Премьер-лига (РПЛ). Статьи

2 августа 2019, 00:00

Александр Васютин: "Как-то подавал мячи Михаилу Кержакову. Он кричит: "Малой! Завяжи мне шнурки!"

Гоша Чернов
Шеф отдела информации
24-летний воспитанник "Зенита" этим летом вернулся в родной клуб и дал "СЭ" первое развернутое интервью после трансфера.

Александр Васютин
Возраст: 24 года
Амплуа: вратарь
Клуб: "Зенит"
Предыдущий клуб: "Сарпсборг" (Норвегия)
Рост: 190 см
Вес: 81 кг
Стоимость (transfermarkt.de): 500 тысяч евро
В сезоне-2019: 13 матчей, 16 пропущенных мячей

Родители и брат

– Вы – петербуржец. Ваши родители – ленинградцы?

– Да. Мама – финансист, папа – водитель скорой помощи. Отец раньше еще работал в строительстве, вместе с моим старшим братом Георгием участвовал в возведении Западного скоростного диаметра (платная автомагистраль в Санкт-Петербурге. Прим. "СЭ"). Брат до 18 лет занимался футболом, но после поступления в институт решил выбрать другую профессию.

– А жили где?

– Калининский район – Пискаревка. Я и сейчас там же живу пока. С родителями.

– На какой позиции выступал брат?

– Тоже голкипером был. Мы с ним примерно в одно время начали заниматься футболом, но он – на два с половиной года меня старше. Так что я начал в 6-7 лет, а он в 8-9.

– Удобно, когда в семье братья – вратарь и нападающий. А двум вратарям каково?

Ха-ха, вы намекаете на Александра и Михаила (Кержаковых. – Прим. "СЭ")? Вообще мы с братом занимались в разных школах – я в "Смене", а он в "Турбостроителе".

Любовь к "Зениту"

– Почему футбол?

– Я был активным ребенком. Мы с семьей часто смотрели футбол. Помню, в 2001 году ходили на матч, когда "Зенит" разгромил ЦСКА – 6:1. Это был мой первый матч на "Петровском". А в 2002-м мне запомнился гол Кержакова "Ростсельмашу" через себя – я тогда загорелся футболом. Бабушка посоветовалась с учителем физкультуры, он предложил пойти в "Смену".

– В семье и раньше поддерживали "Зенит"?

– Не было прям такого сильного увлечения, был просто интерес. Уже в юношестве мы стали ходить с отцом и братом на вираж – "шизили". Я и на молодежку ходил в чемпионский сезон. До сих пор брат ходит на трибуну.

– Ваша любимая кричалка?

– Их много! "Стольный град", "Оп, давай-давай"... Сейчас еще "WWW Ленинград" хорошо заходит.

– В школе сразу вратарем стали?

- Изначально деления по позициям не было – бегал, забивал голы. Да и желания особого не было. Но когда мне было лет 9-10, я решил, что стану вратарем. У нас была двусторонка, в ворота вставали по очереди. Мне тогда разбили нос прямо по ходу матча, но мне понравилось играть! После занятия я подошел к бабушке и сказал: "Хочу играть в воротах!" Бабуля у меня золотая – мы с ней пошли и сразу после тренировки купили мне перчатки.

Перчатки Дудека, шнурки Кержакова

– Первый матч, на котором вы подавали мячи?

– Точный матч не помню, но это точно было в сезоне, когда "Зенит" выиграл Кубок УЕФА – 2007/08.

– На легендарном матче с "Баварией" работали?

– Ага. После игры даже попросил футболку у Александра Горшкова, он ее бросил – но поймал другой мальчик, Максим Карпов (сейчас выступает за "Крыльев Советов". Прим. "СЭ"). Но никаких обид не было. А в следующем сезоне "Зенит" играл в Лиге чемпионов с "Реалом", мы обслуживали его предыгровую тренировку. Одним из подающих мячи был Артем Симонян, который сейчас в "Пюнике". Он на испанском попросил перчатки у Ежи Дудека. Я в этот момент стоял на другой половине, Артем принес, дал потрогать. Кто-то из ребят даже играл в перчатках Дудека, но не я – мне они были большими.

