7 сентября 2022, 20:25
Один из предметов гордости сборной Израиля последних лет заключается в том, что национальная команда отражает все многообразие страны и в ней представлены все слои общества. Коренные израильтяне и арабы играют вместе, и тут нет никаких проблем. А капитан сборной Эли Даса, перешедший сегодня в «Динамо», — воплощение данной тенденции, ведь 29-летний футболист имеет эфиопские корни.
Игрока даже приглашали читать лекции для детей, и, как рассказывали, он буквально очаровал всех своим выступлением. Но, конечно, в случае с любым трансфером важны профессиональные качества, а у Эли хорошая репутация с самого старта карьеры. Уроженца Нетании, чья карьера начиналась в «Бейтаре», привлекали в юношескую и молодежную сборную, с которой он выступил в финальном турнире Евро-2013. Два года спустя последовал первый вызов в национальную команду, и тогда же Даса впервые получил капитанскую повязку на товарищескую игру с Германией. Круто для дебютанта, не так ли.
Начинался же путь защитника в футбол с занятий в секции Нес-Циона. В 13 лет Даса перешел в «Маккаби» из Тель-Авива, а в 15 — в «Бейтар», когда его приметил скаут этого клуба — известный в прошлом израильский футболист Эйтан Мизрахи. Сыграло свою роль и то, что у Дасы в тот момент были сложности в «Маккаби», и он размышлял о переходе в одноименный клуб из Хайфы. А в «Бейтаре» не прогадали, так как юноша стремительно прогрессировал. Быстро поднялся в молодежную команду и к 18 годам был переведен в основной состав.
«У Дасы не было проблем с адаптацией к Иерусалиму. В своей арендованной квартире он принимал товарищей по команде и готовил для них блюда, которым научился дома, — рассказывал генеральный менеджер «Бейтара» Ицхак Корнфейн. — Помимо его высоких способностей на поле, мы с самого начала видели, что имеем дело с выдающимся парнем, который в юности столкнулся с немалыми трудностями и сумел всех обыграть».
Родители Дасы в свое время вынуждены были бежать из Эфиопии, откуда израильские самолеты в 1985-м проводили эвакуацию. При этом многие родственники и знакомые прошли пешком через пустыню в Судане и Египте. «Они рассказывали мне душераздирающие истории. Эфиопские евреи, так называемые фалаши, подвергались нападениям, а иногда и убийствам», — рассказывал Даса Wbonyst.com.
В том же интервью футболист вспоминал и свое детство в Израиле. «Это было лучшее время в моей жизни, какими бы бедными мы ни были, — говорил он. — Место, где мы жили, нельзя было даже назвать домом. Вода была грязная. Часто пропадало электричество. Я играл в футбол с друзьями весь день. Без обуви. Мы играли чем-то, что иногда напоминало мяч. Мы были просто счастливы. Мы не понимали, каковы были наши жилищные условия».
У родителей порой даже не находилось денег, чтобы оплатить поездку на автобусе. Но «Бейтар» стал спасением и в футбольном, и в жизненном плане. Даса вспоминал, как успокоил родителей, рассказав, что в новой школе он питается лучше, чем дома. А мама тогда сказала: «Ты скоро вернешься в «Маккаби» через парадную дверь».
И она была права, так как за его трансфер из «Бейтара» заплатили 900 тысяч евро. Даса, впрочем, отказался считать это реваншем. Он просто был счастлив, что переходит в лучшую команду Израиля на хорошую зарплату, которая позволяла помочь семье. При этом родители категорически отказались уезжать из своего старого дома, и сын организовал там ремонт.
В итоге с «Маккаби» Даса выиграл титул чемпиона Израиля и закрепился в сборной. Правда, в последние сезоны на родине писали, что футболист подвержен травмам. Но это явное преувеличение. Да, из-за разрыва мышцы бедра в 2017-м Даса не играл четыре с половиной месяца, а в следующем году случилось два небольших повреждения, только никакой системы не видно.
В голландском чемпионате за три года он лишь раз выбыл из строя на два месяца, получив травму голеностопа. Остальное — рабочие моменты. За два последних сезона Даса только в Эредивизи проводил более тридцати матчей и был на хорошем счету. А для голландского футбола его стиль с акцентом на атаку подходил идеально.
Помогла и помощь работавших в Тель-Авиве будущего тренера «Аякса» Петера Боса, а также Хорди Кройфа, который в какой-то момент познакомил Дасу со своим легендарным отцом за несколько месяцев до его смерти. «Однажды Йохан Кройф похлопал меня по спине. Я вздрогнул. Вот каково это, когда тебя касается легенда», — вспоминал израильтянин.
О своей выносливости он тоже рассказывал с юмором: «Самый популярный вид спорта в Эфиопии — бег. Я всегда шучу со своими товарищами по команде, когда они упоминают о моих способностях. Я могу бегать до утра. В Израиле каждый ребенок бегает за мячиком. Мой характер сформировался в юности. Вот почему я не думаю, что я избалованный мальчик. Я никогда не жалуюсь. Все в раю, если сравнить с тем, как я рос. В каждой ситуации я стараюсь видеть хорошее и возможность, а не проблему».
Еще Даса признался, что перед каждым сезоном он ставит перед собой долгосрочные цели, разбивая спортивный год на месяцы, недели и дни. Читать записи запрещено даже супруге, из-за свадьбы с которой в конце прошлого сезона футболист пропустил финал плей-офф голландского чемпионата.
«Так я держу себя в форме и сосредоточенным. Когда вы пишете ручкой, это действительно оседает в голове, и вы не можете обмануть себя. Я проверяю себя каждую ночь, понимая, что не всегда все идет так, как хочется», — рассказывал Даса.
Возможно, в этих планах значился и переход в более статусный и богатый клуб, чем «Витесс». Говорили, Эли даже поменял ради этого агентов и в итоге выбрал Москву, куда он приехал с серьезной мотивацией.