Статьи

11 февраля 2012, 00:08

Я не фотограф!

По мнению знатоков, Игорь Уткин был лучшим спортивным фотокорреспондентом советских времен. Фотографировал знаменитостей и сам был знаменитостью: на его счету три приза "Золотой глаз" престижнейшего международного конкурса WORLD PRESS Photo. 15 февраля Игорю Уткину исполнилось бы 70 лет.

Накануне отъезда сборной России по хоккею на финский этап Евротура автор этих строк отправился по заданию редакции в Новогорск – нужен был фоторепортаж о подготовке команды. Приехал рано - хоккеисты до базы еще не добрались. В главном корпусе олимпийского центра ремонт. Центральный подъезд закрыт. Вход со двора. Спортсменов много - оживленно. Жизнь кипит. На новой арене зимних видов юные фигуристы ведут борьбу за медали чемпионата России. Великая Татьяна Тарасова наблюдает за выступлением восходящей звезды Елизаветы Туктамышевой.

А я вдруг вспомнил кадр Уткина. Татьяна Анатольевна обнимает своего отца — величайшего хоккейного тренера. Постановочный снимок, но сколько в нем доброты, теплоты... Уткинской теплоты...

Приехал Зинэтула Билялетдинов. Кажется, еще совсем недавно я просил у Уткина снимки главного тренера сборной для материала в "СЭ". Игорь Владимирович прислал на выбор: дома, с супругой, в игре.

Владимир Мышкин, помощник Билялетдинова в сборной, три года назад, в день похорон Уткина, стоял на морозном февральском ветру Ваганьковского кладбища. Не мог не прийти.

- Игорь был моим другом! Замечательный человек и великий мастер! – сказал бывший вратарь советской сборной. -  Однажды он подарил мне фотографию: мой портрет, на котором крупно через маску - глаза.  Такие снимки сразу запоминаются!

***

Однажды на какой-то совершенно неинтересной с точки зрения съемки пресс-конференции я оказался рядом с Уткиным. "Скукотища, - сказал Игорь Владимирович. – только время теряем!" И потащил меня на первый ряд. "Там хоть портреты снять можно!"

***

Вернувшись из Новогорска, я позвонил в Будапешт Габриэлле Уткиной. После смерти мужа она вернулась на родину.

- Спасибо за привет от Володи Мышкина! – сказала Габриэлла. - Мы ведь вместе с Игорем были у него на свадьбе.

- А как вы познакомились с Игорем Владимировичем?

- Я училась в Москве, и как-то друзья по общежитию позвали на футбол. Сказали, что познакомят с известным фотографом. Игорь как раз тогда получил свою первую международную премию. Но, конечно, знаменитым он еще не был. Его даже на зарубежные соревнования не пускали.

- У Игоря Владимировича, кажется, столько друзей в мире спорта осталось... Он так часто снимал спортсменов дома, в семье, с детьми. Даже в ванне ему разрешали снимать!

- Игорь был общительный человек и очень любил спорт. Знал его, в юности в футбол и хоккей играл, велоспортом профессионально занимался. Ему легко было найти общий язык со спортсменами. Дружил с динамовцем Владимиром Козловым, хоккеистом Александром Мальцевым, баскетболистом Сергеем Беловым, со многими. Лев Яшин как отец для него был. Ко многим подход находил. Только с Бесковым не удавалось наладить контакт. Как-то Игорь снимал его на тренировке. Бесков кричал, размахивал руками. А когда увидел снимки, страшно разозлился и потребовал, чтобы духу Игоря у него не было!  

***

Иногда Уткин просил меня подвезти на машине от стадиона до метро. Как-то, после поражения "Динамо", я спросил его мнение об игре бело-голубых. "Да наплевать мне! Я не болельщик!" - в сердцах произнес он.

***

- Несмотря на то что Игорь Владимирович всегда отнекивался от своего "боления" за "Динамо", было видно, что переживает за этот клуб.

- Он считал, что профессионал не должен "болеть". Иногда вернется со съемки: ругается, злой, сразу видно — проиграли. Даже спрашивать, как сыграли, смысла не было. Мог позвонить Газзаеву, Семину и подолгу разговаривать с ними по телефону. Я в футболе не слишком хорошо разбираюсь, но было видно, что это профессиональный разговор. Игорь много своих снимков отдавал в "Динамо". Готов был специально снимать для программок, буклетов, клуба болельщиков. Было очень обидно, что в день похорон от "Динамо" никого не было.

