«Задатки у парня есть, но чтобы в 17-18 лет ворваться в основной состав «Спартака», надо быть, условно говоря, Марадоной или Месси, обладать исключительным талантом. Козлов продолжает работать, совершенствоваться».
Эти слова бывший главный тренер красно-белых Валерий Карпин произнес в 2011 году, когда 18-летний нападающий Александр Козлов провел около 15 матчей за основной состав команды и даже успел дебютировать в Лиге чемпионов.
На поле «Стэмфорд Бридж» он вышел, когда ему исполнилось 17. Тренироваться с основой начал в 16. А на сборы с молодежкой поехал в 15. Фантастическая стартовая площадка, которая должна была обеспечить стремительный и успешный взлет. Даже несмотря на сложный первый год в основе, Козлов попал в обойму. Александр тренировался с мужиками, креп и ждал своего шанса. Казалось, что для нападающего все только начинается. На него действительно возлагали большие надежды.
В систему «Спартака» Козлов попал в 8 лет. Привели заниматься к знакомому тренеру, там и остался. Безболезненно прошел все периоды роста, и к 15 годам практически сформировался. Невысокий, 172 сантиметра, быстрый, очень техничный и при этом атлет. Те, кто регулярно ходил на матчи спартаковского дубля, отмечали смелость и умение разобраться с соперником один в один. Молодежку тогда возглавлял Дмитрий Гунько, сейчас — главный тренер спартаковской академии. Он и предоставил юному таланту первый шанс, которым тот сразу воспользовался.
— Александра я знал еще по академии, — вспоминает Гунько. — Воспитанник 1993 года рождения, занимался у Евгения Васильевича Сидорова. На сборы с молодежным составом я взял парня, когда ему было еще 15 лет. Это произошло зимой 2009 года.
— Что его отличало от остальных?
— У Саши от природы очень хорошая взрывная сила. С места легко уходил от защитников. Помимо скорости, отмечу торможение и резкую смену направления — редкое качество, которое позволяло ему обыгрывать всех защитников. Ровесников уж точно. Поставленный удар с двух ног. Прекрасно помню его дебют. Стартовый тур первенства молодежных команд, мы встречались с «Динамо». Так вот, на неделе в двусторонке Саша забил три мяча, и я решил поставить его с первых минут. И «Динамо» он в итоге тоже отгрузил три, и мы победили — 7:0.
Козлова тут же прозвали вторым Аршавиным, а в 2009 году это считалось наивысшим комплиментом. Покер на «Энфилде», обожаемая после Евро-2008 сборная, Гус Иваныч, и все в таком духе. Кажется, впервые сравнение прозвучало в мае на международном турнире юношеских команд в Казахстане, где Козлов в четырех матчах забил 14 голов. Сам форвард, конечно, слышал эти разговоры, и позже, в интервью «СЭ» говорил, что это ему не мешало:
— Может быть, по стилю игры мы с Аршавиным и похожи. Мне, наоборот, было приятно, нравилось такое сравнение.
Разумеется, талант Козлова заметили не только болельщики «Спартака» и его тренеры. В Россию оценивать нападающего приезжали представители «Милана» и «Интера». А после казахстанского турнира пошли движения со стороны конкурентов.
Осенью, уже в самом начале карьеры форвард оказался в центре скандала. В футбольных кругах заговорили, что парня хочет увести ЦСКА. Якобы действуя через агента, с которым 16-летний Козлов подписал контракт.
Чтобы не быть голословным, пара цитат того времени. Первая — Леонида Федуна — из традиционного интервью «СЭ» в конце года:
— Есть агенты, которые пытаются буквально украсть игрока у клуба, его воспитавшего. Вот заморочили голову нашему форварду Козлову, из-за чего, считаю, сборная России 1993 года и выступила неудачно. Действительно, хороший мальчик. Но когда подкатывает агент и осыпает 16-летнего парня немыслимыми благами... Тут и 40-летний не выдержит. Молодые футболисты — народ очень хрупкий. Как только почувствуют себя незаменимыми, тут же заканчиваются.
