Премьер-лига (РПЛ). Новости

11 июля 2008, 00:27

Равнение на Лаюшкина и Гвардиса!

      Вынести в заголовок лозунг из советских времен заставило блестящее судейство москвича Максима Лаюшкина и калининградца Александра Гвардиса. Обоим достались весьма сложные матчи, а первому еще и непростые погодные условия. Но стиль работы, поведение арбитров, трактовка правил, применение санкций - все было на уровне. Отсюда и самый высокий балл в первых играх после перерыва: и Лаюшкин, и Гвардис получили от "СЭ" по "девятке".

      Кому-то не понравилось или показалось излишне жестким решение столичного рефери удалить защитника ЦСКА Григорьева. Мол, наказание получилось двойным: 11-метровый и красная карточка, а фол армейца, задержавшего руками соперника, можно было оценить и "горчичником". Возражу: арбитр поступил в полном соответствии с правилами и инструкциями. В Правилах игры 200708 говорится: "игрок основного состава, запасной или замененный игрок, удаляется с поля с показом красной карточки, если он совершает любое из следующих семи нарушений: ...5. лишит соперника, продвигающегося к воротам, явной возможности забить гол с помощью нарушения, наказуемого свободным, штрафным или 11-метровым ударом". В "Дополнительных инструкциях и рекомендациях для судей", где речь идет о дисциплинарных санкциях при задержке соперника, написано: "игрок удаляется с поля, если он, задержав соперника, лишил очевидной возможности забить гол". Так что все претензии следует предъявлять не арбитру, а в первую очередь нарушившему правила Григорьеву. И уж затем Международному совету (ИФАБ), эти самые правила изменяющему и уточняющему.

      Как бы громко это ни прозвучало, блестящей работа двух упомянутых арбитров видится и на фоне качества судейства их зарубежных коллег на Еurо. Да, он не отличался скандалами, как недавние чемпионаты мира. Да, он показался куда более чистым, если говорить о значительном снижении симуляций и других видов неспортивного поведения. Но в то же время арбитры (судя по всему, по указанию сверху) чересчур лояльно относились к грубой игре, слишком бережно хранили в карманах рубашек желтые карточки, что позволило президенту УЕФА Мишелю Платини отрапортовать на одном из этапов финального турнира о серьезном уменьшении дисциплинарных санкций, применяемых к футболистам. Но разве не сам УЕФА предупреждал перед ЧЕ-2008 о строгих карах за удары рукой, за выражение несогласия с судьей? Почему же тогда лишь в считаных случаях грубияны наказывались карточками, а Баллак регулярно бурно, но безнаказанно оспаривал решения арбитров?

      И ошибок, серьезных промахов у рефери хватало. А одно решение судьи вообще могло привести к переигровке. Речь идет о матче российской сборной с голландской, когда Любош Михел аннулировал вторую желтую карточку, показанную Колодину, и не удалил нашего защитника. Мотивировал это словак тем, что фол игрок совершил после того, как мяч покинул пределы поля (именно такое объяснение словами и жестом давал судья игрокам, поговорив с помощником). Это и есть техническая ошибка, и, по моим данным, голландцы поначалу задумались о подаче протеста. Но против выступил Марко ван Бастен, сказав, что соперник действительно был сильнее, и его команда уступила по делу. Позднее УЕФА выдвинул версию, сохраняя лицо себе и судье, что предупреждение было отменено якобы благодаря помощнику, углядевшему, что фол Колодина не тянул на "горчичник". Нарушение российского футболиста действительно не было столь серьезным, но Михел-то поначалу дал совершенно другие пояснения.

      А разве можно назвать абсолютно лучшего арбитра чемпионата Европы? Скажете, им можно считать Роберто Розетти, которому доверили финал. Но в том самом решающем матче итальянец на 29-й минуте не назначил 11-метровый в ворота испанцев за игру рукой. А в середине второго тайма он почему-то не стал наказывать предупреждением футболиста испанской сборной, на глазах у судьи державшего руками соперника и прервавшего острую атаку немцев. Тут же последовала стычка, два игрока сошлись лбами, провоцируя друг друга, и Подольски получил удар в лицо.

