Премьер-лига (РПЛ). Статьи

29 октября 2015, 23:00

"Адвокат увидел наш баннер и показал: "Круто!"

Сергей ЦИММЕРМАН
Руководитель бюро в Санкт-Петербурге
Сергей Яременко
Корреспондент

РОСГОССТРАХ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Лет пять назад фанаты российских клубов соревновались друг с другом в красочности, масштабности и остроумии предматчевых шоу. Одними из лидеров тогда были зенитовские ультраc. Сейчас баннеров на трибунах стало куда меньше, но с виража "Петровского" они никуда не делись. Корреспонденты "СЭ" встретились с одним создателей перфомансов на матчах "Зенита". Недавно Андрей ПОЛЯКОВ, известный в фанатской среде под прозвищем Рыбак", отметил 50-летний юбилей. Больше половины его жизни отдано активной поддержке команды.

ПОД ЧЕМПИОНСТВО ВСЕГДА ДЕЛАЕМ ЧТО-ТО ОСОБЕННОЕ

Зенитовцы наряду со спартаковцами делают одни из самых красивых баннеров в РФПЛ. Фото Андрей ПОЛЯКОВ
Зенитовцы наряду со спартаковцами делают одни из самых красивых баннеров в РФПЛ. Фото Андрей ПОЛЯКОВ

– Сколько лет вы болеете за "Зенит"? И сколько лет состоите в фан-движении клуба?

– Болею с 22 апреля 1979 года. Моим первым матчем был "Зенит" – "Арарат" на стадионе имени Ленина. Смотрел футбол со второго сектора. К фанатскому движению имею отношение с 1982 года. В том году состоялся мой первый выезд – в Минск.

– Расскажите, как рождаются баннеры от задумки до исполнения?

– Самое важное – как раз задумка. Делать перфоманс ради перфоманса было интересно лишь первое время, когда это было в новинку. Сначала мы подсматривали идеи в Европе, а потом это превратилось в историю взаимоотношений с фанатами оппонентов. К примеру, создаешь представление матча со "Спартаком" – красно-белые тебе на него отвечают, а потом ты снова "берешь слово". Идет диалог. Но сейчас уже мало кто делает перфомансы, нам стало сложнее. Остаются исторические даты и новые соперники.

Некоторые идеи ждут своего часа долгие годы. Давно обсуждали: если в еврокубках нам попадутся англичане, будем обыгрывать тему атаки легкой кавалерии во время Крымской войны. Когда "Зенит" встретился с "Ливерпулем" – мы воплотили это в жизнь. Другой пример – тема "Быть или не быть" была придумана лет шесть назад. Просто возникла мысль сделать что-то тонкое, шекспировское. В итоге воплотили ее в жизнь на матче Лиги чемпионов, когда стоял вопрос, выходим мы из группы или нет. Решили: самое время рассказать Европе, чем мы дышим и что для нас значит этот матч.

Из последнего – перфоманс на день ВМФ. У нас был не только баннер, но и проплыв. В общем, истории бывают разные.

Огненный перфоманс зенитовцев. Фото Андрей ПОЛЯКОВ
Огненный перфоманс зенитовцев. Фото Андрей ПОЛЯКОВ

– Чемпионство – особая тема для баннеров?

– Если не считать 1984 года, всегда делаем что-то особенное под чемпионство. В 2007 году – двух сфинксов, в 2010-м – льва с надписью "Мы чемпионы!". В прошлом году отметили причастность Михаила Бирюкова ко всем титулам "Зенита". Изобразили его в виде звездочета, вокруг которого вращаются пять планет.

– Бывало такое, что идея из перфоманса начинала использоваться клубом в своей продукции?

– По мотивам перфоманса, который был перед матчем с "Реалом", были сделаны футболки, магниты и значки. Слоган "Мое сердце с тобой" придуман нами. После этого Саша Махнач и группа "Бивни" использовали его в оформлении одного из альбомов, а в нынешнем году его взял "Зенит". Ну и хорошо. Нам не жалко.

– Как утверждается идея баннера? Голосованием?

