Александр Рогулев с Зубовского бульвара
В начале пресс-конференции Массимо Каррера выступил с продолжительной речью с благодарностями. Вступительные слова итальянец читал по бумажке. "С годами память подводит!" – пояснил тренер с улыбкой.
– Два с половиной года я провел в "Спартаке". Для меня это были замечательные годы. Это мой первый самостоятельный тренерский опыт. Сумел передать команде многое. "Спартак" не выигрывал чемпионат 16 лет, а я привел его к победе, и этот успех навсегда будет в моей душе. Очень рад, что доставил столько положительных эмоций болельщикам. Мы выиграли Суперкубок, который раньше никогда "Спартаку" не давался. Считаю итог работы положительным. Конечно, были взлеты и падения. И в этом году мы были всего в одном очке от зоны Лиги чемпионов!
Итак, мои благодарности. Спасибо Леониду Федуну, который дал эту возможность и поверил в меня. Для меня большая честь, что я тренировал "Спартак". Всегда буду благодарен господину Федуну.
Спасибо клубу. Вице-президенту Наилю Измайлову, секретариату, аппарату. И особая благодарность – моей семье, моим детям – то есть моим игрокам. Они дали все, что могли дать. Было приятно поужинать с игроками накануне, была отличная встреча. Игроки все это время способствовали моему росту. Я им многим обязан! Чем-то с ними поделился и я. Личными человеческими качествами. Прежде чем оценивать игрока на поле, его надо оценить как человека. И когда я был игроком, и во время работы тренером всегда старался быть честным. И любил всех, кто играл со мной, вне зависимости от роли этого человека. Но бывает, что в жизни сталкиваешься с разными людьми.
Я всех (в "Спартаке". – Прим. "СЭ") любил независимо от того, чем они занимаются. Я такой человек сам по себе. Любил даже тех людей, которые в итоге оказались лжецами. Может быть, им следует стыдиться за то, кем они являются, но это не моя проблема.
Я всегда буду благодарен игрокам, они навсегда останутся в моем сердце. Желаю им побеждать и в составе "Спартака", и вне клуба. Я благодарю весь персонал, всех. Джанлуку Риомми хотел бы поблагодарить особо. Благодарю сотрудников базы в Тарасовке, там я всегда чувствовал себя как дома. Меня баловали, я никогда не чувствовал одиночества. Мои благодарности нашему первому болельщику – Вагиту Алекперову (глава "ЛУКОЙЛ". – Прим. "СЭ"). Благодаря его поддержке "Спартак "будет побеждать дальше. Желаю ему успехов.
Хочу поблагодарить болельщиков "Спартака". Конечно, победы важны. Но болельщикам важно видеть на поле команду, которая делает все, чтобы победить. Было бы очень приятно обнять их всех, каждого из них, и как-нибудь вечером отпраздновать. Да, мы расстаемся. Я был долгожителем среди тренеров "Спартака", и в этом есть заслуга болельщиков. Я никогда не видел болельщиков, которые были бы настолько преданы тренеру. Они навсегда, до конца моих дней, будут частичкой моего сердца.
Хочу сказать спасибо и "Фратрии" (объединение болельщиков "Спартака". – Прим. "СЭ"). Такие полотнища, такая поддержка... "Спартак" нуждается в вашей поддержке. Спасибо всем болельщикам, и тем, кто в Москве, и тем, кто живет в других городах России. Есть ли другая команда, которая может похвастаться такими фантастическими и многочисленными болельщиками? Хочу поблагодарить и фанатов других команд. Мои мысли с болельщиками ЦСКА, пострадавшими в Риме. Русские люди изменили представление о себе. Не холодные, не отстраненные, как это принято считать. Русские – страстные.
– Кто вообще был инициатором этой пресс-конференции? Или это секрет?
– Никакого секрета, я сам хотел выступить перед журналистами и публично всех поблагодарить за два с половиной года, которые я провел в "Спартаке". Не хотел делать это через Инстаграм. Уверен, что надо было организовать встречу со всеми СМИ сразу, а не с двумя.
Аплодисменты Каррере pic.twitter.com/HIOJnxMl85
– СЭ Спартак (@spartak_se) 24 октября 2018 г.
