26 декабря 2015, 01:00
Игорь РАБИНЕР
Меня насторожили слова Евгения Гинера.
"Леонид Викторович должен определиться, что он будет делать дальше, и рассказать о своем решении и Мутко, и Гинеру, – заявил президент ЦСКА в недавнем интервью по итогам года. – Мы на эту тему пока не общались, время у нас есть. Понятно, что это лучше сделать до окончания чемпионата России, максимум до начала чемпионата Европы, чтобы появилась ясность".
А сам Слуцкий недавно сказал, что на совмещение после Euro-2016 он не готов. Так что же будет?
Допустим, все идет по описанному Евгением Ленноровичем сценарию и тренер еще перед Euro сообщит, что выбрал сборную. Тогда Гинер назначает в ЦСКА, допустим, Виктора Гончаренко. Приглашение этого специалиста (которое, как подчеркнул Гинер, произошло по инициативе Слуцкого), безусловно, избавило от части проблем. В том смысле, что не нужно искать абсолютно нового для клуба человека. К тому же, будучи другом Слуцкого и уже находясь в ЦСКА, экс-главный тренер БАТЭ, "Кубани" и "Урала", думаю, сам вполне готов будет ждать разрешения ситуации как до, так и после Euro. Гончаренко-то в любом случае не проиграет – либо останется при своих, либо поднимется.
Но вернемся к Слуцкому. Если команда удачно выступит на Euro, вопросов нет. Однако представим, что у сборной вдруг не заладится во Франции. И теперь уже глава РФС Виталий Мутко вполне может решить: а пусть кто-нибудь еще попробует поработать с национальной командой. Виталий Леонтьевич – в определенной степени человек настроения, подверженный сиюминутным эмоциям. Нельзя гарантировать, что он поддержит Слуцкого не только в радости, но и в беде. Раз уж на то пошло, Мутко и Слуцкий – не братья и не сваты, а всего лишь работодатель и наемный сотрудник.
Получается, при самом неблагоприятном исходе Леонид Викторович рискует остаться у разбитого корыта. Без обеих работ.
Рассмотрим еще один вариант. Предположим, что Слуцкий, поставленный перед необходимостью решать свою судьбу до наступления Euro-2016, выберет синицу в руках, то есть клуб. Это, несомненно, ударит по сборной. Потому что наши люди (речь о футболистах) так устроены, что на подсознательном уровне начинают совершенно по-другому относиться к делу, когда узнают, что скоро у них появится другой тренер. Классический пример – история с Диком Адвокатом в 2012-м.
Слуцкому определенно нравится работать со сборной. Он – по крайней мере на свежака – от этой работы получает удовольствие. Не случайны его слова в ноябрьском интервью: "Сборная гораздо больше дает мне, чем я – ей". Не сомневаюсь, у Слуцкого есть желание возглавлять ее на домашнем чемпионате мира. Ему будет непросто решиться на то, чтобы до Euro – не зная, чем турнир закончится, – выбрать ЦСКА. Особенно если у него не будет внутренней убежденности в правильности такого решения. А ее, полагаю, не будет. ЦСКА – клуб, который на данный момент по своим возможностям, будем откровенны, уперся в потолок. И Слуцкий достиг с ним всего, чего только можно, – становился чемпионом, обладателем Кубка и Суперкубка, играл в плей-офф Лиги чемпионов. Нет объективных предпосылок добиться чего-то существенно большего.
В то же время я прекрасно понимаю Гинера. Ему-то, как президенту ЦСКА, надо определиться как можно быстрее. Он отвечает за судьбу клуба, а не сборной России (хотя, естественно, к ней небезразличен). Он не может позволить себе ждать окончания Euro-2016, ведь к тому моменту останется всего несколько недель до старта чемпионата России-2016/17.
Но как в этой ситуации, которая постепенно становится патовой, поступить самому Слуцкому, который волею судеб погнался за двумя зайцами, а оказался меж двух огней?.. Судя по всему, делать ставку ему придется вслепую.