— Как произошел ваш уход из «Спартака»?
— До 10 января работа шла в штатном режиме, готовились к сборам. Все это время я был на связи с Томасом Цорном, генеральным директором. 10-го встретились в офисе, и он сообщил, что накануне владелец клуба принял решение назначить главным тренером «Спартака-2» Романа Пилипчука.
— Предполагали подобное развитие событий, отправляясь на встречу с Цорном?
— Честно? Нет. Такие мысли были в декабре, когда совет директоров признал выступление «Спартака-2» в первой части сезона-2019/20 неудовлетворительным. Но тогда оргвыводов не последовало. В итоге это произошло за неделю до выхода команды из отпуска. Я с оптимизмом смотрел в весеннюю часть чемпионата. Не сомневался, что наша молодежь еще прибавит, к тому же планировалось усиление. А если учитывать огромные финансовые трудности «Авангарда» и «Луча», наших прямых конкурентов, была уверенность, что останемся в ФНЛ.
— С Леонидом Федуном на прощание поговорили?
— Нет, сейчас он не в Москве. Леониду Арнольдовичу я в любом случае благодарен. Так же как Наилю Измайлову, Сергею Родионову, которые летом 2018-го и пригласили меня в «Спартак-2». Работать в структуре такого клуба — большое счастье и бесценный опыт. Было приятно вернуться в Тарасовку, где прошли лучшие годы моей футбольной карьеры.
— Почему к зимнему перерыву «Спартак-2» свалился в зону вылета?
— Давайте по порядку. Проблемы «Спартака-2» начались еще после сезона-2016/17, когда распалась команда, два года подряд финишировавшая в шестерке. Ребята долго играли в одном составе, а конкуренция была такая, что люди мечтали хотя бы в заявку на матч попасть! Вы помните тот костяк? Гулиев, Бакаев-старший, Максименко, Савичев, Пуцко, Самсонов, Леонтьев, Федчук, Кутин... К сожалению, в дубле и академии равноценной замены этим парням не нашлось. Изменилась и клубная политика. В первые годы после выхода в ФНЛ руководство старалось подольше сохранять игроков в структуре «Спартака-2». А сегодня никто не удерживает 20-летних футболистов, если в них не видят перспективу с точки зрения усиления основного состава. К примеру, в сезоне-2015/16 средний возраст «Спартака-2» был — 21,9. Сейчас — 19,6. У нас самая молодая команда в ФНЛ!
— Это многое объясняет.
— Уже сезон-2018/19 получился тяжелым, боролись за выживание. Шло обновление команды. За этот год 19 футболистов дебютировали на уровне ФНЛ. А в конце «Спартак-2» покинула еще группа опытных игроков.
— Кто?
— Пантелеев, Мелкадзе, Полубояринов, Рудковский, Мамин, Лихачев и Терешкин. Тюнин, наш ветеран, надолго выбыл после операции, а Гапонова перевели в основу. В мае 2019-го на совете директоров я выразил озабоченность ситуацией. Сказал, что вступаем в сезон необстрелянной молодежью. На что Леонид Арнольдович ответил: «Если вылетите во вторую лигу — ничего страшного. Через год вернетесь». Дальше другая сложность.
— Это какая же?
— Как выстраивать командный футбол, когда все время на тренировках в твоем распоряжении то 11 игроков, то 12?!
— А где остальные?
— Пять человек Кононов постоянно забирал в основу. Всю неделю ребята тренировались там, а к нам возвращались в день матча. Олег Георгиевич думал о первой команде, исходил из своих интересов. Но страдал «Спартак-2». Не удавалось отшлифовать игровые взаимодействия, не было командной «химии». Плюс в ФНЛ, в отличие от РПЛ, не предусмотрены паузы на матчи сборных. В сентябре и октябре на 10-12 дней уезжали в молодежку Бакалюк с Глушенковым, а в национальную сборную Либерии — Нимели.
— Вам не позавидуешь.
— В таких условиях наш тренерский штаб выжимал из команды максимум. При этом не забывали о главной задаче — подводить игроков к основному составу. Акцент был на индивидуальную подготовку футболистов. Что подразумевает много упражнений на технику и координацию. Ребята прогрессировали.
— Жду фамилий.
