– У "Енисея" пять очков отставания от 15-го места, шесть от 14-го и 10 – от 12-го. Катастрофа?
– Ситуация, конечно, тяжелая, но не критическая. Шесть очков – это всего две победы. Тем более, с некоторыми прямыми конкурентами в борьбе за выживание весной играем дома, так что будем биться до конца. Сделаем все возможное, чтобы сократить отрыв.
Знаю, что часть болельщиков смирилась с тем, что команда вылетит, но я бы на их месте так не думал. Случалось, что отыгрывали и не такое отставание – как в верхней части таблицы, так и в нижней. Все еще впереди.
– Но у вас непростой календарь. Со "Спартаком", "Локомотивом", "Зенитом" встречаетесь в гостях, как и с конкурентами – "Арсеналом" и "Крыльями". Это не смущает?
– Нет. Весенняя часть чемпионата не такая сверхтяжелая, какой может показаться. Да, против "Спартака", "Локомотива", "Зенита" всегда непросто. Но, как показывает практика, команды из нижней части таблицы могут добиваться результата в матчах с такими соперниками. С "Крыльями" же и "Арсеналом" сыграем на выезде в марте, когда футболисты еще не будут находиться в оптимальных кондициях. Это касается всех, поэтому в таких встречах возможно все. Решающие игры предстоят в апреле и мае, когда у нас четыре домашних матча с "Анжи", "Динамо", "Оренбургом" и "Уфой". Вот тогда допускать осечки нельзя.
– В какой-то момент пропадала вера в благополучный исход турнира? Случались тяжелые психологические ситуации, когда опускались руки?
– Конечно. Были игры, которые складывались хорошо – за исключением результата. В голову лезли разные мысли, кроме одной – все бросить и уехать из Красноярска. Тяжело на душе бывало. Но есть верный рецепт – с утра проанализировать все и работать дальше. Проще простого все бросить после неудач. Но чемпионат длинный, я отдаю себе отчет в том, что все можно исправить.
– Разность мячей у "Енисея" 11-28, хотя всем известно, что вы проповедуете атакующий стиль. Почему такая низкая результативность?
– Не хватает наконечника, бомбардира, который и создавал бы моменты, и забивал. Это моя главная головная боль. У нас голы на счету хавбеков и защитников, Миша Костюков забил три мяча и получил тяжелую травму – ни один нападающий не смог его заменить. Зимой делаем ставку на то, чтобы приобрести хорошего форварда. "Енисею" необходим "убийца" в штрафной соперника. Но даже учитывая все проблемы, все равно создавали хорошие моменты – например, выходы один на один, когда нашим нападающим не хватало исполнительского мастерства, чтобы завершить атаку голом.
Мне понравились заключительные три игры. И с "Динамо", и с "Ахматом", и второй тайм с ЦСКА. Было видно, чего хочет команда на поле. Но, к сожалению, нам, повторю, не хватает эффективности впереди.
– После встречи с ЦСКА вы объявили коллективу, что зимой "Енисей" покинут пять-шесть человек. Можете назвать их имена?
– Фамилии не озвучивал – просто обозначил количество. Клуб поможет людям в поисках новых команд. Пока называть конкретных игроков в прессе не буду. Сначала хочу с каждым поговорить лично, объяснить свою позицию, а уже потом можно будет огласить имена.
– В плане приобретений главное направление – "Анжи", откуда из-за финансовых проблем легче взять футболистов?
– Прекрасно понимаю, что клубы второй восьмерки станут уделять повышенное внимание ребятам из "Анжи". Но у нас такой задачи нет. Будем искать людей в разных уголках России и Европы. Может быть, и у нас появится и южноамериканец.
– Летом в Красноярск переехали пять человек из "Амкара" и двое из "Тосно". Это крепкие команды, но ряд специалистов считают, что их игроки не способны давать результат против сильных соперников. Что ответите?
– За то, что не каждый из них раскрылся в "Енисее", беру вину на себя. Могу откровенно сказать, что в каких-то трансферах я ошибся. Такое происходит с каждым тренером. Мы приобрели тринадцать человек – угадать со всеми вряд ли кому-то под силу. Но были и удачи. Огуде – однозначно лидер команды. Костюков и Занев выступают стабильно, дают результат. Отмечу и прилично выглядевшего в первой части сезона Александра Зотова, хотя он пришел не из Перми или "Тосно". В общем, большинство новичков проявили себя хорошо. "Амкар" играл в немного другой футбол по сравнению с "Енисеем", людям требовалось время привыкнуть.
Кстати, я отошел от своей философии в Краснодаре, где мы откровенно поставили в своей штрафной "автобус" – хватило только на 60 минут. В любом случае, такие высококвалифицированные исполнители, которыми располагает "Краснодар", найдут брешь в обороне. Так что потом осознал, что не стоило запираться: у нас другая философия.
Так вот общаясь с бывшими амкаровцами, слышу: "Да, у нас интересный футбол". Но главное, что пока нет результата. Пару раз созванивался с Гаджи Гаджиевым, он сказал: "Ваша игра отличается от амкаровской, но имеет права на жизнь. Хорошая, комбинационная – только не хватает очков и голов".
– Вы хорошо знаете Глушакова по работе в "Спартаке". Взяли бы его в аренду?
– Да, конечно.
