РОСГОССТРАХ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
ПОД ЧЕМПИОНСТВО ВСЕГДА ДЕЛАЕМ ЧТО-ТО ОСОБЕННОЕ
– Сколько лет вы болеете за "Зенит"? И сколько лет состоите в фан-движении клуба?
– Болею с 22 апреля 1979 года. Моим первым матчем был "Зенит" – "Арарат" на стадионе имени Ленина. Смотрел футбол со второго сектора. К фанатскому движению имею отношение с 1982 года. В том году состоялся мой первый выезд – в Минск.
– Расскажите, как рождаются баннеры от задумки до исполнения?
– Самое важное – как раз задумка. Делать перфоманс ради перфоманса было интересно лишь первое время, когда это было в новинку. Сначала мы подсматривали идеи в Европе, а потом это превратилось в историю взаимоотношений с фанатами оппонентов. К примеру, создаешь представление матча со "Спартаком" – красно-белые тебе на него отвечают, а потом ты снова "берешь слово". Идет диалог. Но сейчас уже мало кто делает перфомансы, нам стало сложнее. Остаются исторические даты и новые соперники.
Некоторые идеи ждут своего часа долгие годы. Давно обсуждали: если в еврокубках нам попадутся англичане, будем обыгрывать тему атаки легкой кавалерии во время Крымской войны. Когда "Зенит" встретился с "Ливерпулем" – мы воплотили это в жизнь. Другой пример – тема "Быть или не быть" была придумана лет шесть назад. Просто возникла мысль сделать что-то тонкое, шекспировское. В итоге воплотили ее в жизнь на матче Лиги чемпионов, когда стоял вопрос, выходим мы из группы или нет. Решили: самое время рассказать Европе, чем мы дышим и что для нас значит этот матч.
Из последнего – перфоманс на день ВМФ. У нас был не только баннер, но и проплыв. В общем, истории бывают разные.
– Чемпионство – особая тема для баннеров?
– Если не считать 1984 года, всегда делаем что-то особенное под чемпионство. В 2007 году – двух сфинксов, в 2010-м – льва с надписью "Мы чемпионы!". В прошлом году отметили причастность Михаила Бирюкова ко всем титулам "Зенита". Изобразили его в виде звездочета, вокруг которого вращаются пять планет.
– Бывало такое, что идея из перфоманса начинала использоваться клубом в своей продукции?
– По мотивам перфоманса, который был перед матчем с "Реалом", были сделаны футболки, магниты и значки. Слоган "Мое сердце с тобой" придуман нами. После этого Саша Махнач и группа "Бивни" использовали его в оформлении одного из альбомов, а в нынешнем году его взял "Зенит". Ну и хорошо. Нам не жалко.
– Как утверждается идея баннера? Голосованием?
– Нет. Этим занимается очень узкий круг людей. В последнее время идеи выдвигаются на обсуждение на сборе лидеров группировок виража. Там решаем, что имеет право на жизнь, а что – нет. Правда, мы настолько в этом разбираемся, что плохих идей уже не предлагаем.
РИСУЕМ И УТРОМ, И ДНЕМ, И НОЧЬЮ
– За какое время до матча начинается работа над баннером?
– Чаще всего все делается в последний момент. Следующий шаг после идеи – эскиз. Это сложная, кропотливая работа, нужно понять, как баннер будет выглядеть на трибуне. Потом сшивается полотно, закупаются краски и начинает работать художник.
Наверное, единственный перфоманс, который мы сделали заранее, – это лев на троне, посвященный чемпионству-2010. Рисовать начали чуть ли не до Нового года, закончили уже в январе.
– Всегда успевали сделать баннер к матчу?
– Нет. Обычно к началу весеннего отрезка первенства мы делаем какое-то шоу. Но после зимнего перерыва-2011/12 погода была плохая, краска не сохла. А перед следующим матчем случилась конфликтная ситуация с полицией, и нам вообще запретили его проносить. В итоге мы подняли этот баннер только для себя. Перед выездом на "Спартак" устроили специальный сбор на "Петровском", пришло около 2 тысяч человек – и подняли полотно. Это был единственный раз, когда баннер появился не на матче.
– Кто раскрашивает баннеры? Добровольцы или профессиональные художники?
– Конечно, добровольцы. Раньше приходили люди, которые даже не умели рисовать. Была сложная система: рисунок на полотно наносили не краской, а заклеивали его по эскизу разноцветным скотчем. А сейчас даже сложно сказать, кто из наших художников профессионал, а кто – нет. Они рисуют на хорошем уровне.
– А где вы раскрашиваете баннеры? В каком-нибудь спортзале?
– У нас уже довольно давно есть свое небольшое помещение размером 20 на 12 метров. При этом средний баннер – 20 метров в высоту и от 50 до 80 в ширину. Поэтому, чтобы нарисовать по ширине, мы 4-5 раз перекладываем полотно. Рисуем кусками. Это сложно и требует времени. Когда кусок нарисовали, он должен высохнуть. Только после этого его можно переложить гармошкой к стенке и начать рисовать другую часть.