Вторая — тренера юношеской сборной России Дмитрия Ульянова, который в октябре 2009-го не смог рассчитывать на Козлова в отборочных матчах Евро-2010 (U-17):
— Помимо Шалбузова не участвовал в турнире нападающий «Спартака» Александр Козлов, талантливый парень, может быть, даже звезда. Мы на него очень сильно рассчитывали. Ситуация с ним сложилась самая неприятная. Козлов подписал контракт с агентом, который в какой-то момент захотел увести его из «Спартака». Так парень вообще перестал тренироваться. У Козлова есть долгосрочное соглашение с клубом, однако со стороны футболиста выступает агент — и тот диктует условия, неприемлемые для «Спартака». На парня, который еще не сформировался как человек, вдруг посыпались деньги, машины, девочки. Таким странным образом агент завоевывает доверие игрока. А это чревато в переходном возрасте.
Что же это за агент, о котором говорили Федун и Ульянов?
Его зовут Валерий Оганесян, он и сейчас работает с Козловым, занимает должность генменеджера «Арарата», где играет форвард. Я обратился напрямую к Оганесяну с просьбой прокомментировать ту историю, в которой ему приписывалась главная отрицательная роль. Мол, оказывая давление на «Спартак», агент увез Козлова в Сочи и оставил без тренировочного процесса. Именно Оганесяна обвиняли тогда спартаковские тренеры и руководители. Но у него своя правда.
— Вранье все это, — говорит Оганесян. — И разве Козлов покинул «Спартак»? Он ушел по истечении контракта. Ушел, когда стал ненужным, клуб сам не стал с ним продлевать контракт. Я считаю, что акционеры должны были больше внимания на него обратить еще в самом начале. Такие талантливые рождаются не каждый день.
— Писали, что он в 16 лет не тренировался полгода из-за того, что вы как его агент, хотели устроить парня в ЦСКА.
— Нет такого. Он тренировался самостоятельно. И пауза составила максимум месяц-два. Да, не состоялся переход в ЦСКА, но после этого сколько лет прошло. Явно не в той истории дело, что он не заиграл в «Спартаке». И опять же — Саша еще не поставил точку. Не надо говорить, что все плохо. Да, ему пришлось тяжело. Но сейчас в Армении он очень серьезный ход набрал.
— Как думаете, если бы попал в ЦСКА, иначе бы все сложилось?
— Евгений Леннорович Гинер сделал бы из него звезду! Ведь и Акинфеев ошибался, просто в ЦСКА другая система доверия. В «Спартаке» не получилось — все, до свидания. А в ЦСКА нет такой чехарды тренеров и чехарды системы. Переход туда, несомненно, пошел бы на пользу Козлову. Могла карьера стать намного лучше. Кто виноват? Долю ответственности несут все, кто рядом. Все по чуть-чуть виноваты. Но то, что он умеет хорошо играть в футбол, это точно.
— Правда ли, что вам сожгли машину, когда вы пытались организовать переход Козлова в ЦСКА?
— Не хочу сейчас об этом говорить и вспоминать те времена.
К слову, история с машиной, которую якобы сожгли Оганесяну, стала не единственной в таком роде. Ресурс «Деловая трибуна», специализирующийся на криминальной хронике, писал о встрече авторитетов Деда Хасана и Япончика, посвященной судьбе молодого футболиста. Но подтверждений этому нет, поэтому оставим это просто как миф, который, однако, хорошо характеризует сложившуюся вокруг Козлова обстановку.
Сложно сказать, что было бы, если бы Козлов оказался тогда в ЦСКА. Возможно, Оганесян прав — и российский футбол получил бы большую звезду. А может, дело совсем в другом. И в том, что карьера форварда пошла не так, как хотелось бы, виноват он сам. Как бы там ни было, Козлов остался в «Спартаке» и в 2010 году стал игроком основного состава. Как я писал выше, ему давались шансы. Не всегда, не в желаемом объеме, однако получить 25 минут в матче Лиги чемпионов против «Челси» — чем плохо? Вот уж точно дано не каждому. Выходи, доказывай. Но свой единственный гол за «Спартак» Козлов забьет в 2011 году в ворота «Анжи».
