17 февраля 2015, 12:15
В понедельник спецкор "СЭ" встретился в Голландии с бывшим главным тренером "Зенита" и сборной России.
Игорь РАБИНЕР
из Амстердама
В четверг 67-летний голландский тренер, с которым "Зенит" без малого семь лет назад выиграл Кубок и Суперкубок УЕФА, собирается заглянуть в питерскую раздевалку после матча Лиги Европы в Эйндховене. В команде и теперь немало игроков, которые пережили вместе с Адвокатом триумфы в Манчестере и Монако: Малафеев и Анюков, Ломбертс и Файзулин, Аршавин и Тимощук плюс присоединившийся к ним перед Суперкубком Данни. Всех и каждого из них специалист, в паузе между сборной Сербии и следующей работой сотрудничающий с голландским телевидением, очень рад будет видеть.
А вчера мы сидели с одним из самых успешных тренеров в истории нашего футбола в уютном амстердамском кафе, и Адвокат, как всегда откровенно, рассказывал о пережитом в России. И о том, что было после.
Прямо по ходу разговора раздался звонок из редакции "СЭ". Коллеги сообщили о переподписании "Зенитом" контракта с Халком до 2019 года. Я передал новость Адвокату.
– До 2019-го? Невероятно! – реагирует Дик. – Впрочем, нет – как раз все логично. В "Зените" сейчас огромным влиянием пользуется Жорже Мендеш (португальский агент Криштиану Роналду, Жозе Моуринью, Халка и многих других знаменитых игроков и тренеров. – Прим. "СЭ"). В том, что продление контракта с Халком связано именно с этим, нет никаких сомнений. У "Зенита" есть деньги. А игрок, что там говорить, хороший.
Фото Кристина КОРОВНИКОВА
– Не считаете его слишком большим индивидуалистом?
– На чемпионате мира в Бразилии Халк действительно не был хорош. Но для игры "Зенита" он имеет очень большое значение. У меня есть возможность смотреть почти каждую игру команды. И то, что Халк остается, очень хорошо и для "Зенита", и для всего российского чемпионата. Потому что делает его сильнее и острее.
– А как дела у вас? Новую работу активно ищете?
– Честно говоря, совсем не ожидал того, что произошло в Сербии. Планировал задержаться там на куда более долгий срок. Моей главной целью был чемпионат мира в России. Надеялся именно там в 70 лет завершить свою тренерскую карьеру и считал, что это будет символично.
А для этого надо было квалифицироваться на Euro-2016. Обычно, когда речь идет о таких командах, как Сербия, самого факта выхода в финальный турнир оказывается достаточно, чтобы продолжить работу. Но после известной ситуации в матче с Албанией, в которой мы абсолютно не были виноваты, последовало очень жесткое наказание – техническое поражение и три матча без зрителей. Выполнить задачу стало гораздо тяжелее.
Потом мы уступили дома Дании. Играть на пустом стадионе было невыносимо. После этого у меня с сербской федерацией, с руководителями которой у меня сохранились отличные отношения, состоялся разговор. Я сказал: "Вы сохраните деньги, а мне позвольте вернуться в Голландию".
Что же до поиска работы, то если предложат что-то интересное – могу об этом подумать. Ведь еще одной причиной моего ухода было то, что в нынешнем году мне исполнится 68, а в таком возрасте в глазах потенциальных работодателей каждый год на счету.
Фото AFP
– Можете ли представить свое возвращение в российский футбол и какие клубы могли бы вызвать у вас интерес?
– Конкретные клубы мне назвать сложно, но интересных команд в России достаточно. Я был близок к тому, чтобы подписать контракт с "Динамо" уже после чемпионата Европы-2012, но, кажется, попросил слишком большую зарплату...
Скажу откровенно: до недавних пор у меня было чувство, что "Зенит" может вновь ко мне обратиться. После всего того, что нам вместе не так уж давно удалось сделать, в этом была бы логика. Но с тех пор как меня уволили, оттуда не последовало ни одного звонка. Теперь понимаю: и не последует. Потому что все ключевые кадровые решения находятся в португальских руках – Жорже Мендеша и его друзей. Так что если звонок и раздастся, то из Москвы.
– А если Андре Виллаш-Боашу, не вышедшему из легкой группы Лиги чемпионов, не удастся пройти ПСВ или следующий этап Лиги Европы?
– То, что происходит, просто невероятно! С учетом того, сколько денег в "Зените" потратили на игроков после моего ухода, результаты, скажу так, не выглядят хорошими. У "Зенита" – великолепные болельщики, среди которых я был популярен. И для меня, если честно, странно, что клуб даже не попытался поговорить со мной о возвращении.
Фото REUTERS
– А если бы они попытались сделать это сейчас?
– (Задумывается.) Не знаю. Очень похоже на то, что влияние португальцев на клуб сейчас сильнее, чем кого-либо другого.
– Какую-то компенсацию у сербов вы получили?
– Нет. Ни я, ни мой помощник (Берт ван Линген, в свое время помогавший Адвокату в "Зените" и сборной России. – Прим. "СЭ"). Потому что уход был моим решением, а не федерации.
– Правда, что вы зарабатывали в Сербии 350 тысяч евро в год?
– 300 тысяч.
– И готовы вернуться в Россию на такие же деньги?!
– В Россию – нет. Я же знаю, в какой стране сколько тренеру могут заплатить. Если принимать предложение, то только для того, чтобы выигрывать трофеи. Если ко мне обратится клуб, неспособный на это, – откажу.
Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
– Каков сейчас типичный день Дика Адвоката?
– Каждый уик-энд хожу на один-два матча чемпионата Голландии и оцениваю их для воскресной программы нидерландского телевидения. В прошлую пятницу был на матче АЗ – ПСВ и встретил там Гуса Хиддинка. Отличный парень!
Мне кажется невероятной и недопустимой та критика, которая обрушилась на него в Голландии прошлой осенью. Человек, который столь многого добился и открыл дверь в Европу для такого числа голландских тренеров, заслуживает другого отношения. О чем я в его поддержку в СМИ не раз и высказывался. Но люди моментально все забывают! К счастью, в сборной все налаживается, и Гус завершит работу с ней именно в тот срок, который и был изначально предусмотрен.
Полностью интервью с Адвокатом – в ближайшее время.
P.S. "СЭ" благодарит факультет "Менеджмент в игровых видах спорта" бизнес-школы RMA за помощь в организации командировки нашего обозревателя в Голландию".