Премьер-лига (РПЛ). Статьи

13 декабря 2013, 22:55

Гаджи Гаджиев: "Керимову больно смотреть на то, что происходит"

Андрей Кузичев
Корреспондент

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

"Анжи" установил национальный антирекорд – 19 матчей без побед в чемпионате страны. Главный тренер команды откровенно рассказал "СЭ" о проблемах, с которыми она столкнулась после смены вектора развития клуба. А еще объяснил, как можно исправить сложнейшую турнирную ситуацию.

– Слово "катастрофа" подходит для нынешнего положения "Анжи"?

– Безболезненно пройти резкую смену курса прямо по ходу сезона вряд ли было возможно. Мы понимали, что собрать новую команду за столь короткий промежуток времени будет очень сложно. Но мог ли владелец клуба поступить иначе? Скорее нет. Ведь по итогам 15 матчей в 2013 году (11 весной и 4 летом. – Прим. А.К.) команда звезд шла на последнем месте в лиге по набранным очкам. Об этом все как-то сразу забыли.

– То есть Сулейман Керимов прекрасно понимал и понимает ситуацию.

– Да. Хотя ему больно смотреть на то, что происходит. Учитывая потраченные средства, он, конечно, хотел, чтобы "Анжи" боролся за совсем другие места. Однако отказываться от клуба владелец не собирается, а сокращение расходов будет проходить планомерно. Считаю этот процесс оправданным. В премьер-лиге хватает примеров, когда клубы с далеко не самыми большими бюджетами выступали достойно.

– Вместе с тем это не отменяет задачи укрепляться. Вы верите, что команда выберется из нынешнего пике?

– Успех – еще не точка, неудача – еще не конец. Единственное, что имеет значение, – это мужество продолжать борьбу (цитата из Черчилля. – Прим. А.К.). Бесспорно, наше положение – сложное. А возможность успешного выхода из него упирается в качество зимней подготовки и квалификацию игроков, которыми мы укрепимся. По ходу осеннего отрезка у "Анжи" фактически не мог планомерно работать в полном составе. Дело и в травмах, и в напряженном календаре. И если с дозированием физических нагрузок при выступлении и в Европе, и в чемпионате России мы справлялись, то решать задачи командной подготовки было невозможно. В полном составе команда тренировалась слишком редко.

– Стоило ли вкладывать столько средств в приобретение звезд, чтобы затем в одночасье привести клуб в нынешнее состояние?

– Если не вникать в проблему глубоко, может показаться, что вы правы. Если смотреть с позиции потраченных средств и достигнутого результата – тоже. Но за последние два года построен современный стадион с хорошей гостиницей. Заработала академия – от желающих тренироваться в ней мальчишек нет отбоя. Решение сократить расходы, отпустив дорогих футболистов, было единственно верным для той ситуации, в которой оказались клуб и команда. Изначально выбранный проект мог существовать только непродолжительное время – это было ясно изначально. Как и то, что новый "Анжи" дал немало полезного нашему чемпионату, имиджу клуба, развитию футбола в Дагестане. Это был настоящий праздник для республики. А праздники, как известно, гораздо короче будней, когда принято много работать и гораздо меньше тратить.

– А можно ли было продлить праздник?

– Думаю, да. Правда, ненадолго. Может, еще на один чемпионат. Но для этого команде надо было лучше играть.

– Однако после ухода звезд команда тоже не стала играть лучше.

– Не стала. А могла? Думаю, нет. Могла набрать больше очков, стать боевитее, целеустремленнее, но… У Это’О и К игровой потенциал заметно выше. И все-таки главная проблема лежит в области психологии, внутреннего состояния коллектива. Наверное, это можно сравнить с перенесенным пожаром, когда значительная часть жильцов покидает дом, а другая – остается. Психологическое состояние наших "других" оставляло желать лучшего.

– Это вы и имели в виду, сказав не так давно о частично утраченной мотивации?

