Премьер-лига (РПЛ). Статьи

12 апреля 2012, 00:15

Сэм, не превращайся в Сеню!

Дмитрий Симонов
Первый заместитель главного редактора

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 39-й тур. 15 апреля. "АНЖИ" - "ДИНАМО"

Безголевая серия самого именитого и высокооплачиваемого форварда РФПЛ достигла пяти игр. Что же случилось с махачкалинской звездой?

Дмитрий СИМОНОВ из Кратова

Эх, Русь-матушка, любого ты уму-разуму научишь…

"Кураньи немножко обрусел", - причина, по которой форвард "Динамо", по мнению тренера, снизил требования к себе, прозвучала как гром среди ясного неба. Если уж даже железный немецкий профи, не пробыв в нашей стране и двух лет, подцепил главную всероссийскую болезнь - лень, то чего ждать от африканца с натурой непостоянной и творческой?

Это’О никогда не был паинькой: ругался с Абеди Пеле и камерунской сборной, в "Барселоне" взбрыкивал против болельщиков и Гвардьолы, а в постмоуриньевский период "Интера" партнеры ставили ему диагноз "звездняк". В России, получается, грех не поддаться общим настроениям. О том, что Это’О стремительно русеет, косвенно говорил и его комментарий после игры с ЦСКА. "На плохих полях, - возмущался нападающий, - трудно хорошо танцевать". В трех из пяти безголевых матчей танцор действительно плясал по грязи. Но что мешало ему исполнить красивые "па" на качественной лужниковской синтетике или на лучшем в первой восьмерке газоне Махачкалы?

Не получается в играх - а как дела на тренировках? Быть может, пока Прудников с Голендой пробегают по сто кругов, Это’О разлегся на травке, поплевывает в голубое кратовское небо и считает российских ворон?

Чтобы найти ответы, мы отправились на базу под названием "Сатурн".

ОТКУДА В ПОДМОСКОВЬЕ ПАЛЬМА?

Вертолет газета для своих сотрудников не выделила, так что ехать пришлось на машине да по пробкам. Дорога тянулась заунывно. На самом коротком пути, через Жуковский, перекрыли мост. Мы двинулись в объезд, по Егорьевскому. Монотонно двигаясь по прямой с ограничением скорости 60 километров, наш водитель героически боролся со сном. Уже на подъезде к базе мы заплутали. Остановились у автомобиля с огромной надписью на капоте: "Шеф".

- Шеф, как попасть на базу "Сатурна"?

- На следующем светофоре поверните! - ответил шеф.

Мы повернули - и наткнулись на… пальму. Пластмассовую. Зато в натуральную величину. Какой-то житель поселка установил ее, ядовито-зеленую, у себя во дворе.

В итоге до Кратова получилось часа два езды.

- Это туда, а вот обратно в Москву как-то добирался четыре, - рассказал нам уже на базе Габулов и принялся шутить: - В связи с этим приобрел себе в автомобиль матрас. Водитель за рулем, а я, устав после тренировки, прилечь могу, пока в пробке стоим.

ПОЧЕМУ ХИДДИНК ПОХОЖ НА ЛЕПСА?

Охрана отворила нам ворота базы, где память о прежних обитателях потихоньку стирается. А точнее, замазывается. На схемах эвакуации во фразе "ГУМО футбольный клуб "Сатурн"" белой замазкой кое-как замалевано второе и третье слово. Знать бы еще, что такое ГУМО.

От ворот - на тренировочную поляну, куда как раз выходили тренеры и игроки. Сразу два представителя "Анжи" произвели фурор благодаря стильным аксессуарам. Гус Хиддинк нацепил круглые маленькие очки-хамелеоны. Народ сразу вспомнил про кота Базилио и Паниковского. Мне же почему-то пришел на ум популярный исполнитель Лепс.

Хиддинк и правда лишь косил под "слепого". От взгляда голландца не ускользало ничего из происходившего на занятии. На игрока не нужен нож - "ему немного подпоешь, и делай с ним, что хошь". Шутливый пинок тренеру Акаеву. Псевдогрозный крик за излишне хитромудрый пас Это’О: "Сэм, не отрывайся от реальности!" Подбадривающее "Алекс!" в сторону Прудникова. И футболисты довольны, как дети. Налаживать атмосферу в коллективе всегда было сильной чертой "папы" Хиддинка.

Сыновей своих Гус-батюшка в обиду тоже не дает. Особенно самого дорогого (сердцу).

- Вы, естественно, помните, как играл Это’О в "Барселоне" и "Интере". На ваш взгляд, сильно он изменился с тех пор?

- Практически не изменился. Вы знаете, я всякий наш матч пересматриваю по два-три раза на холодную голову. И замечаю, что в паре-тройке эпизодов не хватает последнего паса на Это’О, чтобы тот оказался на ударной позиции. Мы должны больше снабжать его пасами.

