10 июля 2020, 13:10
После нового назначения Шамилю Газизову предстоит тесно взаимодействовать с владельцем красно-белых Леонидом Федуном. Кто-то считает, что именно с этим у Газизова могут возникнуть проблемы. Объясню, почему не поддерживаю подобную точку зрения.
Газизова воспринимали как абсолютную власть в «Уфе». Говорят, что он не привык работать с начальником над собой. Но это не совсем так. С момента прихода в клуб в 2012 году Шамиль Камилович тесно контачил с руководством республики Башкортостан. На этом поприще ему часто приходилось проявлять гибкость, но он не отходил от своей политики и представлений о том, какой должна быть команда.
«Уфа» в последнее время неплохо зарабатывает на трансферах. Но у вас не должно быть иллюзий, что эта статья доходов покрывает весь бюджет или хотя бы большую его часть. В 2018 году в интервью «СЭ» Газизов сообщил, что годовой бюджет равен примерно 14 миллионам евро. По данным transfermarkt.de , с 2016 по 2020 год клуб заработал на трансферах 19 миллионов 300 тысяч евро. Это неофициальные цифры, но вряд ли реальные в разы выше. «Уфа» умело продает игроков, но указанной суммы не хватило бы даже на полное самообеспечение хотя бы двух лет существования.
Разницу между расходами и собственными заработками покрывает АО «Региональный фонд». Эта организация не занимается какой-либо деятельностью, а просто получает процент от дивидендов крупных башкирских компаний. Эти деньги и распределяются между спортивными командами региона. Иными словами, Газизову требовалось постоянно взаимодействовать с руководством Башкирии. И в этой ситуации он выступал явно не с позиции силы.
Особенно это начало ощущаться с октября 2018 года, когда Радий Хабиров сменил на посту главы республики Рустэма Хамитова. Уже через месяц после этих перестановок заговорили и об отставке главного тренера «Уфы». Но в этих событиях нет никакой связи — Сергей Томаров тогда действительно провалился. Однако, один из кандидатов, чье имя активно упоминалось в СМИ, вызывал у меня недоумение — речь о Сергее Юране. Сергей Николаевич, по моим представлениям, никак не вписывался в политику тренерских назначений «Уфы».
Но есть одна важная деталь. Юран в то время работал в «Зорком» из Красногорска. До прихода на должность главы Башкирии Хабиров возглавлял тамошний городской округа. Не могу ничего утверждать, но связь прослеживается. Иначе непонятно, кто мог лоббировать в «Уфу» тренера из клуба ПФЛ, который больше десяти лет не работал в РПЛ.
Тогда Газизов не дал себя продавить и сыграл на опережение. Генеральный директор назначил главным Дмитрия Кириченко — ассистента Томарова. Пусть это решение в итоге оказалось не особо эффективным, но именно оно позволило выиграть время, чтобы потом прийти к кандидатуре Вадима Евсеева.
Еще один важный момент: новый стадион в Уфе — мечта Газизова. Шамиль Камилович заговорил об этом еще в декабре 2018 года — рассказывал, что это будет компактная арена с закрытой крышей. В тот момент республика его явно поддерживала, а своими силами клубу не справиться с таким проектом. После этого Газизов еще много раз в интервью анонсировал скорое начало строительства.
Прошлым летом глава региона неожиданно отказался от идеи возведения нового стадиона. Хабиров заявил, что «сначала нужно научиться зарабатывать» — и добавил, что эти деньги лучше направить на другие нужды.
Газизов на это ответил очень сдержанно: мол, решать такие вопросы может только регион. Шамиль Камилович не стал устраивать публичных истерик.
Уже этим летом о стадионе для «Уфы» вновь заговорили. Теперь это подается как необходимый региону объект не только для футбола, но и для культурных мероприятий. Газизов не занимается демагогией, не обижается, а просто пытается найти пути к своей цели.
Экс-гендиректор «Уфы» много лет находит компромиссы с политиками высокого уровня. Как бы ни было сложно, он умеет убеждать и лоббировать свои решения. Почему тогда у него должны возникнуть проблемы с Федуном? Наверное, это не так просто, но не правильно говорить, что в «Уфе» Газизов был царь и бог, а вокруг него все бегали. Он знает, что такое начальство, осознает, как с ним работать. В «Спартаке» Шамиль Камилович окажется во вполне знакомой ситуации. Только вместо бюджетного финансирования будет частное.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.