Чемпионат России. Премьер-лига. 7-й тур. 16 сентября. "Спартак" - "Ахмат". 19.00 (мск)
Пилипчук подписал контракт с клубом даже немного раньше Карреры, пусть и всего на пару недель. Летом 2016-го руководство красно-белых, все еще доверяя Дмитрию Аленичеву, решило усилить тренерский штаб. Требовались два специалиста: по работе с защитниками вместо ушедшего Ананко (эту должность как раз доверили Массимо) и по аналитике.
Многие болельщики отнеслись к приходу Пилипчука сдержанно, а то и подозрительно, ведь за спиной у того не имелось опыта работы в великих клубах. До переезда в Москву он трудился в таджикистанской национальной команде. В новостях так и писали: "Спартак" хочет пригласить тренера сборной Таджикистана". Для широкой общественности это, согласитесь, было не лучшей рекламой.
Руководству красно-белых тренера порекомендовал директор ВШТ Андрей Лексаков.
– Генеральный директор Сергей Родионов попросил меня найти специалиста по аналитической работе. Я посоветовал Пилипчука, – рассказывалодин из сильнейших методистов в стране. – В итоге все сошлось, чему я очень рад. Роман обладает сильным аналитическим складом мышления. Прилично разбирается в тактических нюансах игры, моделировании как тренировочной, так и соревновательной деятельности. И еще он очень хороший человек.
После катастрофы с АЕК, случившейся уже в третьем матче сезона, Аленичева отправили в отставку. Вместе с ним ушли Титов и Саматов. Карреру с Пилипчуком, людей для клуба новых, руководство оставило и доверило им вести тренировочный процесс. Сначала – на временной основе, а затем, после провалившихся переговоров с Бердыевым, на постоянной.
Так Массимо стал главным, а Роман – его правой рукой и главным советником. Наступил букетно-конфетный период: "Спартак" после встряски стал уверенной в себе и тактически грамотной командой с крепкой обороной и помчался к золоту. Каррера мигом превратился во всенародного любимца, но не забывали болельщики и о Пилипчуке, поскольку слышали и читали, какой объем работы тот проделывает. Интервью ассистент не давали сам о себе не рассказывал, но его хвалили все вокруг.
– Рома мне сразу понравился, когда еще при Аленичеве объяснял ребятам, как играет соперник, – говорил Каррера. – Я увидел, что это человек, который хорошо подготовлен, вдумчиво работает и изучает тактику оппонентов. Часто я использую его в перерыве, потому что в этот момент через него легче преподнести ребятам все, что касается игры соперника. Это более прямой и эффективный способ общения за 15 минут, чем через переводчика.
Не жалели добрых слов в адрес Пилипчука и футболисты, с которыми Роман быстро нашел общий язык.
– Он очень силен тактически, – подчеркивал Квинси Промес. – В перерыве часто подмечает, в каких зонах соперник проседает, и что мы можем изменить в игре, чтобы эту слабость использовать. Он может сказать: "Квинси, тебе лучше переместиться справа налево, поскольку их правый защитник не слишком быстр". Его роль внутри команды назову очень важной. Может, он не так много говорит, и мы не видим его в прессе, но за нашими закрытыми дверями он делает все, чтобы у "Спартака" была лучшая тактика в лиге.
– Он постоянно разбирает соперника, дает нам полную информацию, как нужно против каждой команды атаковать и обороняться, – восторгался Роман Зобнин. – Все, что касается оппонентов, – к нему. И на установке, и в перерывах может подсказать. В каждом матче это происходит, и эти тактические подсказки помогают. Для нас это очень ценный козырь.
– У Карреры и Пилипчука хороший рабочий диалог, – рассказывал Денис Глушаков. – И в раздевалке перед выходом на поле Пилипчук может что-то добавить – в основном по тактическим моментам, детали по стандартам. А вообще, то, что численный состав тренерского штаба маленький – это очень хорошо. Если буду главным тренером, у меня тоже много помощников не будет. Максимум два-три единомышленника, специалиста по разным направлениям, которым полностью доверяешь.
"Спартак" ушел на зимний перерыв на первом месте. Несмотря на предоставленную возможность, Каррера отказался от идеи приглашения новых помощников. Поход за золотом он продолжил в том же тренерском составе, в котором и начинал, неоднократно подчеркивая важность "семейной атмосферы".
Это действительно была команда-семья. Единство, которого часто не хватало красно-белым в предыдущие годы, привело к долгожданному титулу.
В следующем сезоне все изменилось. Перед его началом Каррера расширил штаб двумя новыми ассистентами – соотечественниками Аттила Мальфатти и Джорджо Д’Урбано. Тренерский процесс сразу же серьезно изменился, Пилипчуку доверяли уже не такой большой пласт работы, как прежде. Его диалог с Массимо стал совершенно другим.
