10 февраля 2017, 15:00
"Фалькао к нам не поедет!" – фраза, в сердцах брошенная Валерием Карпиным, стала крылатой. Так он ответил озлобленным фанатам после разгромного поражения от "Порту", в составе которого и феерил южноамериканец.
– Много еще игроков были интересны "Спартаку", но отказались от перехода только потому, что это Россия? – спросили как-то Карпина.
– Много. Можно "убивать" деньгами и предлагать 20 миллионов евро в год. Хотя если человек там получает, скажем, десять миллионов, а тут ему предложили сто, то все равно не каждый поедет. Особенно если у него пик карьеры, и он хочет играть за свою сборную.
Сейчас тема "ста миллионов" актуальна, скорее, для Китая. Халк и Витсель, сменившие наш чемпионат именно на Поднебесную, – отличная иллюстрация смещения "финансового полюса" в футболе на восток. Но не так давно именно Россия считалась раем для тех, кто хочет в первую очередь обеспечить беззаботную старость.
Сейтаридис, Манише и Коштинья, Кавенаги, Это'О и Кураньи, Вальбуэна, Виллиан и Гарай – весь мир с удивлением встречал новости о том, что эти парни решили связать свою жизнь с холодной и "нефутбольной" страной на самом пике карьеры. Переезд "предпенсионного" Роберто Карлоса в Махачкалу на этом фоне выглядел куда адекватнее.
А кто все-таки не поехал?
РОНАЛДО В "ТОРПЕДО"
Летом 2003 года "Торпедо" почти перешло в собственность олигарха Александра Мамута. Минувшей осенью героем "Разговора по пятницам" стал Александр Вайнштейн, который занял бы пост президента черно-белых. Но сделка сорвалась в последний момент.
– Случись продажа – что ожидало бы клуб? Все лопнуло бы, как в "Анжи"?
– Я думал об этом… Полагаю – нет. В сделке с "Торпедо" участвовали люди, которые решали бы некоторые вопросы коллегиально. Настрой создать суперклуб был очень серьезный. Вплоть до покупки Роналдо!
– Это было реально?
– Опыт "Анжи" показал – покупается кто угодно. Про Роналдо я слышал краем уха. Говорили: "Вот сейчас купим его за 100 миллионов…" Этот период становления "Торпедо" тоже прошло бы. Миллиардеры были болельщиками, сидели по эту сторону экрана. Вдруг оказались по ту – и начали участвовать в процессе. Но менталитет-то остался болельщицкий. Предстояло пройти через ошибки. Плюс у кого-то хорошие советники, у кого-то – плохие.
– Кто тренировал бы "Торпедо"?
– Переговоры велись с Эрикссоном. Состав уже подбирался. Леша Смертин разорвал контракт с "Бордо" – и вылетел в Москву. Мы вместе приехали в Лужники, он отправился на медобследование, а Мамут – в кабинет Алешина. Подписывать договор. Мамут вернулся бледный: "Сделки нет". Что? Почему? "Он не хочет".
РИВАЛДО В "СПАРТАК"
– Самый черный день в вашей футбольной биографии? – задали однажды вопрос бывшему президенту "Спартака" Андрею Червиченко.
– Когда в конце 2003-го пригласили в РФС, и там я узнал о допинге Титова. Причем незадолго до этого мы заканчивали переговоры с "Миланом" и Ривалдо. И Невио Скала сказал: "Не хочу слышать ни о каком Ривалдо, у нас есть Титов, эта позиция закрыта..." Бразилец уехал на родину, прошло несколько дней – и получили этот скандал...
РОНАЛДУ В "ДИНАМО"
– Кто самый известный игрок, которого вы могли приобрести, но не приобрели в "Динамо"? – спросил в 2015 году Игорь РАБИНЕР у экс-владельца бело-голубых Алексея Федорычева.
– Почти взяли из "Спортинга" Нани – в последний момент сорвался. Как и Агуэро, которого Борис Игнатьев поехал смотреть за "Индепендьенте". Но "Атлетико" нас опередил.
– А то, что даже с Криштиану Роналду в какой-то момент говорили, – правда?
– Да. В тот момент у него было непростое положение в Манчестере из-за одного инцидента. Настроение у парня было скверное, он хотел оттуда уехать. Вот и возникла такая идея, которую я закинул Жорже Мендешу. В большей степени общение шло через него, но тема быстро сошла на нет.