ЗА ЧТО ГУС МЕНЯ ОШТРАФОВАЛ?

Если Хиддинк был Базилио, то Это’О выступал в роли лисы Алисы. Вместо ярко-рыжего хвоста - ослепительно желтая шапка в тон столь же цыплячьего цвета бутс. Эта шапка, надо признать, спасла мне материал. По истечении получаса директор "Анжи" по связям с общественностью Александр Удальцов сделал журналистам предложение, которое не предполагало отказа: "Идемте греться". Часть тренировки Хиддинк по традиции сохранит в секрете.

Однако стеклянная стена одного из зданий базы позволила наблюдать за событиями издалека. Желтая шапка Это’О легко позволяла его отличить. В один миг у камерунца появилась вторая голова, белая. Он подкинул мяч и носил его на лбу едва ли не с минуту. Желтое пятнышко бесконечно сновало туда-сюда, а когда тренировка закончилась, вместе с несколькими белыми пятнышками занимался еще минут 20. На открытой части занятия форвард тоже не получал послаблений, носился, как все, и лишнего веса я у него не заметил. Правда, Это’О болтал без умолку и улыбался во весь рот. Но это как раз европейский менталитет. Только в России считают: хорошо работает тот, кто молчалив, хмур и мрачен.

Так если Это’О, как говорят злые языки, приехал сюда зарабатывать да дурака валять, почему он покидает тренировку последним, а бегает резвее иных 20-летних? Вот только шапочка его не давала мне покоя.

- Едва возглавив команду, вы ввели жесткий дресс-код, - обратился я к Хиддинку. - Защитник Логашов рассказывал, что его оштрафовали за неправильного цвета штаны. Желтая шапка тоже сулит штраф?

- Это’О можно, у него персональный контракт на шапку, - пошутил Хиддинк. - Кстати, что-то не припомню, что штрафовал Логашова за неправильный выбор штанов. Я не полицейский. Да, мы сразу обсудили с ребятами, что должна быть единая форма одежды. Но потом сами игроки придумали небольшие штрафы и взимают их друг у друга, если кто-то нарушает правила. Можете быть уверены: в конце сезона эти средства пойдут на добрые дела. Кстати, брать интервью в шапочке тоже запрещено. Вы оштрафованы!

Я оцепенел.

- Не волнуйтесь, - увидев ужас на моем лице, успокоил Хиддинк. - Вам быть в шапке разрешается.

Так что теперь нас двое неприкасаемых: я и Это’О.

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?

Кто лучше знает Это’О, как не человек, рекомендовавший ему "Анжи", - соотечественник Ангбва?

- Бенуа, вашему другу Самюэлю на Руси жить хорошо?

- Конечно. Будь иначе, он бы давно пошел к тренеру и руководству и сказал: "Мне здесь не нравится. Отпустите, так, мол, и так". Но он же не идет. И когда мы в свободное время встречаемся в городе, он тоже не выражает недовольства. Тем более что теперь у нас появился Самба. Мы все зовем друг друга братьями. Втроем веселее, чем вдвоем.

- "От улыбки станет жизнь светлей" - это жизненный принцип Это’О? Он, такое ощущение, всегда улыбается.

- Конечно. А что здесь плохого? Разве лучше ходить с кислой миной? Это’О - жизнерадостный парень. И это приносит ему успех.

- А вы когда-нибудь видели, как Это’О плачет?

- Да. Когда мы не попали на чемпионат мира 2006 года, сыграв в заключительной игре вничью с Египтом. Я участвовал в той встрече. И впервые увидал на лице всегда веселого Самюэля слезы.

- Имена многих иностранцев в России переиначивают. Вас, к примеру, из Бенуа превратили в Беню. Самюэль пока не стал Семеном или Сеней?

- Нет, все называют его Сэмом. Хотя кто знает. Поиграет в "Анжи" еще годик-другой - и прозовут его, скажем, Магомедом!

Ну уж нет, не надо Это’О превращаться ни в Семена, ни в Магомеда. Российскому чемпионату нужен Самюэль - та самая гроза европейских клубов, обладатель множества титулов и ярчайший бомбардир.

Сэм, пора бы снова забивать!

Шариф Мухаммад: "К штрафным пока не подпускают"

Андрей КУЗИЧЕВ из Кратова

В минувшем туре Гус Хиддинк впервые доверил 22-летнему полузащитнику Шарифу Мухаммаду место в стартовом составе "Анжи". Чем не повод для беседы, которая началась с вопроса о любопытной истории семьи уроженца Махачкалы.

- В 1985-м мой отец приехал из Афганистана на учебу в Советский Союз, - рассказывает Мухаммад. - Поступил на экономический факультет ДГУ, где и познакомился с моей мамой, после женитьбы остался в Махачкале. Потом перевез туда своих родителей, братьев, сестер.

