

Сначала имели место попытки раздробить Лигу, выведя из ее состава клубы первого дивизиона, затем в рамках той же схемы был реализован другой сценарий, юридических оснований для которого, однако, не было и нет. Зато теперь понятно, почему нам не были предоставлены официальные документы, отражающие причину расторжения договора. Что ж, надеюсь, это все-таки будет сделано. 

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

17