19 июля 2015, 20:45
Кавазашвили – один из тех, для кого придуман футбол. Ибо он принадлежит к числу тех редких талантов, кто способен творить на поле чудеса, превращать игру в зрелище и делать болельщиков счастливыми. Этому не научишь. Это от Бога. Наверное, потому Всевышний не бросал этого батумского паренька с первого и до последнего шага его блистательной карьеры длиной в 17 лет. Но, как известно, на Бога надейся… И, карабкаясь к своей вершине, он не плошал, цепляясь за каждый предоставленный судьбой шанс. Так люди его профессии отчаянно бросаются за пущенным в их ворота безнадежным мячом.
Фото Анатолий БОЧИНИН
Тбилисское "Динамо", "Зенит", столичное "Торпедо", московский "Спартак", кутаисское "Торпедо". Разные команды, разные сезоны. Но память оставило одно – их ворота защищал вратарь-оркестр, в игре которого постоянно звучала зажигательная мелодия отчаянной, зажигательной лезгинки.
"Анзор!" – ревели трибуны, когда он метался по углам, бросался в ноги, летал по штрафной. "Ан-зо-оор!!! Тащи!" – требовали они.
Фото Олег НЕЕЛОВ
И Анзор тащил. Улыбаясь, весело, по-кавказки. Из своих 274 матчей в 163 он так и не позволил мячу пересечь пограничную полосу за своей спиной. Ясно, что "Не пропусти!" – главная заповедь голкипера. Но для Кавазашвили важно было не просто лишить соперника возможности забить, а сделать это уверенно, артистично, заставив того с досады схватиться за голову.
А еще можно вспомнить пять достойных лет в сборной, два приза лучшему вратарю страны (и это при играющем Яшине!), пару золотых медалей чемпиона страны и столько же кругов почета с Кубком СССР.
Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
Обычно звездных людей прошлого принято спрашивать, какой же из клубов они вспоминают с особой теплотой. На правах старого друга Анзора Амберковича возьму на себя смелость утверждать – это "Торпедо". То самое фантастическое "Торпедо" времен Шустикова и Медакина, Воронина и Маношина, Иванова и Стрельцова, Гусарова и Метревели и еще многих прекрасных футболистов и людей. Они умели дарить людям радость от игры, которую любили больше себя самих. И это делало их ее истинными творцами. В том "Торпедо" Кавазашвили был свой среди своих – верный, надежный, бесстрашный.
Таким он остался и сегодня в свои 75 лет. С юбилеем вас, уважаемый Анзор Амберкович – вратарь на все времена!