– Нет. Этим занимается очень узкий круг людей. В последнее время идеи выдвигаются на обсуждение на сборе лидеров группировок виража. Там решаем, что имеет право на жизнь, а что – нет. Правда, мы настолько в этом разбираемся, что плохих идей уже не предлагаем.

РИСУЕМ И УТРОМ, И ДНЕМ, И НОЧЬЮ

– За какое время до матча начинается работа над баннером?

– Чаще всего все делается в последний момент. Следующий шаг после идеи – эскиз. Это сложная, кропотливая работа, нужно понять, как баннер будет выглядеть на трибуне. Потом сшивается полотно, закупаются краски и начинает работать художник.

Наверное, единственный перфоманс, который мы сделали заранее, – это лев на троне, посвященный чемпионству-2010. Рисовать начали чуть ли не до Нового года, закончили уже в январе.

– Всегда успевали сделать баннер к матчу?

– Нет. Обычно к началу весеннего отрезка первенства мы делаем какое-то шоу. Но после зимнего перерыва-2011/12 погода была плохая, краска не сохла. А перед следующим матчем случилась конфликтная ситуация с полицией, и нам вообще запретили его проносить. В итоге мы подняли этот баннер только для себя. Перед выездом на "Спартак" устроили специальный сбор на "Петровском", пришло около 2 тысяч человек – и подняли полотно. Это был единственный раз, когда баннер появился не на матче.

– Кто раскрашивает баннеры? Добровольцы или профессиональные художники?

– Конечно, добровольцы. Раньше приходили люди, которые даже не умели рисовать. Была сложная система: рисунок на полотно наносили не краской, а заклеивали его по эскизу разноцветным скотчем. А сейчас даже сложно сказать, кто из наших художников профессионал, а кто – нет. Они рисуют на хорошем уровне.

– А где вы раскрашиваете баннеры? В каком-нибудь спортзале?

– У нас уже довольно давно есть свое небольшое помещение размером 20 на 12 метров. При этом средний баннер – 20 метров в высоту и от 50 до 80 в ширину. Поэтому, чтобы нарисовать по ширине, мы 4-5 раз перекладываем полотно. Рисуем кусками. Это сложно и требует времени. Когда кусок нарисовали, он должен высохнуть. Только после этого его можно переложить гармошкой к стенке и начать рисовать другую часть.

Зенитовцы умеют красочно мотивировать свою команду. Фото Андрей ПОЛЯКОВ
Зенитовцы умеют красочно мотивировать свою команду. Фото Андрей ПОЛЯКОВ

– Есть старший по группе, который следит за этим?

– Обязательно. Когда полотно рисуется – ежедневный контроль.

– Рисуете ночью, днем или как получится?

– Рисуем и утром, и днем – как получится. Ночами очень часто работаем.

ВИТЯЗИ В КАПЮШОНАХ

– Как готовое полотно доставляется на стадион?

– Сейчас в этом нет никакой сложности. А еще пару лет назад часто возникали "непонятки" с полицией.

– Полицейская цензура есть?

– В последнее время почти нет. Хотя два-три года назад перед тем, как занести баннер на трибуну, мы полностью раскладывали его на Малой арене, чтобы посмотрела полиция. Также полотно смотрели инспекторы УЕФА. В последнее время контроля стало меньше. Как я понимаю, если мы поднимем что-то не то, УЕФА просто оштрафует клуб. Видимо, для них так выгоднее.

Кстати, в связи с этим был курьезный случай. Одним из элементов баннера "Быть или не быть" оказалась звезда Лиги чемпионов. Еще даже на эскизе почти не видно. Но инспектор разглядел и сказал, что символику турнира использовать нельзя. Были долгие дебаты. Пришлось развернуть полотно, чтобы они убедились, что звезда незаметна и определить – символ это Лиги чемпионов или нет – нельзя. Договориться помогла служба безопасности "Зенита". Общими усилиями убедили инспектора, но, по-моему, потом клуб все равно оштрафовали. В УЕФА решили, что звезды несовместимы с изображением черепа.

А первые столкновения с инспектором УЕФА были перед дебютным домашним матчем "Зенита" в Лиге чемпионов. Это был знаменитый перфоманс: на полотне были изображены люди в капюшонах. Чиновник спросил: "Кто это?" Мы ответили – древние русские витязи. Такая была одежда на Руси. Он, видимо, был не подкован исторически и сказал: "Раз это древнерусская одежда, то можно".

