23 мая 2015, 22:35
СОГАЗ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 29-й тур. "СПАРТАК" – "УФА" – 1:2
Михаил ГОНЧАРОВ из Тушина
Неделю назад здесь кипела совсем другая жизнь. Яркая, праздничная, по-хорошему футбольная. Раскаленная атмосфера дерби "Спартак" – ЦСКА чувствовалась тогда еще при выходе из метро, статую гладиатора окружали тысячи болельщиков в красно-белых и красно-синих шарфах, со всех сторон летели мощные заряды – как красивые, славящие свой клуб, так и не очень, демонстрирующие ненависть к сопернику. Новенький современный стадион, забитый под завязку, потрясающий перфоманс, – все это словно перемещало в другую реальность. Европейскую, живописную, нам пока не совсем привычную.
Увы, такие большие матчи случаются только пару раз в году, а после них обычно наступают серые будни. Для "Спартака" в этот раз они вышли как никогда суровыми и мрачными, учитывая оглушительное, кошмарное поражение и громкий свист, летевший вслед футболистам, когда они в прошлое воскресенье скрывались в подтрибунных помещениях.
Оказавшись сегодня перед входом на "Открытие Арену" за полтора часа до начала матча, корреспондент "СЭ" окунулся в атмосферу полнейшей тишины. Нет, болельщики неспешно подходили, кучковались небольшими группами здесь и там, но на их лицах можно было прочесть лишь некую обреченность. Кто-то скажет – бессильную злобу. Даже гладиатор, ранее выглядевший величественным и грозным, вдруг показался обескураженным и испуганным, щит его был отведен в сторону, а меч опущен.
Разукрашенные красно-белые клоуны изо всех сил пытались растормошить публику, однако та к улыбкам и шуткам была явно не расположена. Пустовала даже мини-футбольная клетка прямо за турникетами, где обычно бегала с мячом ребятня. Отголоски унизительного разгрома в дерби витали тут и там. Единственным островком оживленности и шума, который удалось застать при проходе внутрь, стал громкий лай полицейский овчарок, резвившихся в условиях полного отсутствия работы.
Против безобразной игры любимой команды львиная доля болельщиков проголосовала ногами. Когда Артем Ребров и Антон Митрюшкин первыми выбегали разогреваться из раздевалок, людей на трибунах они увидели не многим больше, чем мячей на поле, которые приготовил тренерский штаб для их разминки. Десяток фанатов неторопливо развешивал растяжки, не обращая на футболистов ровно никакого внимания. К стартовому свистку публики, конечно, прибавилось, но по сравнению с прежними матчами, даже если делать скидку на статус соперника, это все равно были слезы. Зияла пустотами и привычно переполненная трибуна за воротами. Впрочем, как выяснилось позже, безлюдье и тишина – вовсе не главная форма протеста красно-белой торсиды.
Когда диктор на стадионе объявлял стартовые составы, а публика относительно мирно проскандировала фамилии футболистов (порция гула досталась разве что Мурату Якину), на какое-то время возникла иллюзия, что обильной обструкции команды не предвидится. Как же наивно было так думать! Едва раздался свисток, вместо привычного "Боже, "Спартак" храни" игроки услышали все, что о них думают болельщики.
"Почему сезон за сезоном клуб не может стать чемпионом? Потому что все футболисты – кривоногие она..." Ну, дальше вы поняли.
"Вы должны играть бесплатно!", – продолжали фанаты. – "Спартак" – не команда, "Спартак" – это мы!".
"Пряники закончились. Нужен кнут!", "Деньги получили, а про "Спартак" забыли", "Игрочишкам не подходят тренера? Тогда тренировать будем мы!" – "приветствовали" команду растянутые баннеры. И, конечно же, не обошлось без традиционного в таких случаях портрета Николая Старостина и словами "Он все видит".
А игроки все слышали. И без того разобранный "Спартак", оказавшись в этот день не только против соперника, но и против собственных болельщиков, еще больше растерялся. "Уфа" завладела преимуществом, провела на первых минутах парочку острых атак, а в середине тайма открыла счет. Фанатская трибуна отреагировала на это событие... бурной овацией. Такого, признаюсь, не приходилось видеть на играх красно-белых давно. Если не сказать больше – никогда. Как и "Оле-ола, валите в ЦСКА!", последовавшие затем. В оригинале, правда, в качестве глагола использовалось совсем другое, непечатное слово.
Спустя пять минут Вячеслав Кротов после чуть ли не единственной симпатичной атаки хозяев за матч сравнял счет. Фанатская трибуна погрузилась в тишину, центральные трибуны тоже не понимали, радоваться им или нет. Сошлись болельщики лишь в том, что дружно проскандировали фамилию молодого нападающего при объявлении автора забитого мяча диктором.
Театр обструкции продолжался и в дальнейшем. Встреченный взрывом горького восторга второй гол "Уфы", громкие аплодисменты после неудачных действий хозяев, лозунг "Мы – "Спартак", а вы – …", посвященный собственным (!!!) игрокам. Пронизывающий насквозь свист, провожающий их в раздевалки. Единственный раз в матче где-то вдалеке, наверху трибуны B несколько десятков наивных и милосердных попробовали запустить заряд "Вперед, "Спартак"!", который часто помогал команде переламывать тяжелейшие игры в прошлом. Однако он тут же потонул в усилившемся барабанном звуке и очередными "Почему сезон за сезоном клуб не может стать чемпионом?"
Мурат Якин: "Если бы "Спартак-2" не боролся за выход в ФНЛ…" //
Ромулу – 4,0 за удаление против "Уфы"
В конце концов нервы не выдержали у Ромулу. Срывал атаку "Уфы" в центре поля бразилец словно намеренно, прекрасно осознавая, что одно предупреждение за пазухой у него уже есть. Играть в таких условиях ему было просто невыносимо. Как и его партнерам. "Спартак" так и не смог придумать ничего интересного за второй тайм и вновь потерпел бесславное поражение.
Футболисты отыскали-таки в себе силы и подошли к болельщикам, правда, сильно сближаться не рискнули. Те извинений не приняли. Еще раз освистали, неистово помахали кулаками, повисли на решетках и едва не прорвались на поле – бойцам ОМОН пришлось срочно совершать рывок к месту событий, дабы предотвратить большие неприятности.
Накануне почему-то казалось, что одной из главных интриг матча станет реакция фанатов на сенсационное заявление Леонида Федуна об уходе с поста председателя совета директоров. Но этот факт болельщики словно не заметили: ни единого баннера, ни единого скандирования за исключением пары непродолжительных выкриков "Руководство, вон".
Зато футболистам досталось по полной программе. И этот день они наверняка запомнят на всю жизнь как один из худших в их футбольной карьере.