– То есть уверены, что нашли бы с ним общий язык?
– Конечно. Это игрок, который однозначно помог бы "Енисею".
– Как думаете, у него есть шанс вернуться на свой уровень, учитывая возраст?
– Думаю, зимой последует очень взвешенное решение как со стороны руководства "Спартака", так и со стороны Дениса. Не исключаю, что весной Глушакова в команде может и не быть.
С другой стороны, 31 год не такой уж критический возраст. Если он полностью сфокусируется на работе (хотя сделать это, наверное, не просто), то сможет вернуться. По моим ощущениям, еще год-два Денис способен играть на самом высоком уровне.
– А вы смогли отправить футболиста в дубль за лайк в Инстаграме?
– Нет, конечно. Честно говоря, ничего в этом не понимаю – Инстаграм, Твиттер, лайки и так далее... Для меня это темное дело. Думаю, в случае с Глушаковым имелся другой повод, а лайк стал только предлогом.
– Перелом у "Енисея" начался с гостевой победы над "Динамо". Кажется, что коллектив сплотился и сыграл не только за очки, но и за тренера. Это так?
– Футболисты должны играть за болельщиков, за тренерский штаб, за тех, кто причастен к команде с самого первого тура. Так что не стал бы зацикливаться на том, что с "Динамо" ребята бились именно за меня – этого не требуется. У нас есть коллектив, единое целое – вот за него и за Красноярск и нужно играть.
Может быть, против бело-голубых что-то ребят и подтолкнуло. Сложилась тяжелая психологическая и эмоциональная ситуация. Тем не менее, перед матчем возникло предчувствие, что как минимум не потерпим поражение. Я готовил людей, видел их форму, так что мы с Егором Титовым перед стартовым свистком пришли к мнению, что не проиграем, а, может, и победим. И на поле реально прослеживалась единая команда. Как и во встречах с "Ахматом" и ЦСКА – эти три игры дают повод верить, что способны спасти сезон.
– Ваш штаб не летал на матч с "Анжи" в Каспийск. Многие решили, что последует отставка, но команда доработала до паузы в чемпионате под вашим руководством. Есть уверенность, что готовить "Енисей" ко второй части сезона будете вы?
– По крайней мере, на сборы в Турцию поеду я, а что случится дальше – посмотрим.
– Ваша реакция на историю вокруг матча "Енисей" – "Ахмат", который сначала разрешили проводить в манеже, а потом все же перенесли на открытый стадион, несмотря на мороз?
– Если честно, уже ничему не удивляюсь, в том числе, поступкам некоторых руководителей, которые принимают подобные решения. Нас информировали, что игра пройдет под крышей, готовились к этому. Потом тот вариант завернули, хотя я был готов к переносу встречи на воздух. Затем появилась информация о том, что "Енисей" якобы отказался меняться кругами. Это абсолютная ложь…
– Более того, в распоряжении "СЭ" есть даже скан письма с соответствующим предложением, которое вы отправляли в "Ахмат".
– Лично звонил Игорю Ледяхову, который на тот момент тренировал команду из Грозного, просил поменяться кругами, но получил категорический отказ. Потом, незадолго до матча в Красноярске, встретились с Рашидом Рахимовым, сменившим Ледяхова, пообщались. Он, конечно, не горел желанием выводить "Ахмат" на поле в минус 14, но я сказал: "Мы действуем в рамках регламента. Понимаю, тебя тогда не было в "Ахмате", но летом предлагали поменяться кругами. Потом появился вариант с манежем – вы не согласились, хотите перенести игру на весну. По регламенту мы ничего не нарушаем, температура минус 14 градусов, минимальная разрешенная – минус 15".
Да, погода и для футболистов неприятная, и для тех, кто сидит на скамейке или на трибуне, но все по правилам. Людям, которые подняли шумиху, говоря, что "Енисей" – плохой, такие разговоры не делают чести. Мы все нормы соблюли, вопрос закрыт. Только хотелось бы, чтобы в будущем такие моменты, которые негативно отражаются на нашем футболе, устранили. Уже и Юрий Палыч Семин выступает с заявлениями по поводу календаря, Артем Дзюба недавно высказался. И так есть вещи, над которыми иногда посмеиваются в Европе, а мы сами таким календарем выставляем себя в дурном свете. Ну как можно играть 1 декабря в Красноярске? Руководители должны задуматься об этом, делать трезвые шаги.
– То есть, вы удивились словам спортивного директора РПЛ Виктора Пышкина, который сказал, что когда составлялось расписание чемпионата везде было тепло?
– Думаю, не только я. Читал и это высказывание, и реакцию на него многих людей. Вопросы по календарю надо задавать самому Пышкину. Чем он руководствовался?
– Кто станет чемпионом? Версия Дмитрия Аленичева.
– Вижу двух главных претендентов. С одной стороны, "Зенит" давно уже не брал титул, сейчас брошены все силы на то, чтобы завоевать золото. С другой, мне импонирует философия "Краснодара", если "быки" приобретут еще одного-двух человек в зимнее трансферное окно, то шансы на первое место станут еще выше, чем сейчас. Думаю, что в этом сезоне у клуба Сергея Галицкого как никогда велик шанс стать первым.
Все о чемпионате России по футболу: турнирная таблица, календарь и результаты матчей