– Бывают сложные выступления с модулями, множеством деталей. Все делается без репетиций?

– Примерку полотна делали один раз. Трибуна виража похожа на блюдце. Углы баннера слишком поднимаются вверх. Держать полотно прямо, как на центральных секторах, очень сложно. Случается, что прорисовка шикарная, а складки убивают ее. Поэтому мы решили вшить клинья и сделали примерку прямо на трибуне. Но в это время пошел дождь, и полотно промокло. Сушить его было дико сложно. Привязывали в зале, проветривали. Обидно, но клинья нам не помогли. Для нужного эффекта нужно было делать что-то вроде парашюта. Это неимоверно сложно на таких объемах. После того случая стараемся не создавать полотен более 70 метров в ширину.

Раньше я все время боялся дождей. На центральных секторах мокрое полотно было проблемой, но на вираже – нет. Фанаты более закаленные – мокрый баннер или нет, – все стоят, все понимают, ради чего это делается. Теперь другая проблема – солнце. Это наш соперник номер один. Весной, летом и осенью оно светит под таким углом, что рисунок на полотне не разглядеть. Так, у чемпионского баннера-2010 прорисовку почти не видно.

Перфомансы
Перфомансы "Зенита" красочно смотрятся и ночью, и днем. Фото Андрей ПОЛЯКОВ

ЗА БАННЕР ПРО БЫСТРОВА ПРЕДЛАГАЛИ ДЕНЬГИ

– Как сшивают огромное полотно?

– Сейчас у нас есть целая бригада, которая взяла это на себя. Девушки готовы в любой час дня и ночи сшить любое полотно. Я даже не суюсь в это дело, потому что их контролировать не надо. Раньше мы пользовались услугами профессиональной портнихи. Она все сшивала дома. Это были лютые объемы. Например, "Всем миром за "Зенит" – 100 метров в длину! Что-то неимоверное!

– Шьете промышленным способом?

– Как раз из-за того, что промышленной швейной машинки нет, у нас куча сломанных станков. Они часто горят.

– Каким бы грандиозным ни был баннер, он живет всего один день. И даже меньше. Сердце кровью не обливается?

– Для меня это очень сложный момент. Одно время я баннеры даже дома хранил – выбросить рука не поднималась. Балкон был забит так, что света не видел. Но потом все равно пришел к тому, что надо уничтожать. Время, сырость, плесень берут свое. Так что храним до первого-второго субботника, а потом…

Правда, есть такие баннеры, которые пытаюсь сохранить. Например, про Быстрова "Был ли он человеком?" За него даже деньги предлагали. Причем болельщики красно-белых. Он точно у нас остался. Лежит в надежном месте.

Долго хранилось полотно, которое освятил батюшка перед матчем с "Анжи": "Земля Есть Наша Исконная Твердыня". Если сложить первые буквы слов, получается "ЗЕНИТ". В последнее время делаем качественные фотографии баннеров и тем самым их, по сути, сохраняем. Не скажу, что на века, но лично для меня весь этот фотоматериал очень ценен.

– Вы отслеживаете, попал ли баннер в цель, если был адресован принципиальному сопернику?

– Оцениваешь в первую очередь свою работу, тем более что не каждый перфоманс удается. Поэтому шапкозакидательских настроений у нас нет. К тому же соперник никогда не признается, попала стрела в цель или нет. Важно, что говорит о тебе оппонент.

Мне всегда было интересно то, что делают в "Локомотиве". Мы говорим, что помним какой-то их баннер, – парням это приятно. Так же и нам. Правда, не всегда можно говорить такое друг другу.

– Следите за творчеством друг друга?

– Одно время творили все поголовно. Было очень интересно. Но для меня очень важно и ценно, что большие представления мы начали делать одними из первых. А вот первое модульное шоу устроили в ЦСКА.

– Есть ли обратная связь от игроков "Зенита"?