***

Удивительно, чтобы найти снимок какого-нибудь спортсмена, даже малоизвестного, достаточно было набрать номер Игоря Владимировича. Казалось, он снимал все спортивные соревнования в стране.

***

- Игорь не очень любил фотографировать официальные мероприятия, — продолжила Габриэлла. - Но в первые годы работы в Агентстве печати "Новости" его часто как раз на такие съемки и посылали. Съезды, выборы, колхозы, больницы и избирательные участки – все это его не радовало. Наверное, поэтому и негативов, сделанных на таких съемках, дома не осталось.  Даже за границу, когда отправляли  после перехода на работу в ТАСС, не хотел ехать.

- В Афганистане он едва не погиб?

- Считал, что повезло. Опоздал на съемку. А во время официального мероприятия там прогремел взрыв.

- Другое дело — командировки на спортивные соревнования?

- Первой такой командировкой для Игоря стала Универсиада-1977 в Болгарии. А потом были сотни турниров – Олимпиады,  чемпионаты мира по футболу и хоккею, другие соревнования. Как-то он вздохнул: мол, на Олимпийских играх выставочный кадр сделать очень сложно. Редакция требует успеть везде. Надо сфотографировать, проявить, оформить снимок, отправить в редакцию... Очень много времени и сил на это уходило. Тут не до творчества — сплошной поток!

- И несмотря на это все равно делал великолепные кадры.

- Потому что очень любил свою работу и дорожил именем. Он всегда радовался удачным снимкам и гордился своими наградами. Наверное, для него они были, как для спортсменов медали.

- Вашим мнением интересовался?

- Конечно, показывал, советовался, хотя я небольшой специалист в фотографии. Иногда не понимала, что тут особенного, а потом сделает кадр покрупнее, сразу понятно, на что стоит обратить внимание. За ним даже дома было интересно наблюдать. Сидим, смотрим футбол или хоккей по телевизору, и вдруг Игорь как закричит: "Вот! Какой кадр мог бы получиться!" Он очень много работал. Мог поехать на совсем незначимый матч, если знал, что там будет возможность сделать интересный снимок. А если в Москве какой-нибудь турнир — всё: как утром уйдет, так до ночи не вернется!

***

Уткин любил пошутить. Но в работе был серьезен и сосредоточен. Старался занять такую точку съемки, чтобы ему никто не мешал. Однажды на "Динамо" судья Чеботарев решил прогнать его от кромки поля: мол, не положено. Уткин начал спорить с арбитром, говорить, что он тоже на работе и просит не мешать. Даже матч на несколько секунд из-за это прервали. А еще не любил слово "фотограф". "Фотографы в ателье работают!" - часто повторял он.

***

- Правда, что Игорю Владимировичу предлагали перебраться в США?

- Контракт предлагали хороший, но он отказался. Не захотел ехать в чужую страну. Ему нравилось в России, где он был по-настоящему счастливым человеком. Занимался любимым делом, снимал спортсменов, дружбой с которыми гордился. 

***

На базе в Новогорске висят фотографии. С одной из них Александр Овечкин улыбается своей неповторимой беззубой улыбкой. Помню, десять лет назад Уткин советовал мне обратить внимание на будущую звезду. А ведь сам когда-то снимал на баскетбольной площадке маму будущего хоккеиста — двукратную олимпийскую чемпионку Татьяну Овечкину.

В его снимках - целая эпоха. Великие победы и трагические поражения. Счастье и горе. Не одно поколение спортсменов видел он через объектив своей камеры. И не только видел. Оставил этот свой взгляд нам.

Татьяна Анатольевна с отцом, Анатолием Владимировичем Тарасовым

Дома у Льва Яшина

На шахматах

Константин Бесков дает установку Сергею Шавло

В бассейне

Ринат Дасаев и Хорен Оганесян с Евгением Леоновым на ЧМ-1982

Алексей Немов

Выступление гимнаста на кольцах

Алина Кабаева

Федор УСПЕНСКИЙ

1