– Вы многое сказали о болельщиках. "Фратрия" жестко ответила клубу по вашей отставке. Как вы отнеслись к заявлению фанатов?
– Мне очень приятно, что меня уважают болельщики. Я делал свою работу, старался вкладывать свое сердце в "Спартак". Всегда работал в интересах "Спартака", ни в коем случае не против. Надеюсь, что своими эмоциями хотя бы частично оплатил их поддержку. Всегда стараюсь быть самим собой и оставлять хорошую память, где бы ни работал.
– Многие болельщики вас так поддерживают, что уже отказываются идти на стадион. Что ответите им?
– Если вы болеете за "Спартак", то должны идти на стадион! Игроки и тренеры приходят и уходят, а "Спартак" остается.
– Причина вашего расставания исключительно в результате?
– С моей точки зрения, только в отсутствии результата. Ты не можешь из года в год говорить: "Я выиграл чемпионат!". То, что случилось, связано с поражениями. Если нет, то эти вопросы следуют задавать не мне. Я могу говорить только про результат. В прошлом году мы могли выиграть Кубок, занять второе место в чемпионате. Но по ряду причин не смогли этого сделать. Может быть, виноват я, и если бы не я, то этого бы не произошло.
– Руководство "Спартака" с вами рассчиталось?
– Да, я расторг контракт. Завтра могу тренировать новую команду, я свободен. И если кто-то что-то предложит, пожалуйста. Уезжаю сейчас из России в Бергамо, но не прощаюсь с вашей страной. Мне было хорошо в России. Разве что еды немного не хватало. Сами понимаете, итальянская еда мне нравится больше. Всем советую приехать в Москву! Россия – великая страна. Москва – прекрасный город.
– "Спартак" вам предлагал провести прощальную церемонию? Говорят, Измайлов предлагал, но вы отказались.
– Измайлов сказал мне об этом позавчера, когда уже был расторгнут контракт со "Спартаком". Дело в том, что я принадлежу к прошлому "Спартака". Не думаю, что необходимо каким-то образом мешать новому тренеру. Было приятно еще раз увидеть любовь болельщиков. Мне хотелось бы. Но какой-то отдельный случай. Просто хочу, чтобы меня правильно поняли, не хочу мешать новому тренеру.
– Может, хотите провести свою церемонию?
– Было бы здорово, мне необходимо это сделать. Спасибо за рекомендацию. Может быть, действительно встретимся с болельщиками на Красной площади.
– Чувствовали поддержку руководства в последний месяц? – вопрос обозревателя "СЭ" Сергея Егорова.
– Поддержка всегда была. Но тренер связан с результатом команды. И когда президент недоволен результатом, у него есть право принять решение, которое, на его взгляд, будет полезно для команды. Так всегда в жизни бывает, результат – основной показатель.
– Почему на командном ужине не было Дениса Глушакова? Что вообще между вами произошло?
– Спасибо за вопрос. Наконец-то я в последний раз скажу об этом. Глушакова не было на ужине. Ещенко был, а Глушакова – не было. У меня никогда не было ни с кем проблем. И с – будем его так называть – капитаном тоже. Более того, я способствовал продлению контракта с ним. Если потом наши отношения ухудшились, то это произошло не из-за меня. Я спокоен относительно того, как действовал. Его отстранение из первой команды не связано с моим личным отношением или с его лайками. Были другие вещи. Много вещей, о которых я знал. Я – не змея. И все эти вещи унесу с собой. Для меня эта ситуация будет уроком.
– Почему от основного состава был отстранен и Ещенко?
– Мне действительно жаль, что так вышло. Лайки, которые поставили Ещенко и Глушаков, это не очень корректно. И я в большей степени обиделся на капитана, а не на Ещенко. Но так как они ошиблись вдвоем, оба и поплатились.
– Вы знакомы с актером и болельщиком "Спартака" Дмитрием Назаровым?
– К сожалению, не имел чести знать его и встречать. Если за ним следят болельщики в Инстаграме, наверное, он известен и интересен. Но это не моя проблема, а его.
Очередь к Каррере за автографами после пресс-конференции pic.twitter.com/Zd7QoIp4Ox
– СЭ Спартак (@spartak_se) 24 октября 2018 г.