– Была история, когда после баннеров в честь Фернандо Риксена, когда мы поздравили его с днем рождения, он кинул на вираж футболку сразу после первого тайма. Вышел на вторую половину в новой майке и ее тоже потом отдал нам. Дай бог ему здоровья. Но чтобы кто-то специально подходил и говорил: нам это нравится или не нравится, – такого нет. Надеюсь, что игроки все-таки замечают. Даже частенько пересматриваю трансляции матчей и очень ревностно наблюдаю: кто из тренеров или игроков поглядывает на нас. Помню первый матч Лиги чемпионов на "Петровском" с "Реалом", когда Дик Адвокат показал нам жестом: "Это круто!". Хотя были тренеры, которые принципиально не смотрели в нашу сторону. Но многое зависит от взаимоотношений с командой на данный момент. В любом случае для меня ее реакция важна.

За такой красотой лучше наблюдать не со знаменитого
За такой красотой лучше наблюдать не со знаменитого "виража". Фото Андрей ПОЛЯКОВ

ЧТОБЫ ПРОНЕСТИ ФЛАГ НА МОСКОВСКИЙ СТАДИОН, НУЖНА КУЧА ДОКУМЕНТОВ

– Выездная модель по части представлений сильно отличается от домашней?

– Мы эту историю закончили довольно давно. Дело тут не в транспортировке – с местной полицией в десятки раз сложнее договариваться. Никаких нервов не хватит. Чтобы флаг пронести в той же Москве, нужно кучу документов предъявить. Еще и противопожарная обработка нужна. В Манчестер в 2008 году мы возили маленькие пропитанные специальным составом баннеры. Так они в итоге колом стояли. А представьте – большой обработать! Что с ним после этого будет? Можно будет стену построить.

– Какое ваше детище вы были готовы отстаивать до последнего?

– Любое! Они мне все очень дороги. Даже в неудачных моментах пытаюсь найти позитив. Для идеала все должно сойтись воедино от идеи до качества прорисовки. Как мелких, так и крупных деталей. Иначе это может оказаться никому не интересным. Не так давно я устроил опрос в открытом доступе на своей странице в соцсети. Каждый мог проголосовать за наиболее понравившийся ему перфоманс. Устроил даже плей-офф. Первое место занял "Земля Есть Наша Исконная Твердыня". А вообще затеял все это для того, чтобы понять, какая стилистика, какие направления интересны людям.

– Какой баннер – самый выстраданный?

– Тот самый, с богатырями. Там все было продумано до мельчайших деталей. Или "Ребята с нашего двора". Кто разбирается, поймет, что там дорисовывалось в последний момент. Очень важно, чтобы было полотно и было обрамление. В последнее время мы всегда делаем так, чтобы внизу был слоган. Он тоже очень важен. А ведь бывает так, что есть перфоманс, есть задумка, а по части слогана – ступор. Не напишешь же просто: "Аршавин, Кержаков, спасибо!" Вот и начинаешь искать. Так "Ребята с нашего двора" и появились. Нужны и другие детали. Очень хочется дожить до нового стадиона. "Петровский" в силу своей конструктивной особенности далеко не идеален для представлений.

– На "Петровском" вообще есть перспективы для развития?

– Есть такая штука, как аниматика. На злополучном матче с "Динамо" весной 2014-го был перфоманс, где переворачивались модули. С одной стороны они были черного цвета, а с другой золотого. В руке нарисованного Ломбертса зажигался файер и появлялась звезда. Сейчас мы почти не используем это. У нас не заполняется вираж – выделили всего 3500 билетов. Модульные действия без полной трибуны бессмысленны.

– Скажите, вы закончили архитектурный или художественный вуз?

– (Смеется.) Нет. Я ж говорю, что центровик порой рисовали по 10 часов. Но вообще мы каждый раз учимся. А мне все это стало интересно давно. Я и футболом-то начал увлекаться, когда увидел первые логотипы и гербы европейских футбольных клубов. У нас в СССР были только "Т" и "Д", а тут тебе "кузнечики", "драконы" и так далее.

– Вас надолго еще хватит?

– Хочется, чтобы молодежь подпирала. Но и самому по-прежнему нравится всем этим заниматься. Так же как и болеть за "Зенит". Без этого себя не представляю. Мне это очень интересно. Только вот бегать уже немного тяжко.

Санкт-Петербург