– Есть старший по группе, который следит за этим?
– Обязательно. Когда полотно рисуется – ежедневный контроль.
– Рисуете ночью, днем или как получится?
– Рисуем и утром, и днем – как получится. Ночами очень часто работаем.
ВИТЯЗИ В КАПЮШОНАХ
– Как готовое полотно доставляется на стадион?
– Сейчас в этом нет никакой сложности. А еще пару лет назад часто возникали "непонятки" с полицией.
– Полицейская цензура есть?
– В последнее время почти нет. Хотя два-три года назад перед тем, как занести баннер на трибуну, мы полностью раскладывали его на Малой арене, чтобы посмотрела полиция. Также полотно смотрели инспекторы УЕФА. В последнее время контроля стало меньше. Как я понимаю, если мы поднимем что-то не то, УЕФА просто оштрафует клуб. Видимо, для них так выгоднее.
Кстати, в связи с этим был курьезный случай. Одним из элементов баннера "Быть или не быть" оказалась звезда Лиги чемпионов. Еще даже на эскизе почти не видно. Но инспектор разглядел и сказал, что символику турнира использовать нельзя. Были долгие дебаты. Пришлось развернуть полотно, чтобы они убедились, что звезда незаметна и определить – символ это Лиги чемпионов или нет – нельзя. Договориться помогла служба безопасности "Зенита". Общими усилиями убедили инспектора, но, по-моему, потом клуб все равно оштрафовали. В УЕФА решили, что звезды несовместимы с изображением черепа.
А первые столкновения с инспектором УЕФА были перед дебютным домашним матчем "Зенита" в Лиге чемпионов. Это был знаменитый перфоманс: на полотне были изображены люди в капюшонах. Чиновник спросил: "Кто это?" Мы ответили – древние русские витязи. Такая была одежда на Руси. Он, видимо, был не подкован исторически и сказал: "Раз это древнерусская одежда, то можно".
– Бывают сложные выступления с модулями, множеством деталей. Все делается без репетиций?
– Примерку полотна делали один раз. Трибуна виража похожа на блюдце. Углы баннера слишком поднимаются вверх. Держать полотно прямо, как на центральных секторах, очень сложно. Случается, что прорисовка шикарная, а складки убивают ее. Поэтому мы решили вшить клинья и сделали примерку прямо на трибуне. Но в это время пошел дождь, и полотно промокло. Сушить его было дико сложно. Привязывали в зале, проветривали. Обидно, но клинья нам не помогли. Для нужного эффекта нужно было делать что-то вроде парашюта. Это неимоверно сложно на таких объемах. После того случая стараемся не создавать полотен более 70 метров в ширину.
Раньше я все время боялся дождей. На центральных секторах мокрое полотно было проблемой, но на вираже – нет. Фанаты более закаленные – мокрый баннер или нет, – все стоят, все понимают, ради чего это делается. Теперь другая проблема – солнце. Это наш соперник номер один. Весной, летом и осенью оно светит под таким углом, что рисунок на полотне не разглядеть. Так, у чемпионского баннера-2010 прорисовку почти не видно.
ЗА БАННЕР ПРО БЫСТРОВА ПРЕДЛАГАЛИ ДЕНЬГИ
– Как сшивают огромное полотно?
– Сейчас у нас есть целая бригада, которая взяла это на себя. Девушки готовы в любой час дня и ночи сшить любое полотно. Я даже не суюсь в это дело, потому что их контролировать не надо. Раньше мы пользовались услугами профессиональной портнихи. Она все сшивала дома. Это были лютые объемы. Например, "Всем миром за "Зенит" – 100 метров в длину! Что-то неимоверное!
– Шьете промышленным способом?
– Как раз из-за того, что промышленной швейной машинки нет, у нас куча сломанных станков. Они часто горят.
– Каким бы грандиозным ни был баннер, он живет всего один день. И даже меньше. Сердце кровью не обливается?
– Для меня это очень сложный момент. Одно время я баннеры даже дома хранил – выбросить рука не поднималась. Балкон был забит так, что света не видел. Но потом все равно пришел к тому, что надо уничтожать. Время, сырость, плесень берут свое. Так что храним до первого-второго субботника, а потом…
Правда, есть такие баннеры, которые пытаюсь сохранить. Например, про Быстрова "Был ли он человеком?" За него даже деньги предлагали. Причем болельщики красно-белых. Он точно у нас остался. Лежит в надежном месте.
Долго хранилось полотно, которое освятил батюшка перед матчем с "Анжи": "Земля Есть Наша Исконная Твердыня". Если сложить первые буквы слов, получается "ЗЕНИТ". В последнее время делаем качественные фотографии баннеров и тем самым их, по сути, сохраняем. Не скажу, что на века, но лично для меня весь этот фотоматериал очень ценен.
– Вы отслеживаете, попал ли баннер в цель, если был адресован принципиальному сопернику?
