Премьер-лига (РПЛ). Статьи

10 октября 2014, 17:30

Фрэнк Синатра и ЦСКА - "Спартак"

Игорь Рабинер
Обозреватель

Болельщик ЦСКА Михаил Грушевский, проигравший пари поклоннику "Спартака" Денису Мацуеву, сыграл тому на фортепиано.

Игорь РАБИНЕР,
Татьяна ДОРОГУТИНА (фото)

из Москвы

Эта история началась в августе. Я в ту пору еще не вернулся в "СЭ" и работал на интернет-портале "Чемпионат". Тамошний шеф отдела футбола Денис Целых в канун матча ЦСКА – "Спартак" на "Арене Химки" попросил взять интервью у двух известных болельщиков обоих клубов – пародиста Михаила Грушевского, поклоняющегося красно-синим, и пианиста Дениса Мацуева, преданного красно-белым.

И, что еще важнее, попробовать раскрутить их на какое-нибудь нетривиальное пари на исход дерби.

Грушевский и Мацуев – люди творческие, легкие и зажигающиеся с пол-оборота. Идея мгновенно пришлась им по вкусу. Лауреат конкурса Чайковского Мацуев, весьма убедительно попробовав на мне, пообещал в случае поражения "Спартака" прилюдно исполнить несколько пародий на известных политических деятелей. В ответ Грушевский, ни секунды не медля, поступил еще более отчаянно-безрассудно. Он заявил, что при проигрыше ЦСКА сыграет Мацуеву что-нибудь на фортепиано. При том что инструментом не владеет и нотной грамоты не знает.

Проиграл, как водится по закону подлости, тот, кто поставил перед собой более сложную задачу. Пусть исход матча решил неочевидный, как потом выяснилось, пенальти, счет на табло – 0:1 в пользу команды Мурата Якина. Учитесь высокому искусству, Михаил!

Чудовищный гастрольный график Мацуева дал Грушевскому, к его счастью, люфт по времени. Заезд в Москву на денек в начале сентября к исполнению условия пари не привел: единственное, что успел музыкант, – это заехать на новый стадион "Спартака" и удостоиться от директора клубного музея, нашего бывшего коллеги по "СЭ" Алексея Матвеева, персональной экскурсии, а от обозревателя "СЭ" Евгения Дзичковского – интервью. Прослушивание Грушевского пришлось отложить еще на месяц.

И вот – свершилось. В кафе скульпторов Рукавишниковых – тех самых, что создали почти 25-метровую статую гладиатора напротив входа на "Открытие Арену" и памятник братьям Старостиным внутри самой чаши, – встреча творцов состоялась. Спасибо коллегам с "Чемпионата", ее организовавшим, за то, что не забыли автора первоначальной публикации. Подстрекателя, так сказать, этого пари.

"Не все знают, что Денис вырос на моей музыке, – многозначительно сообщил Грушевский. – И вырос намного лучше, чем я".

Почти двухметровый Мацуев вслушивался в эту словесную прелюдию, звучавшую откуда-то снизу, едва ли не вывернув себе шею. Сообщив, что сам он пять лет учился в консерватории, великодушно предложил Грушевскому еще пятилетку на подготовку. Тот ответил: "За что ты меня так? Я ж уже старенький буду, с трясущимися руками к инструменту сяду..."

Чтобы лучше настроиться, Грушевский для начала чуть сбивчиво сыграл классическое армейское "Но от тайги до Британских морей..." И самокритично поинтересовался:

– Что меньше заставит тебя страдать в моем исполнении – Александр Розенбаум или Фрэнк Синатра?

– Синатра!

И тут кафе Рукавишниковых огласилось мелодией легендарной песни "Strangers in the Night". На мой дилетантский взгляд, исполненной Грушевским более чем достойно.

Мастер словесного жанра, исполнив условие спора, выразил скромную надежду: мол, эстетическое мучение, доставленное им мастеру жанра музыкального, в следующий раз заставит его любимый "Спартак" проиграть ЦСКА. Чтобы не услышать повторно этого издевательства над высоким искусством игры на фортепиано.

Мацуев в ответ выразил пожелание посетить второй концерт Грушевского. И поведал анекдот о Синатре, которому однажды смертельно надоела всеобщая слава, он нацепил парик, усы с бородой. На улице, в аэропорту – везде отказывался признавать, что он – Синатра. Но когда в номере отеля его встретила обворожительная блондинка и воздела к нему руки: "О, Фрэнк!", воскликнул: "Черт с ним! Стрэйнджерс ин зе на-а-айт..."

И даже в порядке произвольной программы, пусть и обыграл Грушевского, чуток спародировал Бориса Ельцина. Весьма убедительно.

Вот так весело все и прошло. Знаменитые спорщики продемонстрировали другим болельщикам, какими должны быть в действительности отношения между поклонниками даже самых непримиримых клубов. Зачем драться и провоцировать, если можно веселиться и подтрунивать? Учитесь, друзья!

Денис МАЦУЕВ:

– Даже не думал, что человек, который не учился играть на фортепиано, так здорово и ловко исполнит "Strangers in the Night" – нашу любимую национальную песню. Причем с правильными гармониями, кульминацией, настроением, динамикой. Это все не просто так – говорю не ради красно-белого словца! Над левой рукой надо немножко поработать – но мы потренируемся. Я просто в восторге и благодарен Михаилу за такую вот отдачу пари.

Михаил ГРУШЕВСКИЙ:

– Не могу сказать, что это был триумф армейской школы музицирования, но в целом боялся худшего. Надеюсь, это была минимальная степень позора, которую я мог себе позволить. Не отдать пари было бы куда большим позором. И пусть этот спор имеет некоторую давность, рад, что сегодня у меня была возможность отдать Денису то, что я ему задолжал вместе со своей любимой командой.

"Strangers in the Night" – одно из моих любимых произведений. Поэтому мне казалось, что даже если сыграю безобразно – то уж лучше то, что мне дорого и близко. Альтернативным вариантом был "Вальс-Бостон", который обожаю с детства.

Волновался ли? Конечно. Ведь Мацуев, с которым мы познакомились как раз на одном из матчей ЦСКА – "Спартак", – выдающийся музыкант. Знаю массу людей, которые умеют очень симпатично пародировать. А играть на мировом уровне могут Богом избранные люди. Благодарен Денису за великодушное восприятие моего воинствующего дилетантизма. Приятно, что великий музыкант не надувает щеки, не устанавливает дистанцию между представителем большого искусства и балаболом. Никакого пафоса!

Мне хочется верить, что нет никакой пропасти между болельщиками разных клубов. И вот такой человеческий контакт ее изживает. Фанаты точно так же могут найти дружескую территорию вне пределов стадионов. Не надо ни сжигать символику, ни вредить на стадионах. Рад за спартаковцев, которые теперь могут с гордостью говорить о стадионе: "Наш спартаковский дом". Жду, когда уже скоро то же сможем сказать и мы. И в полной мере разделял спартаковскую скорбь, узнав об уходе из жизни Федора Черенкова, игрой которого наслаждался.

Это нормально. Настоящий болельщик должен воспринимать футбол в разных его проявлениях и уметь ценить красоту, а не только набранные очки своей, единственной и неповторимой, команды. Надо быть человеком, а потом уже болельщиком. И очень важно, что на церемонии прощания с Черенковым были не только спартаковские футболисты. Такая беда объединяет всех. Но хотелось бы, чтобы объединяли нас не только беды.