Позицию "Кубани" относительно ситуации с двумя ее бывшими игроками прокомментировал "СЭ" генеральный директор краснодарцев
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
из Краснодара
- Для начала - о деньгах. Сретен Сретенович утверждает, что он подписал договор, согласно которому разрыв контракта с "Кубанью" стоил ему 60 тысяч долларов.
- На самом деле - 60 тысяч евро, - поправил корреспондента "СЭ" Сурен Мкртчян. - Да, именно такой договор был составлен нашим клубом при расставании с футболистом. И Сретенович остался доволен его условиями - меня, например, обнял и долго благодарил за понимание. Могу его понять: если бы не эта бумага, Сретен был бы сегодня безработным. А так он играет в Любляне, в нормальном клубе.
- А почему безработным? Контракт с "Кубанью" у него истекал только в феврале 2012 года.
- Мы отдали Сретена в аренду на сезон португальскому "Лейшоэшу". Сретенович контракт там разорвал и в январе приехал в Краснодар. Вот только Петреску он был не нужен - мы определились с этим еще прошлым летом. Соответственно Сретенович мог рассчитывать только на разрыв соглашения или простой. Мы с его агентом начали переговоры о разрыве, в итоге сошлись на 50 тысячах евро. Еще десять Сретенович попросил в долг: мол, в Португалии его обманули, ничего не заплатив, а жить нужно. Мы эти деньги ему дали, вписав сумму в договор. Решили, что долг игрок должен погасить за год. Отсюда и 60 тысяч, которые он теперь должен клубу.
- Будете их взыскивать?
- Обязательно. Лично я до 15 марта 2011 года относился к Сретену по-доброму. Мне было жаль парня. Мы в свое время купили его за 400 тысяч евро у "Бенфики", которой он принадлежал. Надеялись на игрока, но в "Кубани" дела у него не заладились. В Польше, куда он уехал в аренду, Сретен получил тяжелую травму - "кресты" у него "полетели". Мы его лечили, потом пытались дать шанс, но ничего из этого не вышло. Теперь он потерял мое человеческое расположение.
- Сретенович утверждает, что его запугивали, угрожая расправой.
- Да, двое крепких парней. Правда, тогда они, по-моему, были без пистолетов. Кто такие - никто не знает, даже сами пострадавшие футболисты. Видимо, внештатники.
- Шутите...
- История очень некрасивая, но рыдать по этому поводу мы не собираемся.
- Если верить Сретеновичу, ему угрожал спортивный директор клуба Сергей Доронченко.
- А при мне серб благодарил Доронченко за гибкость, внимание и понимание ситуации. Наш спортивный директор с этим игроком возился больше всех. Дело в том, что именно он в свое время взял на себя ответственность за этот трансфер и получил такой нагоняй от главного инвестора, что мало не показалось.
- У вас нет желания поговорить со Сретеновичем?
- Есть. И не только поговорить. Имеется горячее желание увидеть и самого Сретеновича, и особенно его агента Николу Йокишича, но едва ли это сегодня реально. Телефоны всей этой компании молчат.
- У Сретеновича и Никезича один агент?
- Не уверен, что отношения Йокишича с Никезичем оформлены юридически, но познакомились эти двое у нас в клубе, а потом один Никола вел де-факто дела другого.
- Почему тогда Никезич разрывал договор с "Кубанью" самостоятельно?
- Да потому что эта история тянулась пять месяцев. Мы еще в октябре прошлого года дали понять Никезичу, что в премьер-лиге на него не рассчитываем. Петреску прямо сказал ему об этом. И потом Никезич во втором круге толком не играл и все прекрасно понимал. Мы на заключительном банкете поговорили с ним и решили, что в отпуске он ищет себе команду, а клуб даст ему соответствующие документы. Мы были готовы отпустить его бесплатно, чтобы сократить платежную ведомость. Никола согласился, но в январе прилетел в Краснодар. Мол, работу пока не нашел, готов тренироваться и ждать развития ситуации. Варианты у него были, и не один. Приглашал "Луч", звали в Грецию. В итоге он вроде бы согласился на какой-то вариант на Балканах, но все, похоже, сорвалось.
- Никезич жалуется, что ему не давали полноценно тренироваться, принуждая дважды в день бегать по кругу на базе.
- За эти слова очень хочется двинуть ему, что называется, "в репу". Заслужил. Обидно даже не за себя - за тренера, которого он облил с ног до головы грязью.