– Оцениваешь в первую очередь свою работу, тем более что не каждый перфоманс удается. Поэтому шапкозакидательских настроений у нас нет. К тому же соперник никогда не признается, попала стрела в цель или нет. Важно, что говорит о тебе оппонент.
Мне всегда было интересно то, что делают в "Локомотиве". Мы говорим, что помним какой-то их баннер, – парням это приятно. Так же и нам. Правда, не всегда можно говорить такое друг другу.
– Следите за творчеством друг друга?
– Одно время творили все поголовно. Было очень интересно. Но для меня очень важно и ценно, что большие представления мы начали делать одними из первых. А вот первое модульное шоу устроили в ЦСКА.
– Есть ли обратная связь от игроков "Зенита"?
– Была история, когда после баннеров в честь Фернандо Риксена, когда мы поздравили его с днем рождения, он кинул на вираж футболку сразу после первого тайма. Вышел на вторую половину в новой майке и ее тоже потом отдал нам. Дай бог ему здоровья. Но чтобы кто-то специально подходил и говорил: нам это нравится или не нравится, – такого нет. Надеюсь, что игроки все-таки замечают. Даже частенько пересматриваю трансляции матчей и очень ревностно наблюдаю: кто из тренеров или игроков поглядывает на нас. Помню первый матч Лиги чемпионов на "Петровском" с "Реалом", когда Дик Адвокат показал нам жестом: "Это круто!". Хотя были тренеры, которые принципиально не смотрели в нашу сторону. Но многое зависит от взаимоотношений с командой на данный момент. В любом случае для меня ее реакция важна.
ЧТОБЫ ПРОНЕСТИ ФЛАГ НА МОСКОВСКИЙ СТАДИОН, НУЖНА КУЧА ДОКУМЕНТОВ
– Выездная модель по части представлений сильно отличается от домашней?
– Мы эту историю закончили довольно давно. Дело тут не в транспортировке – с местной полицией в десятки раз сложнее договариваться. Никаких нервов не хватит. Чтобы флаг пронести в той же Москве, нужно кучу документов предъявить. Еще и противопожарная обработка нужна. В Манчестер в 2008 году мы возили маленькие пропитанные специальным составом баннеры. Так они в итоге колом стояли. А представьте – большой обработать! Что с ним после этого будет? Можно будет стену построить.
– Какое ваше детище вы были готовы отстаивать до последнего?
– Любое! Они мне все очень дороги. Даже в неудачных моментах пытаюсь найти позитив. Для идеала все должно сойтись воедино от идеи до качества прорисовки. Как мелких, так и крупных деталей. Иначе это может оказаться никому не интересным. Не так давно я устроил опрос в открытом доступе на своей странице в соцсети. Каждый мог проголосовать за наиболее понравившийся ему перфоманс. Устроил даже плей-офф. Первое место занял "Земля Есть Наша Исконная Твердыня". А вообще затеял все это для того, чтобы понять, какая стилистика, какие направления интересны людям.
– Какой баннер – самый выстраданный?
– Тот самый, с богатырями. Там все было продумано до мельчайших деталей. Или "Ребята с нашего двора". Кто разбирается, поймет, что там дорисовывалось в последний момент. Очень важно, чтобы было полотно и было обрамление. В последнее время мы всегда делаем так, чтобы внизу был слоган. Он тоже очень важен. А ведь бывает так, что есть перфоманс, есть задумка, а по части слогана – ступор. Не напишешь же просто: "Аршавин, Кержаков, спасибо!" Вот и начинаешь искать. Так "Ребята с нашего двора" и появились. Нужны и другие детали. Очень хочется дожить до нового стадиона. "Петровский" в силу своей конструктивной особенности далеко не идеален для представлений.
– На "Петровском" вообще есть перспективы для развития?
– Есть такая штука, как аниматика. На злополучном матче с "Динамо" весной 2014-го был перфоманс, где переворачивались модули. С одной стороны они были черного цвета, а с другой золотого. В руке нарисованного Ломбертса зажигался файер и появлялась звезда. Сейчас мы почти не используем это. У нас не заполняется вираж – выделили всего 3500 билетов. Модульные действия без полной трибуны бессмысленны.
– Скажите, вы закончили архитектурный или художественный вуз?
– (Смеется.) Нет. Я ж говорю, что центровик порой рисовали по 10 часов. Но вообще мы каждый раз учимся. А мне все это стало интересно давно. Я и футболом-то начал увлекаться, когда увидел первые логотипы и гербы европейских футбольных клубов. У нас в СССР были только "Т" и "Д", а тут тебе "кузнечики", "драконы" и так далее.
– Вас надолго еще хватит?
– Хочется, чтобы молодежь подпирала. Но и самому по-прежнему нравится всем этим заниматься. Так же как и болеть за "Зенит". Без этого себя не представляю. Мне это очень интересно. Только вот бегать уже немного тяжко.
Санкт-Петербург