Премьер-лига (РПЛ). Статьи

24 сентября 2012, 00:38

В чем правда Денисова?

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 9-й тур

В субботу зенитовец Игорь Денисов отказался участвовать в матче чемпионата страны с "Крыльями Советов", требуя повышения зарплаты. После чего он и Александр Кержаков, отыгравший в Самаре один тайм, были переведены в дубль. Вчера по этому поводу клуб сделал официальное заявление, а сам Денисов дал интервью обозревателю "СЭ".

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

9-й тур выдался светлым и рвущимся в персональные закладки. Футбольное бабье лето - с багрецом и золотом, как положено. С дивным пятничным Юрой Мовсисяном. С субботним Торбинским, исполнившим своей норильской пяткой совершенно каталонский голевой пас. С Обинной, швырнувшим в ворота "Терека" самонаводящуюся бомбу. С Сапоговым, Дзагоевым и Хондой, организовавшими в Нижнем Новгороде выставку-продажу футбольных украшений. С неравнодушными и храбрыми аутсайдерами. С "Динамо", вспомнившим вдруг о полутемном зрительском зале и спросившим: "Кто здесь?!" С Халком, забившим в России свой первый и классный гол.

Но писать, к сожалению, придется о другом. О чем не хочется, но надо. О прозаическом и суровом. Потому что оно тоже, как ни крути, примета тура. И даже, пожалуй, жизни.

28-летний капитан сборной России, один из лучших футболистов страны Игорь Денисов переведен в дубль "Зенита". Он пропустил матч в Самаре, поскольку выдвинул клубу ультиматум: не буду играть, пока не прибавите зарплату. Сюжет прост, как стодолларовая купюра, и печален, как финал бабьего лета.

Первое, что захотелось сделать, - отыскать скрытые резоны поступка Денисова. У "Зенита" в России - имидж особый. Он идет вперед широким зигзагом, видит цель, но ищет путь, - благо финансов и политической воли на эти поиски клубу хватает. По мнению некоторых, не все и не всегда в "Зените" диктуется канонами только футбольного бизнеса. Есть, однако, и возражение: в большом деле не до сантиментов, на большой стройке - не без битого кирпича. Как знать, не зацепило ли кирпичной крошкой талантливого футболиста Денисова? Мог ведь стать случайной жертвой прогресса, так?

Если у журналиста есть вопросы, он берет в руки телефонную трубку и начинает звонить. Позвонил и я. В первую очередь - людям, знающим ситуацию очень хорошо и даже имеющим к ней непосредственное отношение. Примерно в те же сроки на свет появилось официальное заявление клуба - непривычно жесткое для столь щепетильной темы и столь вертикально устроенного клуба, как "Зенит". А в это время коллега Борис Левин интервьюировал в Санкт-Петербурге самого Денисова, пытавшегося донести до читателей "СЭ" свою правду.

И вот какой вывод напрашивается по итогам всех этих бесед и заявлений: не могу понять, хоть тресни, в чем правда Денисова. С одной стороны - его признание доброй воли клуба во всех вопросах, связанных с пересмотром контракта. С другой - ультиматум. Как это?

К работодателю юридически и человечески подкопаться сложно. К работнику, если не принимать во внимание его ультиматум, тоже. Играет здорово, молод, полезен. Мог бы жить с клубом в любви и согласии, но… Контракт хавбека будет действовать еще три года. Под ним подписи обеих сторон, подтверждающие согласие сотрудничать на заранее оговоренных условиях. Денисов с тех пор прибавил в мастерстве? Возможно. Но он должен был предвидеть это до, а не после подписания контракта. И не просто предвидеть, а убедить клуб: вырасту, мол, в супербизона, гоните монету.

А если бы Денисов сдал, раскис, "пошел с базара"? Что он ответил бы "Зениту", если бы клуб предложил игроку убавить его зарплату?

Может, футболиста зажимали в Питере какими-то нефинансовыми тисками? Что ж, для таких случаев существует Палата по разрешению споров. Зачем Денисову ультиматумы, если он может обратиться туда? Сумеет ли официально сформулировать свою печаль - другой вопрос. Потому что сейчас довольно сложно понять, просит игрок прибавить ему зарплату или требует. Равно как и то, о каких суммах идет речь.

По данным "СЭ", еще в мае Денисов попросил увеличить его оклад вдвое: с двух с половиной миллионов долларов в год до пяти. Плюс подъемные за переподписание контракта, вполне сопоставимые с озвученными суммами.

