29 декабря 2016, 13:00
КЕРИМОВ УСТАЛ, КЕРИМОВ УХОДИТ
Кажется, Сулейман Керимов рулил "Анжи" долгие-долгие годы – столько всего уместилось в эту неполную пятилетку.
Он хотел построить на берегах Каспия великий клуб. Как минимум, по российским меркам.
В Москве поначалу не верили в серьезность его намерений. Посмеивались над приглашением "старика" Роберто Карлоса. Но очень скоро стало ясно: Керимов не шутит, не играется, а действительно создает новую силу. Не жалея средств и не теряя времени. Хиддинк, Это'О, Диарра, Буссуфа, Шатов, Самба, Джуджак, Жирков, Виллиан...
На отстроенной без всяких привязок к ЧМ-2018, а исключительно в интересах местной публики "Анжи Арене" собирались аншлаги, россыпь звезд в желтой форме стала гордостью Дагестана и грозой грандов. Стильный клип с участием игроков не казался бравадой, пафос был вполне уместен:
"Кто-то скажет, что это пир во время чумы.
А я скажу – это единение нации!
В каждом городе строят бесплатные школы,
Дети обрели выбор, которого не было до.
Не было такого как Керимов Сулейман,
Клуб упакован и готов брать чемпионат!"
И все-таки, как и гласил припев, "Анжи" оказался миражом.
Выиграть Керимов ничего не успел. Вершиной оказалось третье место в чемпионате и финал Кубка России, в котором махачкалинцы по пенальти уступили ЦСКА.
Именно в день того матча, 1 июня 2013 года, "воздушный замок" стал рушиться. Пока вся дагестанская элита смотрела футбол в Грозном, в Махачкале был задержан многолетний мэр города Саид Амиров.
Власть в регионе сменилась, отношения Керимова с новым главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым складывались непросто. Хватало проблем и в бизнесе. После поражения в финале Кубка "Анжи" купил Денисова и Кокорина, но это была последняя "вспышка" – той же осенью от роскоши не осталось и следа, началась беспрецедентная распродажа. А весной 2014-го клуб закончил сезон на последнем месте и отправился в ФНЛ.
"Главная причина смены курса в "Анжи" – резкое ухудшение здоровья Сулеймана Керимова на фоне переживаний по поводу неудач клуба. Врачи сказали, что негативные футбольные эмоции несовместимы с жизнью. В буквальном смысле", – сообщил в 2013-м тогдашний председатель совета директоров клуба и близкий друг Керимова Константин Ремчуков.
По сути, с тех пор "Анжи" больше не претендовал на что-то большее, чем статус обычной региональной команды. Вернуться в премьер-лигу за один сезон – на это ресурсов хватило. Удержаться в элите через стыковые матчи – тоже.
В текущем чемпионате в Махачкале подобрался боеспособный коллектив во главе с Павелом Врбой. Но для борьбы за место в середине таблицы, не более того. Ощущение, что все это скорее поддержание жизни, нежели какой-либо рост и прогресс, никуда не делось.
Скорее, Керимову было просто больно бросать все окончательно. Об этом еще год назад говорил глава Дагестана Абдулатипов:
– Очень хочется разгрузить от обязательств перед "Анжи" Сулеймана Керимова. Он один тащит клуб. Я обращаюсь ко многим дагестанским предпринимателям, чтобы они включились в эту работу. Я общаюсь с Керимовым. Он устал от всего этого, а бросить не может, потому что "Анжи" стал уже брендом. И это очень важный социальный проект.
КАДИЕВ, КОТОРОГО ДИСКВАЛИФИЦИРОВАЛ ТОЛСТЫХ
Последние события говорят о том, что Абдулатипову удалось убедить "дагестанских предпринимателей" включиться в работу. В среду на официальном сайте "Анжи" появилось сообщение:
"26 декабря 2016 года между Османом Кадиевым и ООО "Грандеко", в группу которого входил клуб "Анжи", было заключено соглашение о передаче прав на клуб. По условиям этого соглашения структуры бывшего владельца клуба гарантировали урегулирование всех его долгов, а также исполнение всех обязательств "Анжи", существующих на момент подписания соглашения. Новый владелец Осман Кадиев принял под свой контроль клуб и выразил готовность развивать его и потенциал футболистов из Дагестана, который не мог быть полностью раскрыт в предыдущих форматах работы "Анжи". Стороны договорились обеспечить безболезненный переход Клуба новому владельцу, который не повлияет на его работу. Задача, которую видит Осман Кадиев, приобретая клуб, – поднять уровень дагестанского футбола".
