Премьер-лига (РПЛ). Новости

25 ноября 2010, 09:46

Вячеслав Колосков: "Верните тренера на первое место"

Андрей САМОХОТОВ
Корреспондент

Первый, а ныне почетный президент РФС считает, что одной из главных проблем российского футбола стало в последние годы падение престижа тренерской профессии

- В профессиональных клубах авторитет тренеров резко упал по сравнению с советскими временами, - считает Колосков. - Советская тренерская школа была ведущей в мире. Борис Аркадьев, Михаил Якушин, Гавриил Качалин, Виктор Маслов, Константин Бесков, Валерий Лобановский – великие имена. Все наши достижения на чемпионатах мира, Европы, Олимпиадах связаны с выдающимся тренерским мастерством.

Секретари обкомов КПСС приглашали к себе не начальников команд, не председателей спорткомитетов, а старших тренеров, понимая: от их мастерства и умения наладить рабочий процесс, дисциплину зависит результат. Директор "ЗИЛ" Павел Бородин, опекая "Торпедо", взаимодействовал не с кем-нибудь, а с Масловым. То же самое можно сказать о директоре Южного машиностроительного завода в Днепропетровске Александре Макарове, директоре ЛОМО, тогдашнего шефа "Зенита", Михаиле Панфилове, других партийных и хозяйственных руководителях.

- Новые времена - новые песни.

- Старая система сломалась, плановое хозяйство сменилось стихией рынка, на первые роли вышли менеджеры, управленцы. С точки зрения мировой практики бизнеса это правильно. Плохо то, что это перешло в спорт. И еще: наши первые футболисты, поехавшие за границу, возомнили себя суперпрофессионалами. Мышление осталось советское, а самооценка стала завышенной. Отсюда и первая открытая конфронтация между звездами, которые таковыми сами себя считали, и тренером в 1993 году, когда футболисты сборной выступили против Павла Садырина. Сказалось и то, что наши функционеры прониклись той же идеологией: главный в спорте - менеджер, а тренер - человек, нанятый по контракту, которого в любой момент можно поменять. Была дана четкая установка: все проблемы решаются менеджерами. Появились даже соответствующие факультеты в трех-четырех институтах, а про тренеров забыли. Школа таковых формально существовала, но прежнего качества образования не давала, поскольку перешла на очно-заочную форму обучения, которое в конце концов превратилось в профанацию. Губительная идея овладела и некоторыми владельцами клубов. Известны рассуждения хозяина "Спартака" Леонида Федуна о 10-процентной роли тренера в успехах команды. А активно поддерживающий российский спорт Михаил Прохоров в беседе со мной заявил: "Я встречаюсь с тренером один раз, дальше все решают менеджеры".

- Что вы предлагаете?

- Восстановить в институтах физкультуры специализацию "футбол", которая осталась только в трех или четырех, реанимировать ВШТ в том качестве, в котором она была создана, когда в ней преподавали биохимию, физиологию, биомеханику выдающиеся ученые Зациорский, Волков, Саркизов-Серазини, Фархель, Михайлов. Вернуть тренера на первое место в сознании руководителей и акционеров клубов, обеспечить благосостояние, материальную базу. У нас долгая зима, и надо, чтобы мальчишки могли играть круглый год, как в тольяттинской академии Коноплева. За три года мы настелили в стране 300 полей, но до сих пор не провели анализ, как они эксплуатируются, тренируются ли на них мальчишки. Сплошь и рядом там играют какие-то арендаторы. В общем, существует целый комплекс проблем, крутящихся вокруг оси по имени тренер. Идеологом изменений должно стать Объединение отечественных тренеров.

- Но у нас ведь как: чтобы закрепить тренерское главенство, кто-то должен дать команду сверху.

- Сегодня, с моей точки зрения, решение названных проблем в руках Виталия Мутко. Вузы подчиняются министерству образования, но политику в спорте, в том числе в подготовке тренерских кадров, определяет министерство спорта. Есть программа развития футбола, утвержденная правительством России, в основном нацеленная на создание современной инфраструктуры. Она рассматривает ситуацию в старых критериях: чем больше, тем лучше, но спортивное сооружение должно еще и соответствовать своим функциям. Давно ставится вопрос о структуре подготовки футболистов: федеральный центр, где готовились бы сборные, 9 центров при региональных объединениях и 50 - 60 местных. Там можно организовать современную систему учебы, сконцентрировать лучшие тренерские кадры и способных футболистов.

Полная версия интервью