3 апреля 2013, 00:25
Этот известный сербский агент в свое время привез в Россию таких игроков, как Милош Красич, Ивица Олич и Бранислав Иванович
- Честно говоря, не знаю, как комментировать последние события в России, развернувшиеся вокруг людей моей профессии. Наверное, люди из вашей федерации просто-напросто замучились с агентами, - начал Деян Йоксимович. - Но дело в том, что агенты зачастую предлагают клубам игроков, о которых в этих клубах и не слышали. Скажем, когда я привез в Россию тех же Красича, Олича или Ивановича, их у вас никто не знал. Короче, есть специальные люди, которые отслеживают молодых футболистов по всему миру - в Перу, Чили, Аргентине или еще где - не важно. Они знают, что парень сегодня стоит миллион евро, а через год будет стоить пять миллионов.
Но главная проблема не в этом. Мое мнение: русские команды переплачивают за игроков. И даже не за иностранцев - за своих. Виной тому - лимит на легионеров. И агентам, у которых в клиентах русские футболисты, этот лимит выгоден. Поэтому цены взвинчены.
- По-вашему, разумней было бы лимит отменить?
- Если честно, на месте ваших руководителей перестал бы считать легионерами украинцев, белорусов или, скажем, молдован. Другими словами, ваших бывших соотечественников. Если же вернуться к вопросу об агентах, то, на мой взгляд, будет трудно сделать так, что одному можно работать, а другому - нельзя. Посмотрим, что получится...
- Возмущение главы РФС Николая Толстых, в частности, вызывают те агенты, которые "за копейки" вынуждают молодых ребят, их родителей подписывать какие-то бумаги, принуждая к сотрудничеству на долгие годы на не самых, мягко говоря, выгодных условиях.
- Знаете, приходилось сталкиваться с подобным - главным образом в Восточной Европе. Там люди пока гораздо беднее, нежели в Европе Западной. Скажем, есть много молодых талантливых игроков в Хорватии и Черногории. Но живут они бедно. И некоторые, действительно, как вы говорите, пользуются моментом: видят, парнишка хороший - надо брать. Допустим, недавно в Черногории был случай: пришел один полубандит (называю, как есть) в семью одного такого талантливого парня, дал 50 тысяч евро, купил квартиру - и оформил контракт с игроком до конца карьеры. И в дальнейшем все вопросы будут решаться через него. Родители не стали ждать пять-семь лет, когда могли бы получить больше, а согласились на то, что дают сейчас. Думаю, подобная проблема существует и в России.
- РФС предлагает назначить твердое, фиксированное вознаграждение агентам. Что скажете?
- Знаете, есть такие агенты, которые совершат одну сделку - и отдыхать надолго и далеко. Представьте, мы с вами работаем в одной фирме: я продал одного футболиста - и махнул на четыре месяца в Испанию валяться на солнышке, а вы - продолжили трудиться. И что, по итогам мы получим одинаково? Всегда считал так: кто больше работает - тот должен больше зарабатывать.
Но бывает и так. Приходит молодой футболист с агентом в клуб, но там за него не могут как следует заплатить или положить соответствующую зарплату. Тогда заключается договор, согласно которому в случае последующей продажи агенты получают двадцать, тридцать процентов от сделки или сколько там договорятся. Порой может и до половины доходить, если не больше.
- Без агентов невозможно обойтись?
- Все возможно. Есть ведь футболисты, и довольно известные, которые обходятся без агентов. Но есть те, кому помощь просто необходима. Например, есть такие ребята, которые, предположим, не знают, как деньги с банкомата снять, не то что нормальный контракт заключить. Нет, серьезно! Скажем, есть парень из Черногории, таланта - сумасшедшего, родом - из глухой деревни. Выступает за клуб, занимающий восьмое место в высшем дивизионе Черногории. Зарплата - двести евро в месяц. Предложил его в "Ростов" Божовичу, тот оценил. Но без помощи агентов такие ребята никогда не выберутся на свой настоящий уровень, заложенный природой. А есть ведь еще ребята из Америки, Африки…
Таким нужна помощь. Знаете, как есть хорошие и плохие игроки, так есть хорошие и плохие агенты. Как, кстати, и работники федераций. Пусть я, возможно, и не вправе высказываться на данную тему, но на правах иностранного агента, который давным-давно больше русский, чем иные, скажу: по-моему, в вашем футболе не хватает людей по-футбольному образованных - и среди руководителей, и среди хозяев клубов. Словом, не надо всех агентов сажать в одну корзинку.
- Вы хороший агент?
- Не знаю, хороший ли, плохой ли, но стремлюсь помогать клубам. Чтобы они не переплачивали за футболистов, а в дальнейшем, когда молодой парень несколько лет поиграет в России, клуб на нем еще и заработал. В девяноста процентах случаев у меня так и получилось. Никогда не заострял вопрос о комиссионных, он для меня всегда был одним из последних. Многие люди знают, как я работаю, можете спросить у них. Если расскажу, сколько получил за приезд в вашу страну все тех же Красича, Олича и Ивановича, вы будете смеяться. Прежде всего стараюсь предлагать качественных футболистов, соответствовать такому уровню, чтобы тебе позвонили в следующий раз, обратились к твоим услугам.
О том, как агентская деятельность регламентирована в Португалии, рассказывает футбольный менеджер Паулу Барбоза, представляющий, в частности, интересы Марата Измайлова
- Вознаграждение агента за сделку не может превышать 5 процентов. Это то, что написано в регламентирующих документах ФИФА. Этим рекомендациям следуют и у нас в Португалии. Сумма не может быть произвольной.
Вообще все контракты, которые подписываются в Португалии при участии агента, не являются ни для кого секретом. Сумма публикуется, а оплата комиссионных производится через федерацию. То есть схема вполне прозрачна: клуб платит федерации, а федерация, в свою очередь, агенту. Все клубные бюджеты у нас прозрачны, ведь клубы - акционерные общества.
Какие отношения у португальской федерации с футбольными менеджерами? Нормальные. Да и с чего могут возникнуть проблемы, если все следуют правилам ФИФА. Любой игрок, связанный контрактом с агентом, должен быть зарегистрирован в федерации. В соглашении прописан процент агентского вознаграждения. Отношения между игроком и агентом регламентированы. Не может быть такого, чтобы клуб подписал контракт без ведома федерации.