- С Афганистаном вас что-то связывает?

- Конечно. И отец, и дяди частенько ездят в Кабул к родственникам - там остались еще братья и сестры. Семья довольно большая. К сожалению, я пока выбраться в Афганистан не могу, хотя хотелось бы там побывать.

- Отца вы как-то назвали самым главным своим болельщиком. Чем он занимается?

- Университет папа окончил с красным дипломом. Но по специальности работу иностранцу найти было непросто, и так получилось, что стал предпринимателем. Он действительно мой главный болельщик. Следит за каждым матчем, дает советы. Заодно выступает в роли личного психолога. Если возникают проблемы и трудности, всегда обращаюсь к нему.

- В футбол вас привели родители?

- Сам пришел. Поначалу не думал, что это станет профессией. Занимался для себя, как любой мальчишка, любящий игру.

- Вы дебютировали в махачкалинском "Динамо" в 17. Верно?

- У команды были финансовые трудности. Я провел в ее составе год в любительской лиге, однако потом пошли травмы. Год-два были проблемы с коленями. Когда "Анжи" вернулся в премьер-лигу, попал на просмотровый сбор в молодежную команду. Прошел отбор, два года отыграл в дубле, а в этом был переведен в главную команду.

- Чем запомнился дебют в премьер-лиге?

- Я не любитель оценивать собственную игру - со стороны виднее.

- А если говорить об эмоциях?

- Волнение, естественно, присутствовало. Но лишь до первого касания мяча. Все-таки "Лужники" - крупнейший стадион страны, а ЦСКА - одна из сильнейших команд. Могу только еще раз поблагодарить партнеров за поддержку. Как они сказали после матча, в целом вроде бы неплохо отыграл.

- Вы шли по нарастающей. В прошлом году вышли за четыре минуты до конца против "Краснодара". В этом - на 58-й минуте игры с "Кубанью", а матч с ЦСКА уже начали в основе. Как понимаю, именно его вы считаете полноценным дебютом?

- Да. Когда объявили, что выйду в стартовом составе, все настраивали и подбадривали по-особому, подчеркивали: "Это и есть твой полноценный дебют". И после финального свистка так же поздравляли. Конечно, выходить на замену на 30 минут достаточно ответственно, но появиться с самого начала - совсем другие ощущения и эмоции. Хиддинк попросил выйти и показать все, на что я способен. Так же, как на тренировках, несмотря на то что соперник - ЦСКА.

- Интересный момент: в трех матчах за основу, когда вы были на поле, "Анжи" не пропускал. Совпадение?

- Не будем говорить, что это моя заслуга. Хотя Львович (Андрей Гордеев. - Прим. А.К.) и отмечал этот факт в шутку. И с "Краснодаром", когда я вышел на поле, команда отыгралась, и с "Кубанью" два гола забили, а с ЦСКА не пропустили.

- В молодежном первенстве вы часто забивали. Не так ли?

- В первый год пять мячей. Потом семь. Большинство - ударами со штрафных.

- В "Анжи" есть кому их исполнять.

- Да, тут пока не подпускают.

- Каждый футболист в какой-то момент перерастает молодежный состав. При той конкуренции, что существует в "Анжи", не было желания попроситься в аренду для получения игровой практики?

- Разве только разговоры об этом слышал, но сам инициативу не проявлял. Ждал своего шанса. В дубле я, кстати, был больше нацелен на созидание и играл ближе к нападению, а сейчас действую в опорной зоне. Там, где надо разрушать чужие атаки и начинать собственные. Хиддинк просит в центральной зоне не распыляться, действовать строго: получил - сделал пас. При этом реагировать надо быстро, а отдавать мяч - в одно касание. Мне в этой роли комфортно.

А конкуренция - нормальное дело. В "Анжи", считаю, опорная зона - одна из сильнейших в России. Рядом с такими мастерами, как Жусилей и Ахмедов, учишься и в игре, и на тренировках. Да и советом в команде всегда помогут. Вот и перед ЦСКА меня Роберто Карлос консультировал.

- Сложилось впечатление, что в Махачкале спрос с местных футболистов больше, чем с самых именитых легионеров. Верно?

- Да, болельщики хотят, чтобы мы были намного сильнее, и требуют по максимуму. Частенько критикуют, но это надо воспринимать как должное. Тем более переполненный стадион, где порой люди в проходах сидят, обеспечивает "Анжи" сумасшедшую поддержку. Это наш двенадцатый игрок, благодаря которому ноги вперед сами несут. Уверен, в матче с "Динамо" будет то же самое. Если не считать кубкового поражения, статистика матчей с бело-голубыми у нас хорошая. Надо прерывать голевую засуху и добывать три очка, которые при нынешней плотности в таблице могут поднять "Анжи" в еврокубковую зону. А за шесть туров добиться можно многого.

9