Но все это меркло на фоне трагедии, которая произошла в жизни Пилипчука 21 июля. Вскоре после родов умерла его дочь. Роман улетел домой, и казалось, что вернуться к тренерской работе в ближайшее время ему будет сложно. Однако именно в футболе он нашел тогда спасение. 31 июля Пилипчук уже сидел рядом с Каррерой во время матча с "Краснодаром". Болельщики вывесили огромный баннер: "Роман Михайлович, наши сердца с вами", а тренер, глядя на него, не смог сдержать слез.
"Спартак" выиграл 2:0. После финального свистка Каррера первым делом сказал на пресс-конференции: "Прежде чем отвечать на все ваши вопросы, хочу посвятить победу Роме. От всего сердца благодарю его за то, что даже в такой тяжелый момент он находится вместе с командой"
Красно-белые стартовали в сезоне-2017/18 ужасно. Скверно было все: результаты, атмосфера, аномальное количество травм. Каррера как мог защищал новых итальянских помощников, при которых тренировочный процесс сильно изменился, и утверждал, что Мальфатти и Д’Урбано во всех этих бедах не виноваты. А перед Лигой чемпионов Массимо нанял еще одного специалиста – швейцарского аналитика Жан-Пьера Джерозу. Пилипчук уже тогда наверняка задавал себе вопрос: нужен ли он теперь вообще "Спартаку"?
Тогда бомба не рванула. К середине осени все стабилизировалось, началась беспроигрышная серия в чемпионате, а Каррера снова стал советоваться с Пилипчуком по ходу матчей на скамейке. Разорвалась бомба уже весной, когда красно-белые вдруг посыпались, проиграли "Уралу" в чемпионате и "Тосно" в полуфинале Кубка, а затем еще и потерпели позорное поражение от "Ахмата" дома. Этим коротким отрезком команда фактически обнулила свой же героический позднеосенний период и выбыла из борьбы за оба титула.
Снова начались скандалы. Вспыхнули разговоры о том, что футболисты окончательно устали от помощников Карреры и их силовых тренировок в зале и хотят, чтобы роль Пилипчука в процессе стала прежней. Встречались и более радикальные предположения: якобы ряд ключевых игроков видит Романа следующим главным тренером, и в команде попросту появился второй центр влияния.
Каррера отреагировал незамедлительно: Глушаков и Комбаров перестали выходить на поле (Денис, правда, по официальной версии получил ушиб колена), а Пилипчук попросту не отправился в Пермь на матч 28-го тура (следующий после "Ахмата").
На вопросы о помощнике Массимо отвечал раздраженно: "Он поехал разбирать игру следующего соперника – "Ростова", да и вообще я не обязан вам ничего объяснять"
Спустя несколько дней после победы "Спартака" в Перми Пилипчук выступил на страницах "СЭ" с программным заявлением. В нем он сообщил, что покидает клуб по окончании сезона, поскольку хочет возобновить самостоятельную тренерскую работу, и его решение никак не зависит от итогов чемпионата или факта предложения красно-белыми нового контракта.
Но главное, что было в этих нескольких абзацах текста: Роман поблагодарил всех – руководство, персонал, игроков, болельщиков и даже Аленичева. Единственным человеком, которого Пилипчук показательно обделил благодарностями, стал Каррера. О нем помощник не произнес ни слова.
Болельщики, естественно, пришли в бешенство. Отношение к Пилипчуку стало негативным даже у тех, кто раньше его безмерно уважал.
– Могу лишь предположить, что он устал работать в "Спартаке", устал работать со мной. Или решил, что пора начать работать самостоятельно. Я желаю ему удачи в будущей карьере, – сказал пару дней спустя Каррера.
– Не считаете, что заявить о своем решении не вам, а через газету было некрасиво?
– Я считаю, что такой шаг – это некрасиво не только по отношению ко мне, но и к "Спартаку". Но мы все взрослые люди и сами решаем, как поступать.
Самостоятельную работу Пилипчук так и не нашел. В середине августа он приходил на телевидение, где разбирал игру "Спартака" накануне ответного матча с ПАОК, выявлял оборонительные и атакующие проблемы бывшей команды. Обращал внимание, что в новой схеме 4-3-3 игроки действуют чересчур далеко друг от друга и не перегружают зоны.
Откровенной критики в его словах, справедливости ради, не было. Чувствовалась грусть. А еще он снова подчеркнул: "Хочется, чтобы творческий отпуск закончился поскорее. Хочется самостоятельной работы, но не буду зарекаться и от роли помощника"
И вот теперь Роман – ассистент Рашида Рахимова в "Ахмате". В первом же матче ему предстоит встреча с Каррерой. Судьба иногда рисует удивительные сюжеты – такие и нарочно выдумать сложно!
"Пожму ли я руку Пилипчуку при встрече? Конечно! Почему нет? Не держу ни на кого зла, это был его выбор", – говорил Массимо в мае. Готовьтесь, фотокорреспонденты и телевизионщики. Это рукопожатие станет очень крутым кадром.