— Помню тот мяч, — вспоминает Гунько. — Вышел на замену, и на смене направления хорошо пробил в дальний угол. Знаете, для нападающего Козлов не обладал супергабаритами. Скорее, это второй форвард. Я хотел привить ему работоспособность, которая позволила бы играть на других позициях. Старался выпускать слева и справа. Но в итоге недостаточная работоспособность влияла на выбор тренеров. Шансов у Козлова действительно оказалось не так много.
— Возникали проблемы с дисциплиной?
— Я так скажу: он футболист с непростым характером. Но всегда нормально реагировал на критику, если ему объясняли причину. Если же шла критика без объяснения причин, Александр все воспринимал очень остро, это могло послужить поводом для конфликтов. У нас с ним сложились рабочие отношения. Козлов всегда знал, за что и почему получает от меня «палкой по спине».
Шло время, и Козлов все реже появлялся в основе. Последовала неудачная аренда в «Химки». В начале сезона-2013/14, в 20 лет, был хороший отрезок во втором дивизионе за «Спартак-2». Как и многие молодые, наверное, он мог бы получить шанс при Якине, но еще до прихода швейцарского тренера случилась чудовищная травма.
— На сборах Турции в «Спартаке-2» Козлов повредил переднюю и заднюю крестообразные связки, мениск и боковые, — рассказывает Гунько. — В общем, порвал все, что есть в колене. Долго восстанавливался. А как поправился, пропала та самая изюминка. Та самая резкость.
— Только лишь травма ему помешала? Если бы ее не было?
— Сложно говорить в сослагательном наклонении. То, что Козлов одарен и наделен качествами самобытного форварда, это очевидно. А что было бы, мы сказать не можем. Многое зависит от окружения, от людей, которые находятся рядом в момент взросления. Очень важная вещь.
Травма и долгое восстановление закрыли спартаковскую страницу в карьере Козлова. Сам он, как видно из последующих интервью, ждал другого отношения от клуба, но контракт с ним продлевать не стали.
— До травмы к тебе одно отношение, а после — совсем другое, — говорил он моему коллеге по «СЭ» Виталию Айрапетову. — Я никогда этого не понимал. Пусть все останется на совести людей... Для того чтобы восстановиться после такого повреждения и набрать физические кондиции, нужно доверие. А его не было даже на уровне второй команды. О чем еще можно говорить? Я свои выводы сделал.
Тот же вопрос — что случилось с Козловым, почему в итоге не заиграл — я задаю Оганесяну, который поддерживает форварда сегодня. В «Арарате» Александр, наконец-то, начал делать то, что и должен нападающий — забивать голы.
— Есть много факторов, из-за которых карьера у Саши сложилась не так, как хотелось бы, — говорит генменеджер «Арарата». — Где-то доверия тренеров не хватило, где-то он сам слабину дал. Конечно, травма помешала. Но я бы не стал говорить о Козлове в прошедшем времени. В «Арарате» очень хорошо выглядит. В этом году играл контрольный матч против «Спартака», и если сравнивать, то выглядел не хуже, а то и лучше многих спартаковцев. Отдал голевую, много моментов было.
— Александр действительно обладал уникальным талантом?
— Считаю, что за последние 10 лет в России было два больших таланта — это Кокорин и Козлов. Даже если сравнивать с Головиным, Кокорин и Козлов сильнее. И я думаю, что для Саши еще ничего не поздно. Ему 27 лет. Ярцев начал в 27! А в Армении Саша сейчас один из самых ярких игроков чемпионата. Очень любят его болельщики, футболист нестандартный, зрелищный, забивает, отдает. Он тяжело набирает форму, но если набирает — не остановить. С его качествами любой тренер может найти ему место на поле.
Что ж, Кокорин, с которым сравнивается Козлов, тоже получил свою порцию испытаний, и, как видим, их перенес. До ухода на карантин Кокорин считался самым ценным объектом предстоявшей трансферной охоты и кандидатом в сборную. И это — после года в заключении.
Козлов в тюрьме не сидел, травма была давно, однако его восстановление проходит куда тяжелее. Непонятно, сможет ли он в свои 27 сверкнуть так же ярко, как в 15-16. Предпосылок мало. Очевидно одно: у «Спартака» был уникальный нападающий, который не реализовал и десятой части своего таланта.
И кто-то один в этом виноват быть не может.