Если учесть вдобавок, что днем ранее на сайте сообщалось также о необходимости продать ведущих игроков "Анжи" в другие клубы по ряду объективных причин, в том числе, финансового характера, то вывод очевиден: окончательный уход Керимова означает максимальное "затягивание поясов".
"Анжи" возвращается в докеримовскую эпоху. И кому как не Кадиеву этим возвращением заведовать. Ведь в "нулевые" именно он был в Дагестане главным футбольным человеком. Правда, руководил на "Анжи", а махачкалинским "Динамо". Но сути это не меняет, тем более что не так давно Кадиев заявил:
– "Динамо" Махачкала – это бренд, история и гордость дагестанского футбола, один из старейших клубов Северного Кавказа. Возродить его мечта большинства болельщиков. Но, по моему мнению, сегодня актуальнее объединить два бренда, "Динамо" и "Анжи". В какой форме это будет сделано – отдельная тема. Но сегодня продвижение "Анжи" не возможно без консолидации всех футбольных сил Дагестана. Мне очень хочется объединить весь футбольный Дагестан, будь то, "Анжи", "Динамо", "Дагдизель", "Хасавюрт" или другие клубы и вместе двинуться вперед. Для меня это невероятно трудная задача, учитывая нынешнее финансовое положение футбола в целом".
Звучит красиво. И теперь у дагестанских игроков, местных воспитанников действительно будет больше шансов пробиться в первую команду республики. Правда, сумеет ли при этом "Анжи" остаться в элите – большой вопрос.
Но здесь должен помочь управленческий опыт Кадиева. Вообще, фигура это для российского футбола во многом одиозная. По итогам сезона-2006 махачкалинское "Динамо" было лишено профессионального статуса именно из-за личности его босса. Предшествовал этому скандал в матче первой лиги "Динамо" – "Кубань". Дело было в 2005-м. Обе команды шли тогда в верхней части таблицы.
В перерыве Кадиев заблокировал службу безопасности краснодарцев, в результате чего без объяснения причин и мотивов были избиты капитан гостей Любомир Кантонистов и полузащитник Константин Зуев, еще ряду игроков "Кубани" угрожали физической расправой. Поначалу представители краснодарцев приняли решение не выходить на второй тайм, но матч все же был доигран, "Динамо" победило 3:2. Однако затем результат был аннулирован, встреча переиграна в Лужниках: "Кубань" победила 1:0, а Кадиев дисквалифицирован на год.
– Президент ПФЛ Николай Толстых пришел на заседание лично, принес документы. Уверен, что оказал давление, – заявил тогда Кадиев, открыто враждовавший с экс-президентом РФС.
Лишившись "Динамо", Кадиев отправился поднимать молдавский футбол. В частности, инвестировал в клуб "Нистру". Кроме того, появлялась информация, согласно которой президент "Нижнего Новгорода" Виктор Зайденберг заложил Кадиеву клуб, поскольку после ухода с поста мэра города Вадима Булавинова финансирование "НН" резко ухудшилось. И якобы после победы "Волги" в нижегородском дерби на стадионе "Северный" Кадиев кинул в главного тренера соперников Дмитрия Черышева мусорной корзиной... При этом той же самой "Волге" через некоторое время помогал:
– Когда были критические моменты в нижегородской "Волге" и "Крыльях Советов", и меня просили помочь этим клубам, я в первую очередь рекомендовал пригласить туда тренера Гаджи Муслимовича Гаджиева, – рассказывал бизнесмен. – Немного менялось отношение к клубу со стороны руководства, немного менялось отношение к клубу и 12-го игрока. Все остальное делал тренер. И я также находил нужным менять отношение игроков к клубу, за который они играют.
Но откуда у нового владельца "Анжи" столько возможностей? Точного ответа нет. Зато в интернете легко найти такую информацию за 2002 год: "Представители ФБР США официально заявили, что выдали ордер на международный розыск крупного российского предпринимателя, президента футбольного клуба "Динамо-Махачкала" Османа Кадиева. Американцы обвиняют его в вымогательстве денег у выходцев из СССР, подделке документов и называют "человеком №3" в иерархии "русской мафии" в США после "вора в законе" Вячеслава Иванькова (Япончик) и "авторитета" Александра Бора (Тимоха).