КОЛАРОВ В "ЛУЧ"
1 марта 2007 года появилась информация, что контракт с "Лучом-Энергией" подписал талантливый сербский защитник из белградского ОФК Александр Коларов. Но на следующий день новость опровергли, а тем же летом футболист перешел в "Лацио". Сегодня Коларов – чуть ли не главный старожил "Манчестер Сити".
– Знаю, что мой агент вел тогда переговоры с российскими клубами. Но не помню их названия, – рассказывал позднее серб, – Владивосток ведь рядом с Японией, не так ли? Пусть "Луч" выйдет в еврокубки, и я разок туда все-таки слетаю.
ФИГУ В "МОСКВУ"
В 2005-м легендарный португалец действительно мог стать игроком "Москвы". Как рассказывал уже после расформирования клуба экс-вице-президент Максим Мотин, переход был вполне реален. Под звезду из "Реала" даже готовы были начать строить новую базу на смену устаревшей торпедовской в Мячкове. А зарплата Фигу составила бы 4 миллиона евро в год – такие условия игрока устроили. Но в последний момент переезду воспротивилась его жена, а там и вариант с "Интером" нарисовался. Семья сделала выбор в пользу Милана.
КАКА И ТЕВЕС В ЦСКА
Президент ЦСКА Евгений Гинер слов на ветер бросать не любит. Но иногда позволяет себе делиться воспоминаниями, в том числе о несостоявшихся трансферах. В интервью "СЭ" восьмилетней давности босс армейцев рассказал:
– В ЦСКА могли оказаться Нани и Андерсон, которые сейчас в "МЮ". Тевеса звал, когда он еще играл в "Коринтианс". С Кака вообще уже обо всем договорились. Правда, он сразу предупредил, что у него еще есть вариант с "Миланом". Сошлись на том, что если итальянцы в течение трех дней все-таки решатся купить Кака, с нашей стороны препятствий не возникнет. Жаль, конечно, но не пустить игрока в "Милан" было бы просто хамством. Зато теперь в Бразилии все знают: в ЦСКА можно ехать смело – здесь к игрокам относятся по-человечески.
После истории с Хондой Гинер вряд ли выскажется о красно-черных столь же уважительно.
ХАМЕС РОДРИГЕС В "ЛОКОМОТИВ"
– Знаете, я не хочу рассказывать в духе: "Мы такие молодцы, давно его заприметили!" Но – да, колумбиец входил в сферу наших интересов, когда выступал за "Порту". Опять-таки ничего особенного, любому специалисту уже тогда было очевидно: это игрок огромного таланта. Только вот "Порту" отдает настолько одаренных ребят лишь за большие деньги и обычно в ведущие клубы, – цитата бывшего спортивного директора "Локомотива" Кирилла Котова из интервью "СЭ" за лето 2014-го.
СУАРЕС И МНОГО КТО ЕЩЕ В "ЗЕНИТ"
Со времен появления спонсора-гиганта "Зенит" пытался заманить в Россию многих. Халка, Гарая, Хави Гарсию, Витселя – удалось. Других – нет.
"Витсель советует Де Брейне перейти в "Зенит", – заголовки такого плана – норма в каждое трансферное окно. Но далеко не все слухи, даже если за ними стоят реальные переговоры, заканчиваются сделками.
К примеру, Зе Роберту, как и Фигу, в Россию не отпустила жена.
Пандев, прежде чем выиграть с "Интером" Лигу чемпионов, был готов стать зенитовцем, но его отговорило окружение.
Каннаваро хотел двухлетний контракт, а в Петербурге ему предлагали соглашение максимум на год.
– Ноль процентов, что я перееду в Россию. Почему? Потому что у меня есть более заманчивые предложения. "Зенит" – очень богатый клуб. И в России я могу заработать очень много денег. Но когда тобой интересуются топ-клубы из Испании и Англии, надо до последнего ждать предложения оттуда. Если такое предложение не последует, я останусь в "Аяксе" и буду ждать. Из России вернуться в сильный европейский клуб не так-то просто.
Эти слова принадлежат Луису Суаресу образца 2010 года. И они лучше всего отражают отношение настоящих звезд к российской лиге. А самое обидное, что уругваец прав. В 2011-м он, как и планировал, дождался. Уехал в "Ливерпуль", а теперь каждую неделю устраивает лучшее в мире футбольное представление вместе с Неймаром и Месси.