      Но вернемся в Россию. Ошибались в прошедших матчах и наши судьи. Свое мнение об ошибках Юрия Баскакова (со мной согласны и коллеги по отделу футбола) я высказал сразу после тура. Были и другие промашки. Например, в матче "Спартака" из Нальчика с "Шинником" нельзя было засчитывать гол ярославцев. В момент удара по воротам Хазов находился перед голкипером, заслоняя ему видимость, и подпрыгнул, отвлекая вратаря. Такие действия нападающего следует расценивать как активное участие в игре. Значит, нужно было фиксировать офсайд. Однако в правилах присутствует одно выражение - "по мнению судьи". Либо помощник Николая Иванова не обратил внимания на Хазова, либо мнение ассистента разошлось с нашим. В двух других эпизодах этой же игры судьи приняли верное решение. На 30-й минуте они правильно не засчитали гол "Спартака", когда в офсайде оказался Джудович, замыкавший передачу. А на 49-й, наоборот, не стали отменять гол хозяев, когда в так называемом пассивном офсайде оказались два их игрока.

      По всей видимости, ошибся один из помощников Станислава Сухины в матче "Терек" - "Спартак". Видеозапись первой голевой атаки хозяев не позволяет утверждать, что в момент удара Джабраилова нападающий "Терека" Сердюков был ближе к воротам спартаковцев, чем их предпоследний игрок. Но очень похоже, что Шишкин располагался дальше от линии ворот и выскочившему вперед Йиранеку удалось создать офсайд. Сердюков, уходя движением влево от мяча, отвлекал Плетикосу и, значит, активно участвовал в игре.

      Серьезно ошиблись судьи (во главе с Дмитрием Поповым) и инспектор матча Виктор Кукла, работавшие 1 июля на игре 1/32 финала Кубка России "Металлург" Лп - "Волга" Ул. Повезло, если можно так выразиться, что хозяева победили 3:0. В противном случае матч пришлось бы переигрывать: гости превысили лимит замен. Насколько мне известно, КФА и инспекторский комитет РФС собираются отстранять своих подопечных до конца сезона.

      По-своему пытались "наказать" судей этим летом во Владикавказе и Санкт-Петербурге. После финального свистка Андрея Комарова, судившего матч второго дивизиона "Автодор" - "Жемчужина-Сочи", как сообщается в официальных документах, "на поле выбежали трое неизвестных, угрожавших судейской бригаде физической расправой (Комарова при этом схватили за руку, а его помощника Михаила Чеснокова ударили по ноге)". В городе на Неве после окончания матча на первенство города среди юношеских команд (ДФК "Зенит-84" и СДЮШОР "Зенит") пострадал арбитр Василий Казарцев. Недовольный его работой, президент "Зенита-84" Сергей Протасов зашел в судейскую и ударил рефери. Пока Протасов дисквалифицирован на полтора года и условно пожизненно. Кроме того, федерация футбола Санкт-Петербурга обратилась в местный комитет по физкультуре и спорту с просьбой исключить его из штатного расписания футбольной школы.

      От судей и от родителей начинающих футболистов, занимающихся в московских школах, не раз слышал о попытках поговорить "по-мужски" с арбитрами и в столице. Фактов рукоприкладства у меня нет (дерутся родители чаще друг с другом), но матом по судьям в ходе матчей отцы и тренеры проходятся регулярно, а с них, конечно, тут же берут пример и дети. Те, кто планирует и разрабатывает реформы в нашем детско-юношеском футболе, подумайте, пожалуйста, и об этих проблемах. Проблемах воспитания юных игроков, проблемах с тренерскими кадрами, проблемах защиты арбитров, а точнее ее отсутствия, и вытекающих отсюда проблемах привлечения новых кадров в судейство.

      Александр БОБРОВ