Статьи

11 июня 2011, 01:15

О странностях футбола с точки зрения бизнеса

Осенью 2005 года предприниматель, генеральный директор ОАО ОПИ-групп, член комиссии по спортивной индустрии Российского союза промышленников и предпринимателей Антон Треушников стал владельцем вильнюсской "Ветры", клуба литовской высшей лиги. Спустя пять лет он этот проект закрыл. Человеку, пришедшему в футбол со стороны, из другой сферы деятельности, многое показалось в нем странным, нелогичным, а порой и криминальным, о чем он и рассказывал в интервью "СЭ-Воскресенье".

- За пять лет в футболе я убедился, что вся система в нем выстроена в интересах богатых клубов, - предварил он наш разговор. - А небогатые почти всегда ведут борьбу за выживание. Инвестиции в небольшие клубы в этих условиях невыгодны, их содержание - либо чье-то неисправимое хобби, либо политический заказ. И второй вопрос - надо менять менталитет нынешних футбольных менеджеров, воспитывать поколение, способное жить по законам.

- Кого конкретно вы имеете в виду?

- Спортивных и других директоров клубов, да и тренерский состав порой не без греха. При заключении контракта многие из них уже думают, какой будут иметь навар к нему, и потом стараются заработать на всем подряд, некоторые ухитряются получать даже часть зарплаты футболистов. Но если не жить по их правилам, работа клуба остановится. Левые запросы менеджеров, по моим подсчетам, съедают приблизительно 30 процентов клубного бюджета и прямым образом влияют на игру команды. Увлечь игроков результатом, дать им мотивацию трудно, когда деятельность менеджеров у них на виду.

- Что побудило вас приобрести "Ветру", а не российский клуб?

- С бюджетом, который мы могли предложить, в России играют во втором дивизионе. А в Литве появилась возможность пробиться в еврокубки, за счет поступлений из УЕФА компенсировать часть клубного бюджета.

- Какую главную ошибку вы совершили, став владельцем "Ветры"?

- Привезли дорогостоящую российскую команду менеджеров и тренеров. Пользуясь тем, что мы не очень разбирались в футбольном хозяйстве, они стали приобретать ненужных клубу игроков. Первоначальная цель была - привлекать в команду местную молодежь, но нас уговорили во имя результата раздуть бюджет, тем самым вынудив к тому же другие литовские команды. Начальный бюджет в 700 тысяч долларов мы увеличили втрое, но желаемого результата не добились. И в целом приглашение российских специалистов в Литву дало отрицательный эффект. Хотя цели были благие: за счет российских менеджеров и тренеров приблизить литовский футбол к российскому уровню.

- Однако в Кубок УЕФА "Ветра" все-таки пробилась?

-- Если правильно решать задачу, в Европу можно было попасть и с местной молодежью. А мы, например, первыми из литовских команд провели дорогостоящие сборы на Кипре и в Турции, хотя с тем же успехом их можно было организовать в соседней Польше. Ошибкой стало приобретение бразильцев. Идея с их последующей перепродажей оказалась неудачной. Половина сумм, которые фигурировали при трансферах наших бразильцев в Польшу, ушла в качестве откатов, без которых в России или Восточной Европе ни приобрести, ни продать игрока невозможно. На трансферах нам не удалось заработать ничего.

- Но вы же не успокоились, загорелись идеей создать литовский клуб КХЛ?

- Надеялся, что привлечением литовских спонсоров в хоккей смогу продлить жизнь и футбольному проекту. Но крупнейшие предприниматели страны не поддержали идею. И я решил закончить с профессиональным спортом, в котором осталось много непонятных вещей.

- Например?

- Непомерно раздутые контракты футболистов. Причем футболист, не важно играет он или сидит в запасе, имеет возможность воздействовать на руководство клуба, пожаловавшись в ФИФА или УЕФА. А интересы владельцев клуба не защищает никто. Приходилось наблюдать, как игрок, заключив контракт, сразу покупал в кредит престижную иномарку, уверенный, что с ним расплатятся независимо от того, попадет ли он в состав. Был в "Ветре" дорогостоящий футболист, который, ссылаясь на болезнь, за год ни разу не вышел на поле. Когда я потребовал от него приведения себя в порядок или расторжения контракта, он пригрозил "вариантом Никезича": пожалуется в УЕФА и напишет заявление в полицию об угрозах с нашей стороны. Что же касается откатов, то за пять лет я так и не смог внушить части менеджеров, что они предлагают мне "пилить" мои же собственные деньги. Почему, например, при наличии у нас специального пресса нанесение номеров на футболки надо было отдавать на сторону? Потому, что в клубе пришлось бы делать это бесплатно, а в фирме люди в виде "сдачи" имели какую-то копейку. И выходит, что за свои деньги ты получаешь огромное психологическое напряжение, начинаешь думать, а не лучше ли вложить средства в собственную семью или построить храм.

- Где же выход?

- В воспитании нового поколения менеджеров, в снижении бюджетов. Не должно быть такого резкого контраста в финансовых возможностях больших и малых клубов. Едва закончился недавний чемпионат мира по хоккею, как заговорили об узком круге кандидатов в сборную России, тогда как у финнов, чьи клубы не могут похвастаться заоблачными бюджетами, их пруд пруди. И дефицит кандидатов в футбольную сборную России говорит о том, что клубы в погоне за результатом не развивают российский футбол. Однажды на сборах "Ветра" сыграла вничью со "Спартаком". Матч был контрольным, его результат никого не взволновал, но я тогда подумал, что и средний клуб может составить конкуренцию сильному, если ее правильно организовать. Об этом говорит и успех в Лиге чемпионов белорусского БАТЭ с бюджетом в два миллиона долларов. Лишившись части бюджета, клубы будут вынуждены не покупать зарубежных игроков, а воспитывать собственных, давать им зеленый свет в основной состав. Требуется установить потолок зарплат в клубах, а если кто-то его превышает, пусть отчисляет средства в резервный фонд, которые затем пойдут на дотации малым клубам. Если гонишься за результатом и покупаешь дорогих игроков, будь добр поделиться средствами, заплатить налог на роскошь.

Павел АЛЕШИН

5