– А у вас чьи-нибудь перчатки есть?

– У меня много перчаток Малафеева. Я в них даже играл в академии, размер совпадал идеально. А Юрий Владимирович Жевнов, наш тренер вратарей, подарил перчатки моему брату.

– Вообще время в академии каким запомнилось?

– Я застал всю эволюцию. Я начинал заниматься в академии "Зенита" – тогда она называлась футбольной школой "Смена". Все начиналось с деревянных залов, потом появились искусственные поля, манеж. Все улучшалось. Помню, как дубль играл на полях "Смены". У меня есть даже замечательная история про Михаила Кержакова.

– Расскажите.

– Он играл за молодежку с "Крыльями". Во время матча у Кержакова развязались шнурки, а я стоял за его спиной, мячи подавал. Он кричит: "Малой, малой! Шнурки! Завяжи мне шнурки!"

Завязали?

 Конечно. Это же Михаил Кержаков!

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

????

Публикация от Aleksandr Vasyutin (@95sava95)

Советы Малафеева и Нойера

– В академии вы играли вместе с Суторминым. Дружили тогда?

– Я много с кем пересекался. С Евгением Марковым, с Сашей Селиховым. Когда занимался с 1993-м годом, играл с Кузяевым и Могилевцем. С Суторминым мы не так чтобы дружили, но тепло общались. Я за ним следил всегда.

– Когда вас впервые привлекли к тренировкам с основным составом?

– Во времена Спаллетти, 2013 год. Тогда кто-то из вратарей вроде бы получил травму. Позвонил Михаил Юрьевич Бирюков и позвал на тренировки основы. Был мандраж, конечно, но я был готов.

– Это были ваши первые тренировки с Малафеевым?

– Ну, бывали мероприятия, на которых надо было пробить пенальти Вячеславу. Я один раз ему даже забил – и он вручил мне перчатки в качестве приза. А тренировки с основой тогда были первыми. Малафеев замечательно относился ко мне, всегда очень по-доброму. Подсказывал, советовал по деталям: "Расслабься", "Не зажимайся", "Полшага вправо", "Полшага влево". Он все время помогал советами.

– Вы же еще и родились в один день с ним. Отмечали праздники вместе?

– Один день рождения отмечали вместе, да. Я много времени тогда проводил с первой командой, и мы праздновали. Что дарили – не помню, но чем-то обменялись.

– Со Спаллетти разговаривали по поводу ваших перспектив?

– По этому поводу – нет, но вообще общались. Спаллетти постоянно оставался после тренировок и бил мне по пять пенальти. Хотел все время забить пять из пяти, но ни разу у него не получалось. Причем с другими вратарями не помню такого. Кстати, у Спаллетти хороший удар. Он еще имитировал разбег Роббена – начинал посередине, затем делал несколько приставных шагов влево, после этого семенящий разбег – и удар.

– В 2015-м вы сфотографировались с Нойером. Где и о чем общались с ним?

– На тренировочных сборах в Катаре. С нами тогда был Анатолий Тимощук, а "Бавария" тренировалась на соседнем поле и жила в соседнем отеле. Нас было трое молодых – я, Макс Рудаков и Егор Бабурин. Анатолий помог с переводом. Но он ничего особенного не сказал – мы спрашивали Нойера о физической подготовке, ведь он крепкий. А он ответил, что в зале не очень много времени проводит.

 

Гол за "Лахти"

– В 2016-м вы все-таки покинули "Зенит", хотя сменился тренер – пришел Мирча Луческу. Почему так сделали?

– Я уехал в аренду в "Лахти". В Финляндии была концовка сезона, оставалось чуть меньше трех месяцев. Других вариантов не было: мне позвонили и спросили, хочу ли я. Я сказал: "Хочу!" И через два дня уже поехал в "Лахти".

– В 2015-м "Зенит" стал чемпионом России. Вы разъезжали по городу на чемпионском автобусе. Медаль получили?