К ним, к этим суммам, можно относиться по-разному. Важно только помнить: а) дело вообще-то не в количестве нулей, а в устоях контрактной системы, которые обязаны быть незыблемыми; б) если данные "СЭ" верны, Денисов и без повышения является одним из самых высокооплачиваемых футболистов в российском чемпионате; в) заявления типа "Я стою больше" или "Нет, ты стоишь меньше" - лирика, поскольку зарплата игрока определяется не только его мастерством или запросами, но и готовностью клуба платить.

И вот тут впору перейти от юридической части марлезонского балета к понятийной. О резком повышении зарплаты Денисов начал просить в мае, но к решительным действиям приступил только сейчас. Катализатором, как нетрудно догадаться, стало появление в "Зените" безумно дорогих Халка и Витселя. Оценив на глазок их и свое мастерство, а также уровень зарплат (не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: новичкам платят много), Денисов перешел в наступление. "Впрягшись", по его словам, не за себя - за команду.

У меня нет оснований не верить в бескорыстие и патриотизм зенитовца, пусть даже речь в настоящий момент он ведет сугубо о своей зарплате. Скажу о другом: Денисов, при здравом размышлении, воюет не с клубом, а со всем нашим мироустройством. Да, ему претит дисбаланс в окладах, который он трактует как разное отношение к легионерам и российским футболистам. Но просит повышения Игорь не только поэтому. Он знает: там, наверху, деньги есть. Значит, есть и смысл их просить. Или требовать.

Можно в очередной раз усмотреть в этом прорехи системы и волюнтаризм известной госкорпорации. Сначала она тратит огромные средства, плодит дисбалансы, а затем сама же все и расхлебывает. Но это как раз тот случай, когда от странностей питерского футбольного бытия хочется уйти. Просто потому, что уже порядком надоело стучаться в закрытую дверь и бить в глухой колокол. А еще потому, что богатство "Газпрома" - не вина "Зенита", а некоторым образом его беда.

Клуб поступает, как велит народная мудрость: дают - бери, бьют - беги. И берет. И не бежит, поскольку пока не бьют. "Зенит" осваивает вложения акционеров, только и всего. Прислушиваясь, естественно, к их пожеланиям и рекомендациям. К "Газпрому", соответственно, и апеллирует сейчас протестный футболист. А это уже другое. Это - над "Зенитом". Акция небезнадежная, успех, конечно, возможен. Но что во всем этом футбольного, скажите на милость?

Денисов пытается найти правду где-то там, в административно-политической стратосфере. Бьется с дисбалансами, переживает за команду. Интересно, если бы существовала техническая возможность снизить зарплату Халка до денисовских величин, россиян "Зенита" это устроило бы?

Вместе с тем очень важно, как поведут себя сейчас клуб и команда. Уступка "Зенита", если она будет иметь место, снимет напряженность лишь временно, а на самом деле проблему лишь усугубит. То же самое произойдет в случае, если одиночный денисовский пикет станет в клубе массовой акцией протеста. Потушить можно и обширное возгорание. Вопрос: какую цену, имиджевую и футбольную, "Зениту" придется за это заплатить?

Побочная линия сюжета - ссылка в дубль Кержакова. Однако этот факт, по имеющейся информации, связан не с финансовым мятежом, а с тренерским решением Лучано Спаллетти, якобы усмотревшего в игре форварда оттенки грусти. С Кержаковым такое не вяжется, что позволяет предположить: речь идет о банальном недоразумении.

А у Денисова, возможно, есть запасные аэродромы, без которых он вряд ли заварил бы эту кашу. "Зенит" предложил игроку продлить контракт до 2017 года на более выгодных, но не двукратно превосходящих нынешние, условиях. Игорь отказался, хотя выбить запрошенные деньги в любом другом клубе, по мнению специалистов, будет архисложно. Значит, придется либо гордо уйти на меньшие, либо согласиться на условия "Зенита", либо все-таки убедить в своей "пятимиллионности" какие-то команды. В России, кажется, такие есть.

Но важнее на самом деле другое. Десять лет назад против условий собственного контракта восстал, если помните, тогда еще спартаковец Дмитрий Сычев. Дело было шумное, каждая из сторон гнула свою линию. "СЭ", разобравшись в конфликте насколько это было возможно, сформулировал в первополосной "шапке" главное: "Верните нам Сычева". В том смысле, что вместе с мутной денежной водой нельзя выплескивать из футбольной лохани талантливого игрока.

К капитану сборной России Денисову (это капитанство, не исключено, тоже сработало на резкий рост самооценки игрока) тезис о возвращении относится в самой полной мере. Только вернуть себя футболу, кажется, должен в первую очередь он сам.