— Пожалуй, самый качественный скачок за эти полтора года совершил Бакаев-младший. Гапонова, который прежде играл во второй лиге, меньше чем за сезон довели до основы. Заметной фигурой на уровне ФНЛ стал Воропаев, а Руденко забил 13 мячей и с торпедовцем Сергеевым сейчас делит первое место в гонке бомбардиров. Здорово прибавили Бакалюк, Нимели, Маркитесов, Петрунин, Володкин...
— Это прекрасно. Но неужели спартаковское руководство не знало, что у второй команды громадные кадровые проблемы?
— С Федуном в ежедневом режиме у меня связи не было. Последний раз виделись на майском совете директоров. Следующий был в декабре, однако присутствовать на нем я не смог, потому что как раз в эти сроки «Спартак-2» отправился на турнир в Китай. Ну а к Цорну у меня претензий нет. До закрытия трансферного окна у него все мысли были о первой команде. Месяц назад после возвращения из Китая мы обсудили возможность усиления, Томас дал добро, я уже подбирал кандидатов. Но...
— Вот вы Руденко упомянули. Зачем отдавать в «Торпедо» лучшего бомбардира лиги, если в «Спартаке-2» и так игроков не хватает?
— Это особый случай. Да, Руденко много забивал, но ближе к зимнему перерыву стало очевидно, что парень теряет мотивацию, подавлен психологически. Вторую команду, где играет уже три года, перерос, а к основе привлекался мало. В такой ситуации аренда в клуб, который сражается за выход в премьер-лигу, — оптимальный вариант.
— Отъезд в Казань Бакаева-младшего — большая потеря для «Спартака»?
— Конечно! Когда летом 2018-го я принял «Спартак-2», Солтмурад был еще совсем сырой. К тому моменту всего полгода успел за дубль отыграть. Но прибавлял на глазах. Он невероятно волевой, целеустремленный, и в матчах, и на тренировках выкладывается от и до.
— С Зелимханом у него много общего?
— По манере игры они похожи. Только Солтмурад — правша, а Зелимхан — левша. Козыри братьев — яркий дриблинг, шикарная скорость, мощный удар. Правда, иногда Солтмурад перетягивает одеяло на себя. Издержки молодости. Если добавит в понимании командной игры, мы получим футболиста очень высокого уровня.
— Почему он выбрал «Рубин»?
— Не знаю, как шли переговоры, с Солтмурадом еще не общался. Наверное, он решил, что в Казани, где строится молодая амбициозная команда, будет легче проявить себя. Там меньше давления со стороны болельщиков, прессы. Да и конкуренция в «Спартаке» на позиции крайнего полузащитника колоссальная. Бакаев-старший, Ларссон, Шюррле, Мирзов, а летом из аренды возвратятся Мелкадзе, Ташаев и Ломовицкий.
— Кто в «Спартаке-2» особенно поразил вас при первом взгляде?
— Мелкадзе. Настырный, резкий, выносливый, работоспособный, с хорошим ударом. По меркам ФНЛ — топ-игрок! В 2018-м Георгий вернулся в «Спартак-2» из аренды в «Тосно», но я понимал, что рано или поздно он окажется в основе.
— Там не блистал, мягко говоря.
— Очень старался, цеплялся за мячи, но не хватало тонкости в заключительной стадии атаки. Торопился, эмоции брали верх над разумом.
— Зато в «Тамбове» расцвел.
— Меня это совершенно не удивило. В такой команде ему легче раскрыться. «Тамбов» играет на контратаках, а Мелкадзе — быстрый, любит свободное пространство, может убежать, забить. 5 голов в 10 матчах — достойный результат.
— «Тамбов» для него потолок?
— Ну почему? Уверен, Георгий и «Спартаку» пригодится, если продолжит в том же духе. Все в его руках.
— Летом Ананидзе раскритиковал молодежь, которая тренировалась с основой, а играла за «Спартак-2». Мол, нет у парней блеска в глазах. Даже фамилии назвал — Умяров, Глушенков, Игнатов.
— Я с Джано не согласен. Категорически! Футболистов с потухшими глазами я не видел. Пусть не все получалось, но в каждом матче ребята бились, хотели показать себя. А уж к Умярову в этом смысле точно никаких вопросов. Мальчишка волевой, духовитый, правильно воспитан. Его ждет большое будущее.