– Да, я был в заявке несколько раз. Меня пригласили на парад, но золотую медаль я не получил. Зато есть медаль за победу в Суперкубке России в 2016 году с Мирчей Луческу.

– В первом же матче за "Лахти" вы забили гол. Как это произошло?

– До этого я забивал только в сериях пенальти по юношам. А это первый гол. Тренер ничего мне не подсказывал, мы играли против аутсайдеров, проигрывали, давили, но не получалось забить. В добавленное время я уже находился на чужой половине поля, поймал взгляд тренера – тот махнул рукой – и я побежал в штрафную.

– Вы еще и на тренера оглядывались?

– А там хочешь-не хочешь – когда бежишь в центр поля, видишь скамейку, тренер смотрит. Мы взглядами пересеклись, он спокойно к этому отнесся.

– Что было после того матча? Как вас поздравляли?

– Не сказать, что было что-то космическое. Мы играли против аутсайдеров, сравняли счет, так что в раздевалке была суровая и серьезная атмосфера – вот, мол, сыграли вничью.

– А как же то, что вратарь забил?

– Да, ребята подошли, сказали: "Блин, чувак, круто! Молодец".

– После этого не бегали в штрафную?

– Были случаи. Кстати, когда мы ехали после той игры, мне написал Вячеслав Малафеев: "Саша, видел твой гол – классно, супер, молодец!"

– Дзюба любит на тренировках встать в ворота, а вы забиваете голы. Не думали амплуа с ним поменяться?

– На усмотрение главного тренера, ха-ха.

Часы за победу и Норвегия

– В 2017-м вы стали лучшим вратарем чемпионата Финляндии. Ожидали, что получите приз?

– Нет. В конце сезона получил травму и, получается, отыграл всего две трети. Но мы действительно здорово играли, показывали хорошие результаты, шли в тройке.

– Что получили в награду?

– Часы (показывает на руку).

– Как вы оказались в Норвегии?

– Закончилась третья аренда в "Лахти", на следующий день истек контракт с "Зенитом", потом было несколько дней переговоров – ходили разные слухи, но конкретное предложение было только одно, от "Сарпсборга". Подумали с семьей и футбольными друзьями, обсудили, посмотрели – и решили, что надо ехать.

– Какие у вас были стереотипы, связанные с Норвегией, и как они изменились впоследствии?

– Было только представление о фьордах, которые видел на картинках. Но мой город был на юге страны, и фьорд у нас там был – но он был весь зеленый! Кораблики плавают, мост стоит. Мне местные говорят: "Это фьорд". Я им: "Подождите! На картинке же он вот такой!"

– А настоящий фьорд видели?

– Такие, как, например, "Язык тролля" – кажется, так называется, – вот таких я не видел.

– Специально не ездили?

- Нет, это в северной части, далеко, туда трудно добраться. Надо или лететь, или ехать на машине, или на поезде Осло – Берген, около 8 часов. Говорят, это один из самых красивых железнодорожных маршрутов. Сам не был – рассказывали.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

???

Публикация от Aleksandr Vasyutin (@95sava95)

Дорогая страна

– В Норвегии ведь дорого все?

– Очень дорого.

– Сколько стоит буханка хлеба?

– 280 рублей. 40 крон – умножайте на 7-7,5. Самая распространенная шутка, особенно среди приезжих ребят – когда сходил куда-то в Норвегии и говоришь: "Как же это дорого!", а тебе в ответ: "А покажи мне что-нибудь дешевое здесь!"

За продуктами мы ездили в Швецию – 20 минут на машине до границы. Тот самый фьорд и мост – это как раз граница между странами. Там большой шопинг-центр, и цены на продукты сразу же в два, а то и в три раза меньше. Утром ребята заходили, говорили, что после тренировки едут туда – и я просил их взять меня с собой.

– Чем вообще можно заняться в Сарпсборге – городке на 50 тысяч человек?

– Я отдыхал дома, гулял один, читал книжки, смотрел сериалы, ходил в тренажерный зал.

