— Год назад вы открыли собственную школу в родном Карнауба-дус-Дантасе. Как она функционирует? — вопрос Айртону.
— Сейчас все немного заморозилось из-за коронавируса. Но, к счастью, в моем городе ситуация улучшается — уже несколько дней нет новых зараженных. Если все и дальше продолжится так, то возобновим работу в скором времени.
— После открытия школы вы сказали: «Я хочу увести детей с дорожки преступности». Чем в вашем у вас занимаются честные люди?
— Городок небольшой, все жители знают друг друга. Основное предприятие — завод по производству керамических изделий, большинство работает именно там. Когда я рос, проблема была с тем, чем заняться детям. На весь город — только одно поле, да и то песчаное, с травяными возникали сложности из-за нехватки воды. Но сейчас ситуация изменилась к лучшему — есть и синтетические газоны, и натуральные, а теперь и школа открылась.
— В одном из рейтингов крупнейший город вашего штата Натал входит в десятку самых опасных в мире. Почему?
— Я в Натал переехал, когда мне поступило предложение перебраться в академию клуба АБС. Там сфокусировался на футболе, по городу почти не ходил. Но знаю, что основные преступления там происходят в темное время суток. Грабят машины в неосвещенных местах.
— У Халка, который родился в соседнем штате Параиба, похищали сестру, требовали выкуп. С вашими родными или знакомыми подобное случалось?
— Со мной такого не происходило, но случаи мне известны.
— Халк еще признавался, что как-то украл три шоколадки в магазине, и ему стыдно за это. А вы могли в какой-то момент свернуть не на ту дорогу?
— Я бы не сказал. У меня никогда не возникало даже мысли о каких-то грабежах или других преступлениях. Наверное, дело, в том числе, в воспитании, за что благодарен своим родителям. Дальше мелких шалостей дело не пошло.
— На ваших глазах людей грабили или еще хуже?
— Убийств не видел. Но в Натале стал свидетелем грабежа. Ехал на автомобиле, встал на светофоре, а к рядом стоящей машине подскочили и при мне ограбили ее. Все происходит, как я сказал, вечером, когда трафика меньше. Загорается красный, и тут подбегают люди и грабят водителей. Обычно выбирают те авто, которые зажаты другими — чтобы было не выехать.
— Допустим, турист приехал в ваш штат. Как ему себя вести, чтобы уехать домой целым?
— Все зависит от того, в какой части города находишься. В центре Натала поспокойнее, на окраинах — наоборот. Все равно лучше знать местного жителя, который знает окрестности, где можно находиться и нельзя. А — и еще нельзя доверять GPS. Знаю о случае в Рио-де-Жанейро: один человек забил адрес тренировочной базы «Флуминенсе» в навигатор, и тот повел его прямо через фавелы. Ничем хорошим это не закончилось. Бедняга еще и полицейским работал, так что ему вдвойне не повезло.
— Перейдем к «Спартаку». В чем причины лидерства?
— Мы много работаем над собой, над своей игрой. Считаю, что именно упорный труд и терпение приносят результат. Но это еще только промежуточное первое место, впереди много труда.
— «Спартак» не играет в еврокубках. Упрощенный график сказывается положительно?
— Меня, наоборот, расстраивает, что «Спартак» в этом сезоне остался без Европы. Очевидно, что прошлый чемпионат получился для нас не очень хорошим. Но, считаю, мы сейчас движемся в правильном направлении. Впереди еще много матчей, но «Спартак» заслуживает того, чтобы биться за титулы.
— Почему Доменико Тедеско — лучший тренер лиги? Что он сделал такого, чего не смог предшественник — Олег Кононов?
— У Тедеско было время на то, чтобы построить команду. Большую часть прошлого сезона мы отработали вместе с ним, и по итогам явно сделаны верные выводы. Тренер лучше узнал команду, нашел подход к каждому футболисту. Он выбирает оптимальный стартовый состав под каждого соперника, знает сильные стороны игроков, и это дает результат. Мы чувствуем поддержку Доменико на поле. Но стать первыми не так важно, как оставаться на вершине. Для этого нам потребуются терпение и концентрация.
— Кононова считают слишком мягким специалистом. Можно ли сказать, что вам не хватало той энергетики, которую получаете от Тедеско?
