20 августа 2022, 09:15
Впервые в российской истории «Спартак» и «Динамо» сыграли друг против друга в сентябре 1992 года. Обе команды пробились в финальный этап первого чемпионата России. Очный поединок состоялся в четвертом туре в «Лужниках». Игру посетило около 20 тысяч зрителей.
«Спартак» (Москва) — «Динамо» (Москва) — 4:3 (2:0)
Голы: Онопко, 18 (1:0). Ледяхов, 45 (2:0). Скляров, 49 (2:1). Попов, 55 (3:1). Деркач, 56 (3:2). Онопко, 69 (4:2). Смертин, 70 (4:3).
«Спартак»: Черчесов (к), Хлестов, Мамедов, Бесчастных (Писарев, 80), Русяев (Попов, 52), Чернышов, Онопко, Карпин, Пятницкий, Ледяхов, Радченко (Кужлев, 88).
«Динамо»: Клейменов, Тимофеев, Скляров, Цхададзе, Калитвинцев, Кобелев (к) (Дроздов, 74), Смертин, Деркач, Оганесян (Симутенков, 15), Касумов, Царев.
Красно-белые вышли вперед на 19-й минуте. Радченко прекрасным пасом из глубины разрезал оборону динамовцев, а Онопко здорово пробил над вышедшим из ворот Клейменовым.
«Уже к 13-й минуте Валерий Газзаев точно знал, что дальше так дело не пойдет, — писал корреспондент еженедельника «Футбол». — План не срабатывал. Касумов в одиночку искал мяч где-то в районе центра поля, а многочисленные динамовские защитники только мешали друг другу. Спартаковцы, у которых особенно выделялся Ледяхов, раз за разом остро атаковали, особенно с правого фланга. И Газзаев быстренько убрал оттуда защитника Оганесяна, заменив его на форварда Симутенкова».
— Впереди мы никак не могли зацепиться за мяч, поэтому все чаще видели его у своих ворот, — рассказывал «СЭ» после игры защитник бело-голубых Игорь Скляров. — Тогда со скамейки на помощь Касумову был брошен Симутенков. Тимофеев в этой ситуации оставлял Ледяхова на попечение нашим хавбекам и перебрасывался на левый фланг вместо Оганесяна. Но на изменение позиции он среагировал с мимолетным опозданием — увы, это стоило нам первого гола. Впрочем, не выбеги из ворот так далеко Клейменов, еще неизвестно, как бы все в этом эпизоде закончилось. Онопко все же набегал с края, а центр мы успевали перекрыть.
А под занавес тайма гол-шедевр сотворил Ледяхов. Заметив, что Клейменов вновь немного вышел из ворот, он метров с 30 решился на удар и попал под перекладину!
Второй тайм получился феерией. Бело-голубые перехватили инициативу, и Скляров замкнул подачу с углового на дальней штанге, возродив интригу. Но тут же сработала замена Романцева. Уже через две минуты после появления на поле Попов восстановил статус-кво. Воспользовавшись неразберихой в чужой вратарской, оно вколотил мяч в ближнюю «девятку».
Правда, спустя минуту подопечные Газзаева сократили отставание. Это Деркач в окружении трех спартаковцев в чужой штрафной развернулся и не оставил шансов Черчесову — 3:2.
Вскоре Радченко заработал штрафной, и спартаковцы настолько быстро его разыграли, что камера не успела запечатлеть момент гола Онопко! 4:2. По всей видимости, Клейменова просто застали врасплох.
Бело-голубые практически тут же провели разительную атаку. Черчесов с трудом справился с выстрелом Симутенкова. Однако первым на добивании оказался Смертин — 4:3. На большее подопечные Газзаева не сподобились.
— Как мы дали Ледяхову так спокойно приблизиться к воротам и ударить — до сих пор не знаю, — сокрушался после игры Скляров. — Ну а мяч Онопко со штрафного — вообще чертовщина какая-то. Детский сад!
— Но кроме случайностей есть ли в этом поражении закономерности?
— Главная — мы не сумели вовремя тормозить в центре поля спартаковскую полузащиту. А когда Ледяхов, Пятницкий, Карпин наберут ход — поди их останови. Четыре раза вот не смогли...
«Сегодня спартаковским защитникам удалось прикрыть лучшего снайпера «Динамо» Касумова. Он всего один или два раза ударил по воротам», — констатировал комментатор матча Владимир Перетурин.
Касумов начинал сезон в «Спартаке», но в шести играх так и не смог отличиться. Зато в составе бело-голубых стал лучшим бомбардиром первого чемпионата страны — 16 голов в 17 встречах!
— В «Спартаке» собралось много хороших нападающих. Играли по очереди. Чуть что не так — на скамейку, — рассказывал азербайджанский нападающий «СЭ». — Представляете мое моральное состояние после премьерства в «Нефтчи»? В общем, никак не мог попасть в спартаковскую игру. Не отхожу назад с переднего края атаки — упрекают, почему впереди застрял. Отойду — опять не так: куда тебя понесло? Только-только стану нащупывать нить игры — замена. Олег Иванович предлагал мне остаться. Обещал место в составе. Откуда оно? Тогда уже Радченко после травмы был на подходе. И Романцев не стал меня удерживать, хотя в его голосе чувствовалась обида: «Ты — первый футболист, который уходит от меня по собственной воле». В «Динамо» я чистый форвард. Газзаев сразу развязал мне руки: играй, говорит, как умеешь. Делай что можешь. Ни в какие рамки загонять меня не стал. Игрок-то я в целом зависимый, а «зависеть» от таких полузащитников, как Юрий Калитвинцев, Андрей Кобелев и Омари Тетрадзе, — одно удовольствие.
— Вели был действительно зависимый игрок, — заметил в свою очередь Романцев. — Наша структура игры не позволяла регулярно снабжать его прострелами, навесами, на завершение которых он был заточен. Мы играли в мелкий пас. А это был не его конек.
В игре второго круга интриги не получилось. Красно-белые победили крупно — 5:2, хет-трик оформил Радченко, дубль в активе Ледяхова.
— С Газзаевым нас хоть и считали принципиальными соперниками, но мы никогда не враждовали, — пишет Романцев в своей книге «Правда обо мне и «Спартаке». — Поддерживали дружеские отношения. А в 1992 году после того, как «Спартак» обыграл «Динамо» (5:2), я поехал к Валере в гости. У него была большая квартира — особенно по сравнению с моей двухкомнатной. То есть даже его крупное поражение не повлияло на наши планы.
«Спартак» в итоге стал первым чемпионом России, динамовцы завоевали бронзу, пропустив вперед еще и «Спартак» из Владикавказа.