– Какие сериалы, книги?

– Сериалы разные. Книги по психологии, саморазвитию. Автобиографии спортсменов.

– Каких?

– Джеррард, Златан, Майкл Джордан – первое, что в голову приходит.

– Больше там делать нечего?

– Там главное – природа.

– Из Лахти можно было хоть каждую неделю домой ездить, так?

– Да. Если на следующий день – выходной, то вечером после тренировки садишься на поезд, целые сутки находишься дома, потом возвращаешься обратно. Я так делал не каждый раз – это не слишком дешево – но периодически случалось.

– А когда были в Норвегии?

– Может, раз в три месяца приезжал. Оттуда неудобно добираться – нет прямых самолетов. Плюс до аэропорта Осло два с половиной часа своим ходом, без машины. От дома до дома дорога занимала 12 часов, в лучшем случае. Вышел, на поезде доехал до аэропорта, потом с пересадками в Хельсинки/Стокгольме/Риге/Таллине к середине ночи добрался до дома, один день там, а на следующее утро уже обратно.

Лига Европы

– За время игры в Финляндии и Норвегии привыкли к размеренной жизни?

– Не скажу, что привык – скорее, смирился с тем, что она есть. Какие-то активности все равно себе придумывал, не просто смотрел в одну точку.

– Болельщики "Сарпсборга" останавливают игроков на улице?

– Они спокойнее. Могут пройти рядом, сказать, что знают, кто ты, пожелать удачи. Селфи не просят.

– А когда вы вышли в групповой этап Лиги Европы, были празднования?

– В городе ничего не изменилось. Как узнавали периодически, так и продолжили узнавать. Никто пальцем не показывал.

– Что творилось после матча в Израиле, когда вы вышли в групповой этап?

– Весело было! Кричали, радовались, обнимались, обливались водой.

– В самолете то же самое?

– Нет, там было уже поспокойнее. Игра была в девять вечера, мне кажется. Мы прилетели в Осло, остались там – у нас через два дня был выезд, так что мы даже не поехали в Сарпсборг. Переночевали в гостинице, утром провели тренировку в Осло, а потом надо было уезжать. Когда уже вернулись с выезда, нас встречали человек 50-100 с флагами – мы обнимались и фотографировались.

– У вас в Instagram были баннеры, на которых норвежские болельщики просят вас о футболке. Давали кому-нибудь?

– Периодически бросал, когда возможность была – у нас не так уж много футболок. Но после матча в Израиле сразу выбросил – туда, где была наша небольшая выездная "грядка". Часто перчатки бросал на трибуны.

– По чему больше всего скучали в Норвегии?

– По близким людям.

– А если что-то из быта?

– Как я уже говорил – это совершенно разные ритмы жизни. Как человек, выросший в Санкт-Петербурге, я привык, что до базы мне ехать 40 минут, что еще 40 – а если пробки, то и час – ехать обратно. А там ты добрался за 5 минут, потом столько же потратил на обратный путь – и все, 3 часа дня. У нас тут в 8 вечера выходишь в магазин, и улица кишит людьми, а уж если в центре где-то – вообще! По норвежским меркам – это праздник. В Сарпсборге суббота – короткий день, по воскресеньям вообще ничего не работает.

– Во время жеребьевки группового этапа Лиги Европы хотели сыграть против "Зенита"?

– Не задумывался об этом. Мы смотрели и думали – как оно будет, так и будет.

Переговоры с "Зенитом" не шли долго

– Все это время "Зенит" следил за вами?

– Это не у меня надо спрашивать (улыбается).

– Вдруг вы знаете об этом.

– У меня есть друзья в команде, с которыми я общался, мы были на связи с Михаилом Юрьевичем Бирюковым. Но мы просто обсуждали вопросы по играм, он подсказывал мне что-то.

– Как сейчас появился вариант с "Зенитом"? Когда вы о нем узнали?

– В начале лета. Были разговоры с агентом, потом с Михаилом Юрьевичем, с Сергеем Богдановичем. Много с кем говорил.