– Проблемы с ней периодически возникали то у одной группы игроков, то у другой. И так – на протяжении всего чемпионата. Неудачные матчи, низкое место в турнирной таблице, неопределенный статус команды и ролей в них отдельных футболистов – все это не добавляло оптимизма игрокам. Я знал, что все будет именно так, потому что уже сталкивался с похожей ситуацией в Самаре. Но считал, что справлюсь. Отчасти это удалось, но все-таки далеко не в полной мере. Думаю, во многом потому, что у команды слишком много нерешенных организационных вопросов. В основном они вытекают из места базирования. Ведь на самом деле у нас нет своего жилища. Переехать в Махачкалу звездный "Анжи" никак не мог. Переедем ли мы? Больной вопрос для многих игроков, но если не сегодня, то завтра это должно произойти.

– Окончательного решения пока нет?

– Решение есть. Его реализация зависит от Сулеймана Абусаидовича (Керимова. – Прим. А.К.), но вероятность того, что "Анжи" будет постоянно базироваться в Махачкале, высока.

– Давно ли родилась эта идея?

– Весенние неудачи не остановили владельца клуба, и на укрепление состава вновь были потрачены немалые средства. Однако команда так и не возникла. На мой взгляд, понятие "команда" – это не набор игроков, а нечто духовное. Коллектив, объединенный единой целью и идеей. Будь у нас такой, тогда и у звездного состава не было бы такого старта без побед. Не случился бы и памятный всем конфликт, после которого все покатилось, словно с горки. Вместе с тем считаю: "Анжи" стоило сохранить больше основных игроков. Однако владельца подталкивали к тому, чтобы быстрее распродать футболистов. Мол, зимой трансферный рынок живет по другим законам, и цены будут ниже.

– А насколько понятию "команда" соответствует нынешний "Анжи"?

– Не могу сказать, что полностью. Из-за того, что комплектовались впопыхах, у нас есть перебор на одних позициях и недобор на других. Соответственно, ряду игроков неуютно: или ты на лавке, или выходишь не на свое привычное место. Много арендованных, и не всегда понятно, насколько связаны их мысли с будущим "Анжи". Плюс есть группа футболистов, которые хотели уйти еще летом, но не смогли. Обычно в любом клубе всегда есть 2-3 таких игрока, и это рабочая ситуация. Но если таких треть, назвать коллектив единым на сто процентов все-таки нельзя. Вместе с тем затрудняюсь хоть кого-то упрекнуть в безволии. Некоторые не уходили с поля, даже получив травму. Другие просили обезболивающий укол, чтобы выйти на матч. Ахмедов, например, доиграл встречу с "Томью", несмотря на перелом большого пальца ноги. Или Ещенко, недавно восстановившийся после тяжелой операции, провел 60 минут с "Кубанью" и покинул поле с опухшим коленом. Если после финального свистка полкоманды обращается к врачам с жалобами на серьезные ушибы, ты не можешь говорить об уклонении от борьбы.

– О чем вы подумали в тот момент, когда в конце матча с "Кубанью" в компенсированное время Максимов с 11-метровой отметки отправил мяч мимо ворот?

– О том, что для этого сезона подобное, к сожалению, характерно. Соломатин, хорошо проявивший себя с первых же игр за "Анжи", семь раз выходил один на один с вратарем соперников, но ни один шанс не реализовал. По пустым воротам не раз и не два мазали футболисты достаточно высокой квалификации.

– Эту цепочку можно продолжить, вспомнив, как тот же Максимов после первой же игры надолго выбыл из-за травмы, как в последнем матче сломали челюсть Гаджибекову и практически не выходил на поле Траоре.

– Не зря говорят: беда не приходит одна. Если посмотреть только на список достаточно тяжелых травм, то к тем, кого вы назвали, можно добавить Соломатина, Ещенко, Мкртчяна, Демидова, Абдулавова, Ахмедова. Помазан в последних турах не мог играть из-за проблем с коленным суставом. Но если он и Кержаков – вратари примерно одного уровня, и проблема решалась практически безболезненно, то компенсировать потерю Траоре было практически невозможно. Известно, что футбол – один из самых травматичных видов спорта. Но я с подобной эпидемией не сталкивался еще никогда.

44