Премьер-лига (РПЛ). Статьи

14 октября 2014, 09:29

Николай Левников: "Конкуренции нет - слишком мало арбитров"

Александр Бобров
Шеф-редактор

СОГАЗ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

О сегодняшней ситуации в российском судейском корпусе корреспондент "СЭ" поговорил с председателем судейского комитета РФС, членом судейского комитета УЕФА

А судьи где?

– По нашей информации, в ближайших турах чемпионата России не будут работать несколько ведущих арбитров. Речь, в частности, идет о самых опытных судьях – Карасеве, Николаеве и Безбородове. Что-либо подобное случалось в последние годы? Насколько серьезна потеря таких рефери?

– Право назначения арбитров принадлежит Валентину Валентиновичу (Иванову. – Прим. А.Б.). Поэтому не могу судить, насколько ваши данные соответствуют действительности. Но если эти судьи в последних турах допускали ошибки, то, наверное, руководитель департамента может их не назначить.

Однако дело даже не в том, будут они работать или нет. Говорить нужно о другом – о низкой конкуренции в российском судейском корпусе. Арбитров очень мало. И это, пожалуй, наша самая большая беда. Иванов столкнулся с тем, что к началу сезона в его распоряжении оказались всего 17 человек. Но кто-то выбыл из-за травмы, другие не могут судить, потому что совершили ошибки. И сегодня в "обойме" лишь 12 человек…

– …Простите, что перебиваю. В премьер-лиге в этом сезоне не работает Арсланбеков. Как я понимаю, решено отказаться от услуг Рушакова. Едва выздоровел Еськов, у которого была серьезная травма. С Карасевым, Николаевым и Безбородовым получается 6 человек. То есть в "обойме" остались даже не 12, а 11 судей. (Уже после разговора с Левниковым выяснилось, что на самом деле даже 10. - Прим. А.Б.)

– В любом случае этого катастрофически недостаточно. Я разговаривал с руководителями судейских ассоциаций и инструкторами из ведущих футбольных стран и сделал однозначный вывод: меньше чем с 20 арбитрами при 16 клубах работать нельзя. А, к примеру, на Украине, где судей курирует Пьерлуиджи Коллина, 21 арбитр.

– Вы говорите понятные и правильные вещи, но…

– …Я говорю о том, что с 2006 года мы потеряли большое число судей. По каким причинам, не знаю, – тогда уже не был вовлечен в работу. Часть из них могла бы судить и сегодня – Биглов, Ковалев, Дорошенко... Завершили карьеру, не достигнув предельного возраста, Валентин и Николай Ивановы, Баскаков, Захаров, Сухина, Игорь Егоров. Останься они, никакого резкого омоложения не произошло бы! Это серьезная недоработка не только судейской, но и всей футбольной системы! Судейство тоже большой спорт, а спорт успешен, когда есть конкуренция.

С середины прошлого десятилетия заработная плата не индексировалась, а количество сборов существенно уменьшилось. При этом турки сделали наоборот, и результат не заставил себя ждать: у них раньше вообще не было судей в топ-классе УЕФА, а сегодня уже трое. Двое из них регулярно судят матчи Лиги чемпионов, у нас – изредка один. В Турции сборы дважды в месяц, сдача нормативов в обязательном порядке раз в месяц. Плюс они собирают арбитров перед теми турами, где 3-4 сложных матча, и проводят тренировку и дополнительный инструктаж.

– Что-то похожее делали и вы в Лужниках, организуя открытые семинары.

– Можно было бы вернуться к тому опыту и сейчас. Расходы не так велики – все равно многие ездят через Москву.

Еще одну проблему вижу в том, что в целом в судейство стали приходить слишком рано. Судейский корпус чересчур молодой. Минус и система назначений, сложившаяся при Розетти, когда арбитру дают матчи от тура к туру. Мне кажется, от нее следует отказаться.

Это идет от нехватки квалифицированных арбитров. А не хватает потому, что мы не уделяем достаточно времени их обучению и воспитанию.

– Когда вы говорите "мы", кого имеете в виду?

– В том числе и себя.

– Вы с судейским комитетом в отличие от департамента судейства и инспектирования находитесь в стороне, не занимаетесь оперативной деятельностью. А насколько хорошо вы информированы о положении дел?

– Считайте мое мнение взглядом со стороны – как инструктора и инспектора. Мне кажется, есть еще один недостаток. На той же Украине Коллина курирует только высшую лигу, остальное – на судейском комитете.

– Розетти тоже фактически основное внимание уделял премьер-лиге, и Иванов поступает так же…

– Но при этом всем остальным занимались и занимаются сотрудники департамента, а вот специалисты, собранные в судейском комитете, почти не используются. Система, существовавшая раньше, когда работала КФА, более продуктивна и эффективна для нашей страны.

– Разве это не противоречит Судейской конвенции, которую мы подписали?

– Нет. Допустимо и одно юридическое лицо, а департамент с комитетом может возглавлять один и тот же человек. Так что Иванов мог бы взять на себя и другие функции.

– Насколько вы близки с Валентином Валентиновичем, как часто общаетесь?

– Серьезных разногласий в понимании футбола у нас нет, мы единомышленники. Есть, пожалуй, разные взгляды на строительство всей судейской пирамиды. А общаемся постоянно.

– Удивительно, но при немалом числе судейских ошибок сейчас почти нет скандалов и бурных демаршей со стороны клубов. Их все устраивает?

– Это значит, что Иванов вызывает доверие. Все понимают, что за полгода ничего не изменить.

– Почему же полгода? Ведь сейчас в департаменте работают те же люди, что и до Розетти. В их числе и сам Иванов.

– Он тогда не руководил, а работал инструктором.

– Но вернемся к тому, с чего начали. Ситуация критическая? Нужно срочно принимать некие оперативные меры, допускать к работе (хотя бы ради количества) некоторых молодых судей?

– И этот турнир можно досудить, и в следующем обойтись малым числом судей. Но что дальше? Нужно думать о будущем. Задача – найти, обучить. И добиться того, чтобы в "обойме" оказались минимум 20 человек.

– Иванов стал составлять постоянные бригады арбитров. Появились уже питерская, ростовская. Это правильно?

– Да. Но обращу внимание вот на что: количество помощников неоправданно занижено. Их должно быть как минимум в два раз больше, чем главных. То есть не меньше 34, а их пока 30. Никогда такого не было: у ассистентов число игр в высшем и первом дивизионах превышает показатели главных судей.

– Теперь хотелось бы поговорить о двух судьях премьер-лиги. Что происходит с Карасевым? Не кажется ли вам, что остановился в росте Мешков?

– У Мешкова хорошие перспективы. Проблемы связываю с его травмой – повреждением икроножной мышцы. Причем получил ее Виталий накануне финального турнира чемпионата Европы среди юношей, где должен был работать. Что же касается Карасева, то, мне кажется, он снизил к себе требования. И еще… К Сергею не всегда относились объективно. Нет, "объективно" – не то слово. К нему относились слишком мягко.

– Где – в России?

– И в России тоже. Года четыре назад увидел Сергея на сборе в Турции, куда меня пригласили впервые после долгой паузы. После матча, который Карасев судил, а я инспектировал, сказал ему, что испытал радость от его судейства и что он яркий представитель советской школы. Что с Карасевым произошло? Возможно, ответ в его отношении к конкуренции. Ты должен доказывать свое превосходство в каждом матче, каждый день и каждый месяц. Только так можно вырасти в большого арбитра.