– За всю карьеру в "Спартаке" можете назвать лучший и худший матчи?
– Только лучший помню, худшие забыл. Канонический матч – с "Севильей". Это был волшебный вечер для всех нас и для болельщиков. Что касается поражения, то это "Ливерпуль". Это два противоположных состояния.
– При вас в основе "Спартака" дебютировали Максименко, Рассказов, Ломовицкий, Игнатов…
– Да, забыл про это сказать. Я горд тем, что дал возможность четырем ребятам из Академии дебютировать в главной команде. Как в еврокубках, так и в чемпионате. Это тоже очень важно. Возможно, это самое главное, что может сделать тренер – поверить в молодежь, которая этого заслуживает. Думаю, что их ждет большое будущее.
– Они смогут заиграть на европейском уровне?
– У них действительно хороший потенциал. Как и всем молодым, им требуется время. Существует определенное правило в футболе. Если ты хочешь, чтобы у тебя росла молодежь, нужно учитывать, что результат порой не будет хорошим. Если хочешь роста молодежи, нужно уметь дожидаться результата. Как любые молодые, они могут ошибаться. Но если ты действительно на них ставишь и хочешь, чтобы эти люди заиграли, нужно иметь мужество подождать. Потому что им действительно нужен опыт. Нужна последовательность, невозможно, чтобы у тебя все сразу получилось.
– У кого-то из российских тренеров вы чему-то научились?
– Я всегда у всех чему-то учусь, так надо делать всегда. Ты смотришь футбол четвертого дивизиона, и все равно чему-то учишься. За последние 2,5 года я стал свидетелем мощного роста российского футбола, доказательство – выступление сборной России на чемпионате мира. Команды научились играть в разном стиле. Российский чемпионат не так сильно раскручен, но тут есть игроки, которые заслуживают большего внимания в Европе.
– У вас в России были журналисты-снайперы, которые стреляли в спину?
– Они были, есть и будут. Так работает в футболе, в политике, где хотите. Это правила игры. Если ты играешь, то принимаешь эти правила. Мне приятно, когда журналисты говорят от души. Если о тебе говорят, значит, ты заслуживаешь, чтобы про тебя говорили – не важно, хорошо говорят или плохо.
Каррера вышел к болельщикам "Спартака" pic.twitter.com/rv6sOWlvSf
– СЭ Спартак (@spartak_se) 24 октября 2018 г.
– В Москве итальянцы оставили серьезный след. Например, итальянский архитекторы построили Кремль. Какой памятник вам больше нравится? И какое итальянское блюдо посоветовали бы приготовить болельщикам, когда им захочется вспомнить о вас?
– Блюд очень много! Особое блюдо – спагетти карбонара. Вот пусть его готовят болельщики, но только пусть готовят правильно. А что касается памятников, то Москва – очень красивый город. Каждый день столько всего интересного. Постоянно что-то открываешь: новые улицы, новые районы. Даже если не вернусь в Россию в качестве тренера, приеду сюда туристом.
– Расскажите о планах на будущее. Где видите свою карьеру? Останетесь ли в России? Говорят, в Туле место освободится…
– До 7-8 ноября останусь здесь. Буду наслаждаться городом, расслабляться. Потом возьму небольшой отпуск, чтобы сбросить накопленный груз. Два с половиной года получились напряженными. Быть тренером – это постоянный стресс. Даже когда спишь, не перестаешь думать: как сыграть, как поступить, правильно ли я сделал те или иные вещи. А вот после отпуска посмотрим. Если у какой-то команды будет намерение привлечь меня, я рассмотрю предложение. Из России? Почему нет.
– Рианчо может стать таким же любимцем болельщиков как и вы?
– Нас любят за результат. Не потому, что мы блондины, брюнеты, красивые или не очень. Тренера любят за то, что он дает результат. За другое тренера любить сложно.
– Что вы порекомендуете преемнику?
– Прежде всего, ни пуха, ни пера. Больше мне ему нечего сказать.
– Надеемся, это была не последняя ваша пресс-конференция в России!
– Я тоже надеюсь, что это не прощание. Благодарю, что вы терпели меня на протяжении двух с половиной лет. С тренерами не всегда просто – это ненормальный, непростой народ. Если я действительно что-то сказал не так, прошу прощения.