- Это Николай Хлыстунов, которого черногорец упоминает в своем заявлении?
- Да. Именно он был самым близким для Никезича человеком в последние два месяца. Мы наняли его для работы с Николой, и он его готовил, а попутно утешал и поддерживал. Поэтому, кстати, я именно Хлыстунова попросил отдать Никезичу бумаги по расторжению договора. Доронченко в это время был с командой на сборе в Турции.
- А почему контракт был расторгнут 7 марта, а не раньше, когда в Европе было открыто трансферное окно?
- Мы обо всем договорились раньше, и Никезич куда-то уехал. Потом вернулся, но уже начался март.
- Еще Никезич утверждает, что ему не давали тренироваться с командой - ни с главной, ни с молодежной.
- В главной команде его не видел главный тренер. На сбор молодежки он не поехал сам. Она готовилась в станице Полтавской. А там только поле, столовая да гостиница. Никола выбрал базу, где два месяца жил, ел, пил, ходил в сауну, бассейн и бегал по полю.
- Черногорец продемонстрировал публике фото со следами побоев.
- Это фотографии меня успокоили и позабавили. Ладно, пусть пострадавшая печень у Николы находится не как у всех, справа, а слева. Я даже готов поверить, что он оговорился. Но сами пятна на боку! В каком солярии их ему делали? Я думал, что ради хороших денег парень потерпит немного: два хороших удара профи - и была бы правдоподобная фотосессия.
- Какие шаги вы намерены теперь предпринять?
- Ищем видеозапись того, как Никезич провел вечер после расторжения контракта. Есть информация, что он был в ночном клубе и хорошо отдохнул. Думаю, если информация не ложная, мы в итоге найдем то, чего хотим. И тоже выложим в сеть.
Руководство краснодарского клуба намерено продолжить разбирательства с Николой Никезичем в судебном порядке.
- Задета деловая репутация клуба, его партнеров. Мной дано указание подготовить пакет документов, которые позволят начать судебное преследование тех, кто пытается найти выгоду, подтасовывая факты. Пока главный объект для иска - Никезич, но мы рассмотрим все аспекты этой истории, - сказал "СЭ" акционер и инвестор "Кубани" Олег Мкртчан.
- У вас есть версия, почему эта информационная бомба взорвалась на старте сезона, а не раньше?
- Люди, наверное, готовились. Как подготовились - пошли на дело. Какого-то скрытого смысла я не ищу. Досадно, что команде не дают нормально готовиться к матчу в Томске, но я надеюсь, что эта ситуация сплотит коллектив.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Вслед за Никезичем с похожим заявлением вчера выступил еще один бывший игрок "Кубани"
26-летний сербский защитник перешел в "Кубань" в феврале 2009 года, однако на его счету считаное количество встреч за клуб: три в чемпионате-2009, одна - в Кубке России-2010 и еще одна - в молодежном турнире. Большую часть времени футболист скитался по арендам. Информация о расторжении договора с ним по взаимному согласию появилась на сайте "Кубани" 12 января 2011 года. Однако, по словам Сретеновича, расстаться с краснодарским клубом его заставил страх.
"У меня был действующий контракт с ФК "Кубань", рассчитанный еще на год (до 30 ноября 2011 года. - Прим. "СЭ"), однако клуб хотел, чтобы я расторг контракт, - говорится в заявлении серба. - 3 января 2011 года меня попросили прийти в клуб с моим представителем. Его позвали в кабинет генерального директора, и он оставался там продолжительное время. Я был в другой комнате. Туда вошел спортивный директор "Кубани" Сергей Доронченко с двумя людьми крепкого телосложения - их я не знал. Они стали угрожать мне, требуя, чтобы я подписал документы о расторжении контракта, а также обязательство заплатить клубу компенсацию в размере 60 тысяч евро. Испугавшись, я подписал контракт и никому не сказал, что в прошлом мне в нескольких случаях уже угрожали разные сотрудники клуба.
Услышав о том, что произошло с Николой Никезичем, и осознав, что я не один оказался в таком положении, решил рассказать о случившемся и попросить о помощи".
Сретенович подал жалобу в Словенский профсоюз футболистов.
Международный профсоюз футболистов (FIFPro) опубликовал заявление по поводу случившегося с двумя экс-игроками "Кубани".