– Вас хотели отпускать из Норвегии?

– Сказали: "Мы были бы рады, чтобы ты остался, но если поступит выгодное для нас предложение, и ты сам будешь в этом заинтересован, то мы его примем и не будем препятствовать – потому что для тебя это шаг наверх и новая ступень для развития".

– Почему так долго шли переговоры?

– Переговоры не шли долго.

– Как же – вы сказали про начало лета, а перешли две недели назад.

– В начале лета начались разговоры. Но официальные переговоры между клубами стартовали позже – думаю, это заняло не больше недели.

– В Норвегии вы были твердым первым номером. Не было желания остаться?

– Я все обсудил с семьей и друзьями из футбола – и решил, что это нужное время и место.

– Там бы вы играли, а сейчас будет сложнее пробиться в основу.

– Когда мы думали о переходе, пришли к выводу, что любой следующий шаг на более высокий уровень – ни в одной другой лиге и команде – не гарантирует тебе первый номер. Только если ты не Давид де Хеа или Буффон – хотя, как показывает практика... Здесь тебе говорят, что тебя хотят видеть в команде, а дальше – показывай себя.

– За чемпионатом России следили в Норвегии?

– Конечно! Было очень много свободного времени, чтобы смотреть футбол. У меня в телевизоре была Англия, Италия и Россия.

– На стадионе "Зенита" бывали?

– Нет, смотрел на него только снаружи, от памятника Кирову.

– В субботу будете впервые. Какие ожидания?

- Мне просто очень интересно. Я много времени провел на "Петровском" как фанат, потом как футболист, хорошо с ним знаком. А на "Газпром Арене" все никак не доводилось.

Хобби и первая машина

– В Норвегии у вас сначала не было автомобиля. Сейчас на чем ездите?

– Клуб предоставил машину. В Норвегии, кстати, все-таки появилась осенью – предоставили автомобиль ушедшего из команды игрока.

– Первую машину помните?

– Машину вожу с 18 лет. Помню первую – "Фольксваген" 1997 года. Тысяч за 35-40 купил ее у знакомых, но через три дня на ней полетела коробка передач, пришлось вложить еще 25 за новую. Я на ней ездил как минимум полгода.

Какие-то особенные хобби есть у вас?

– Люблю готовить, читать, сериалы и кино. В Норвегии мне не хватало близких людей, поэтому сейчас я за живое общение – по гостям хожу, гуляю, чай, кофе пью.

– Что любите готовить?

- Коронного блюда нет. Салаты, или что-нибудь мексиканское, – тако, буррито – или итальянское – пасту, ризотто. У нас вся семья хорошо готовит, никто особо не учил. С детства смотрел – потом сам нож взял в руки и понял, что тоже могу. Мне это интересно.

– Вы в детстве бывали на рыбалке с отцом и дедом. Все еще увлекаетесь?

– Брат и папа у меня прямо очень любят это дело, до сих пор практикуют, а я скорее за компанию ездил. Те дачные времена, когда папа говорит: "Ребята, поехали на рыбалку!", и мы в ответ: "Да!". Было здорово. А сейчас даже не вспомню, когда в последний раз рыбачил. Надо будет как-нибудь поправить.

– У Дзюбы было знаменитое видео из отпуска, где он на рыбалке. Обсуждали с ним уже?

– Нет, но я смотрел.

– Прямо все видео? Их же там миллион!

– Нет, я начал, штуки три посмотрел, а остальные уже пролистал.

– Топ-3 сериалов от Александра Васютина.

"Игра престолов", "Побег" – только американский, а то у нас тоже снимали. Вот это прямо топ-2. Остальное поблизости, но до этих двух не дотягивает.

– Что скажете про финал "Игры престолов"?

– Мои ожидания были выше, чем получилось на самом деле. Последний сезон могли обыграть по-другому. Потом обменялись с друзьями сообщениями: "Да, думал, будет круче".

Чемпионат России по футболу: турнирная таблица РПЛ, новости и обзоры, расписание и результаты игр

12