— У каждого тренера свой характер, свой взгляд на игру. Тедеско более экспрессивен, он показывает эмоции не только на поле, но и в личных разговорах. Но тут нет правильного и неправильного — у каждого собственные методы работы.
— Как Тедеско улучшает вашу игру? Что говорит на тренировках?
— Я благодарен тренеру за то, что он постоянно подсказывает, проводит личные беседы — не только со мной, но и с одноклубниками. Не так важно, проигрываем мы или побеждаем — Тедеско всегда находит нужные слова, которые помогают прогрессировать. И во время матчей, и на тренировках регулярно слышим подсказ — как лучше занимать позицию, как верно атаковать в той или иной ситуации. Меня Доменико часто просит располагаться выше при начале атак.
— А как вам помогает Андрей Ещенко? Он вас недавно назвал «подопечным».
— Андрей — замечательный игрок, многое видел, через многое прошел. К тому же, это мой хороший друг, поэтому всегда помогает советами. За это ему благодарен.
— Артем Ребров недавно сказал, что Ещенко на матчах вам «пихает». Как?
— Во время игр всякое случается. Андрей порой действительно кричит на меня со скамейки. Но это исключительно потому, что хочет помочь. Все — по делу. На поле все ошибаются, иногда теряешь концентрацию, так что нормально воспринимаю любую критику.
— Вы сказали, что Ещенко ваш друг. Вне поля часто общаетесь?
— Нам мешает языковой барьер. Но, тем не менее, в раздевалке и на разных клубных мероприятиях все равно говорим, все время друг другу комментируем Stories.
— На каком языке?
— Пытаемся на английском, но наши основные языки — жестов и смайликов.
— Кстати, вы уже нашли репетитора по русскому?
— Еще нет. Но этот вопрос надо решить. Не скажу, что дело в лени. Но все никак не соберусь с духом. Языка мне, конечно, не хватает.
— Вы сейчас единственный бразилец в «Спартаке». Вам не скучно?
— Да нет. Со мной семья, а я привык, что в футболе может быть всякое: сегодня в твоей команде десять бразильцев, а завтра не останется никого. Такая работа.
— Вы говорили, что переписываетесь с Зе Луишем. Что написали ему, когда он перешел в «Локомотив»?
— Мы общались, но только на общие темы. Все хотим встретиться где-нибудь в Москве, но из-за наших графиков не получается, поэтому просто переписываемся в WhatsApp. Я видел, что Зе уже играет в «Локомотиве», отдал голевую передачу в матче с «Баварией». Правда, саму встречу не смотрел — занимался сыном.
— Кстати, вы еще не сделали татуировку в его честь, как хотели?
— Нет еще. Из-за карантинных сложностей не успеваю. Наверное, набью тату на руке. Ближе к делу определюсь.
— Вы недавно забили первые голы за «Спартак» — «Родине» и «Тамбову». Почему долго не удавалось поразить ворота?
— Это лишь вопрос работы и терпения. Безусловно, на тебя давит, когда не можешь долго забить за новую команду. Но у меня были хорошие моменты, в штангу несколько раз попадал. Первый мяч залетел — и за ним пошли остальные.
— При Тедеско «Спартак» стал действовать в три центральных защитника. Вы уже говорили, что вам эта расстановка подходит лучше. Но почему?
— Схема нравится потому, что в ней у меня больше свободы, работы у чужих ворот, хотя даже при игре в пять защитников необходимо думать об обороне. При начале атак я поднимаюсь высоко, стараюсь оказываться на уровне крайнего защитника соперника. А при расстановке в четыре нужно прижиматься в линию с остальными.
— Вас вызвали в Олимпийскую сборную Бразилии. Вы должны были туда ехать еще в начале 2020 года, но «Спартак» вас не отпустил. Расстроились тогда?
— Конечно. Хочу выступать за свою страну, защищать честь флага. Но я согласился с решением клуба. Если бы уехал в сборную, то пропустил бы много времени в «Спартаке». А так прошел полноценные сборы, и та работа сказывается на моей игре. Клуб — приоритет для меня. Прежде всего, я футболист «Спартака».
— По мнению многих, вы заслужили вызов в национальную команду. Общались ли с главным тренером Тите?
— Не говорил. Хотя у меня был небольшой опыт работы с Тите несколько лет назад. В сборную для тренировок подтянули несколько молодых футболистов, в числе которых был и я. На том все и закончилось пока что.