"FIFPro шокирована историями профессиональных футболистов Николы Никезича и Сретена Сретеновича, - говорится, в частности, в документе. - Подобные акты насилия не имеют ничего общего со спортом. Это чистый криминал, и им должны заниматься местные и общенациональные правоохранительные органы. Мы требуем, чтобы российские власти приняли меры с целью гарантировать безопасность людей, проживающих на территории страны.
У футболистов есть права, и их контракты следует уважать. Контракты могут быть расторгнуты только по взаимному согласию сторон. Недопустимо и невозможно, чтобы клуб заставил игрока разорвать или подписать контракт или соглашение".
- FIFPro отнеслась к этому делу со всей серьезностью, - заявил генеральный секретарь профсоюза Тео ван Сеггелен. - То, что случилось, возмутительно. Мы говорим о проблемах расизма, но то, что произошло в ФК "Кубань", куда хуже. Речь - о действиях мафии. Нельзя допускать в мировом футболе подобные вещи.
"Настоящим сообщаем, что на данный момент УЕФА не получал письма, на которое вы ссылаетесь (обращение к президенту Мишелю Платини. - Прим. А.Б.). По существу проблем, касающихся трансферов и контрактов, пожалуйста, обратитесь в ФИФА. Этот вопрос - в ее компетенции", - такой ответ пришел вчера корреспонденту "СЭ" из УЕФА.
В свою очередь, пресс-служба Международной федерации футбола в ответ на наш запрос сообщила следующее: "В настоящий момент мы уточняем, поступали ли в ФИФА какие-либо официальные обращения по поводу футболиста Николы Никезича".
Александр БОБРОВ
Артур КАРАТАЙ из Краснодара
Вчера на базе "Кубани" состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие генеральный директор клуба Сурен Мкртчян, спортивный директор Сергей Доронченко, главный тренер Дан Петреску и нападающий Джиджел Букур.
- Вся эта ситуация надумана, - заявил Мкртчян. - Конфликт инициирован агентом Никезича, который лишился денег из-за досрочного расторжения контракта клиентом. Не ясно, зачем это самому футболисту, но нас хотят сделать козлами отпущения, бросив тень на репутацию "Кубани". Ни для кого не секрет, что в составе нашего клуба всегда выступало много иностранцев, но даже в случае досрочного расторжения контракта мы всегда расставались по-доброму. Это футбол, и мы в любом случае пытаемся помочь игрокам с поисками новой команды. Кстати, агенты Никезича неоднократно получали от нас бумаги на ведение переговоров с другими клубами.
Я воспринимаю случившееся как попытку разрушить микроклимат в "Кубани" и подорвать ее командный дух. В первом туре мы потерпели обидное поражение от "Рубина". Сейчас все мысли должны быть о "Томи". У нас один из самых сложных стартов среди всех клубов премьер-лиги: большинство матчей - против фаворитов чемпионата. Верю, что футболисты не воспримут случившееся всерьез и на нашем выступлении это не отразится.
- Нас шокировало известие об этом! - сказал Доронченко. - Насколько мне известно, у Никезича был вариант с какой-то греческой командой, однако затем он отпал. Несколько часов назад нам позвонили и от имени господина Грамматикова, одного из руководителей профсоюза футболистов и тренеров, предложили замять историю с Никезичем за определенную сумму. Называть я ее не буду, но она меньше полной компенсации по контракту с игроком. Мы этого делать не собираемся и пойдем до конца в соответствии с юридическими нормами. По долгу службы мне часто приходится общаться с агентами, и людям из футбольного мира известно, что Грамматиков получает немалые суммы от переходов своих игроков. Это фактически вымогательство.
- В прошлом году мы довольно быстро подписали контракт с Никезичем, - заявил главный тренер краснодарцев Дан Петреску. - Он хорошо проявил себя в первом же контрольном матче, и времени на размышление практически не было. Игровой практики в первом дивизионе Никезич получал мало. Основная причина - слабая "физика" игрока. После окончания сезона я принял решение о том, что в премьер-лиге он помочь команде не сможет. Ему тут же начали подыскивать клуб. О том, что было потом, я узнал только сегодня - ведь на сборах с нами Никезича не было. Могу сказать, что никаких проблем с футболистами в "Кубани" нет и все сказанное Никезичем выглядит как ложь. Он ведь уже немолодой игрок, ему скоро 30. А теперь его фамилию будет знать весь футбольный мир. Неплохой пиар, правда?