— Ясно.
— А Джано, раз он так переживает за молодежь, лучше не в прессе критиковать пацанов, а переговорить с ними с глазу на глаз. Если, конечно, дают повод.
— Глушенков, в отличие от Умярова, пока в глухом запасе.
— У Глушенкова есть все, чтобы вырасти в исполнителя очень высокого класса. Понимание игры, скорость, удар, реализация моментов...
— Чего же не хватает?
— Характера, волевых качеств. Максиму нужно быть злее на поле, выгрызать мячи в единоборствах.
— А Игнатов почему увял?
— Это не вина Михаила, а беда. Слишком рано парня выдернули в первую команду. Он и в дубле-то толком не поиграл, а его в 18 лет, минуя «Спартак-2», перевели в основу.
— Еще при Каррере.
— Совершенно верно. Игнатов техничный, великолепные физические данные, но к мужскому футболу не адаптирован. Это касается и понимания игры, и умения вести единоборства. Минимум год ему надо повариться в ФНЛ, заматереть, обрасти мясом. Без этого фундамента выйти на новый уровень сложно.
— А что с Гапоновым?
— Он долго выступал во второй лиге за «Строгино», а в ФНЛ отыграл всего год. Для Гапонова этого мало. Просто так сложились обстоятельства, что весной 2019-го из-за травм разом выбыли Жиго, Боккетти, Кутепов — и Гапонов в основе получил шанс. Четыре матча провел неплохо, но затем очутился в запасе. Одно дело, когда на скамейке сидит опытный футболист. Например, Алексей Березуцкий в ЦСКА мог по полгода не играть. Потом выходил — и действовал безупречно.
— Это правда.
— А молодой футболист без практики теряет квалификацию. В нынешнем сезоне Гапонов и за «Спартак-2» играет лишь от случая к случаю. Вот никак форму и не наберет.
— Кто из «Спартака-2» в ближайшее время способен добраться до основы?
— Маслов. 19 лет, правый защитник. На мой взгляд, сейчас он ни в чем не уступает Ещенко и Рассказову. Хорошие перспективы у 18-летнего опорного хава Бакалюка. А его ровесник Маркитесов уже поедет с основой на первый сбор в Абу-Даби. Мальчишка очень интересный. Универсал, может закрыть любую позицию хоть в полузащите, хоть в обороне.
Мне кажется, из Димы получится классный защитник. Крайний либо центральный. Он прекрасно читает игру, скоростной, техничный, работоспособный. Прибавит в отборе, устранит тактические пробелы — вообще цены не будет.
— Это вы рекомендовали Тедеско Маркитесова?
— Нет. Доменико посетил несколько матчей «Спартака-2». Дима сразу ему приглянулся, уже в конце года парня начали привлекать к тренировкам с основой.
— С Тедеско часто общались?
— Раза три. Пересекались редко, потому что основа теперь работает в Тушино, а «Спартак-2» остался в Тарасовке.
— В мае вы говорили: «Главное пожелание Кононова — никогда не отказываться от своей игры. Нацеленность на атаку, контроль мяча, прессинг — это наш стиль...» Тедеско вас о чем-нибудь просил?
— Нет. Если тот же Кононов настаивал, чтобы мы всегда играли в четыре защитника, ни в коем случае не использовали схему с тремя центральными, то с Тедеско такие нюансы не обсуждали. Думаю, поначалу ему было не до этого. Новая страна, незнакомый чемпионат... Со своей бы командой разобраться.
— Понятно.
— В чем стало легче с приходом Тедеско, так это в том, что я уже не получал по пять футболистов в день игры. Максимум — одного или двух. Просто Доменико на тренировке больше 20 игроков не требуется. А Олег Георгиевич постоянно задействовал 23-25 человек.
— Какие теперь у вас планы?
— Январь — не самый подходящий момент для трудоустройства. Все команды, которые собирались поменять тренера, сделали это еще до Нового года. Но я не отчаиваюсь. В нашем деле ожидание предложений — тоже работа. Ну а в заключении хочу поблагодарить спартаковских болельщиков. Мы всегда чувствовали их поддержку — и дома, и на выезде. А «Спартаку-2» и основной команде желаю удачи в весенней части чемпионата.