- Я довольно неплохо знаю Николу, - признался Букур. - Мы с ним жили в одной комнате на базе и хорошо общались. Для меня сегодняшние события - полная неожиданность. Могу сказать, что у нас в "Кубани" замечательная атмосфера, и я не знаю, чтобы у кого-то были хоть какие-то претензии к руководству.
Ситуацию с "Кубанью" прокомментировал "СЭ" председатель комитета РФС по этике
- О произошедшем мы узнали из прессы. Дополнительной информации, которая указывала бы на объективность и достоверность написанного, у меня нет. Сама по себе ситуация непростая и неприятная. Если это действительно произошло, случай бросает тень на клуб. И к нашему футболу у ФИФА и, УЕФА будет много вопросов. Поэтому надеюсь, что данные факты не подтвердятся.
Во вторник мне звонил президент РФС Сергей Фурсенко и попросил включиться в разбор дела: провести проверку того, что указано в заявлении игрока. В нем описаны деяния, которые подлежат рассмотрению правоохранительными органами, и, на мой взгляд, первую скрипку в деле должны играть именно они. Пока правоохранительные органы не вынесут заключение, подтверждающее или опровергающее данное заявление, забегать вперед не хочу.
Сложность ситуации еще и в том, что она выходит за рамки России: игроки - граждане других стран. 18 марта планируем собраться с членами комитета. Направим соответствующие запросы в клуб и в профсоюз футболистов и тренеров. Дальше с учетом решения правоохранительных органов и тех фактов, которыми будем располагать, примем решение. Это очень серьезный случай, и одной проверкой нашего комитета ограничиваться нельзя: те действия, которые описаны в прессе, если они действительно были совершены, носят уголовный характер. И люди должны отвечать за них согласно Уголовному кодексу РФ.
- Какие меры могут быть применены к клубу?
- Не хочу забегать вперед. В том, что они могут быть самыми жесткими к лицам, допустившим такое - имею в виду субъектов футбола, - никто не должен сомневаться. Но я пока не хочу о них говорить, потому что не хотелось бы, чтобы все оказалось правдой. Это очень серьезное обвинение в адрес российского футбольного клуба, а значит, и в адрес всего российского футбола.
- Как будет вести расследование комитет по этике?
- В ближайшее время определим тех, кто будет этим заниматься. Полагаю, это будет кто-то из юристов, членов нашего комитета, а также люди, работающие в нашем футболе не один год. Они должны знать и юриспруденцию, и футбол.
Екатерина БРЕДИНА
Что за игрок Никола Никезич, о котором до скандала в Краснодаре мало кто слышал?
Чем бы ни завершилась эта история, черногорец уже вписал свое имя в летопись российского футбола. Вот только если бы не скандал, вряд ли кто-то когда-то вспомнил бы, что играл в России такой футболист.
По специальности Никезич - форвард, но за четыре года в клубе "Будучность" (Подгорица) он не отличился ни разу. И только перейдя в "Бокель" (Котор), сумел-таки открыть счет голам в большом футболе. Дальше карьера пошла в гору. Клубы с мало что говорящими российскому болельщику названиями "Сутьеска", "Домжале" и "Горица" (последние два - из Словении) наверняка вспоминают Никезича добрым словом. В обеих словенских командах он становился вице-чемпионом страны, а в сезоне-2006/07 еще и выиграл спор бомбардиров (22 гола в 30 матчах). Бомбардир привлек внимание "Гавра". Семь голов Никезича помогли команде подняться в Лигу 1, но перелом ребер фактически поставил крест на французском этапе карьеры форварда.
Никезича называют футболистом национальной сборной его страны. Но за нее он сыграл всего один матч. Зато в составе сербско-черногорской молодежки даже принял участие в Олимпиаде.
В январе 2005-го Никезич проходил просмотр в "Ростове", но не подошел. Зато в тренировочный лагерь краснодарцев "нападающий с хорошими атлетическими данными" (цитата с официального сайта клуба) ворвался, как свежий ветер - тут же принял участие в контрольном поединке с норвежским "Конгсвингером", подписал двухлетний контракт и дал доброе, позитивное интервью.
"С первого дня заметил, что в "Кубани" очень благоприятная атмосфера! - радовался 23-летний в ту пору игрок. - В такой обстановке и 10 часов в самолете не кажутся долгими!"
В первом дивизионе форвард провел 31 матч и забил 4 мяча. Все вроде бы шло хорошо, но тут в его жизни появились двое мужчин крепкого телосложения…
Дмитрий СИМОНОВ