С какой же неохотой я в понедельник отрывался от экрана телевизора, чтобы выходить из дома после первого тайма матча «Ростов» — ЦСКА. И не потому что не хотел на «Спартак» — «Краснодар» (совсем даже наоборот), а из-за сумасшедшего драйва встречи на Дону. Было понятно, что 1:1 при удалении Ахметова и нереализованном Еременко пенальти, а затем голах Сигурдссона и того же Еременко — это только начало. А наш скупой на зрелище чемпионат редко дарит две топовых игры за тур, чтобы можно было рассчитывать на то же самое в Тушине, как бы эффектно ни смотрелась бы вывеска.
Ощущения не обманули в обоих случаях. Пока добирался до «Открытия Арены», в Ростове случились еще три гола, одно удаление и запоротый Чаловым пенальти при составах «девять на одиннадцать» — вот был бы камбэк! Понятно, почему на послематчевой пресс-конференции негодовал и называл игру катастрофой Карпин. Для победившего тренера есть неписаный закон — если можно свою команду хоть за что-то обругать, надо это делать. А тут повод имелся. И еще один закон — если твоя команда уступила, надо найти любой повод публично ее поддержать. А «виселицы» установить в раздевалке, и обряд морального повешения осуществить так, чтобы снаружи об этом никто не узнал, а вот внутри — никто не забыл.
Жаль, что этот дикий второй тайм я не мог увидеть вживую. Потому что ни одна запись не повторит эмоций, которые можно пережить только в режиме реального времени. И все это — ради матча, который и десятой части таких эмоций не подарил.
Не согласен с владельцем красно-белых Леонидом Федуном, который после финального свистка покритиковал судью. Вообще-то Лапочкин, на мой взгляд, должен был еще в районе 15-й минуты назначать пенальти как раз-таки в ворота «Спартака», когда Кутепов рукой заехал по лицу Сорокину. Этот повтор я рассмотрел четко — и у меня сомнений не возникло. В ситуации с 11-метровым, который назначен, Берг оказался первым на мяче, а потом получил от Кутепова по ногам. И обе желтые у Зобнина, как мне кажется, железные.
Да, было несколько фолов 50 на 50, которые Лапочкин трактовал в пользу «быков», но списывать на него проигрыш... Объясняю слова Леонида Арнольдовича общим моральным состоянием — владелец «Спартака» не стал скрывать, что последние события с российской экономике для него стали шоком. А тут еще и «Спартак» дома проиграл.
Красно-белые смотрелись более или менее сносно тайм и несколько первых минут второго. Дальше начался ужас-ужас, а после того, как Мусаев почувствовал у соперника слабину и усилил группу атаки с помощью выхода Шапи вместо Черникова, «Спартак» рассыпался. При 0:1 за приличное время он не создал вообще ничего, тогда как «быки» полностью владели не только мячом, но и инициативой, и несколько раз могли забивать второй. И это — куда более явные моменты, чем у «Спартака» в первом тайме, когда контратаки у хозяев вроде бы получались, но вот до реальной конкретики почти не доходило.
А ведь у «Краснодара» не было ни одного из основной пары центральных защитников Мартынович-Спайич, и даже третий, Фьолусон, едва восстановившийся, вышел только в конце. И центральные полузащитники Газинский, Вилена и Кабелла травмированы. То есть у гостей выпала вся центральная зона, и это явно не меньшее, как любит выражаться Станислав Черчесов, алиби, чем усталость спартаковцев после 120 минут кубковой рубки с ЦСКА. Тем более, «Спартак» эту рубку выиграл, а победа, как знает любой тренер и футболист, — лучший восстановитель.
У москвичей более чем достаточная глубина состава, чтобы дать отдохнуть нескольким «утомленным Кубком» и при этом не просесть в качестве. Но это произошло с точностью до наоборот. Совершенно безобразно вышел 18-миллионный Тил, и это уже начинает изрядно напрягать; сдвижка же Зобнина направо в результате этой же замены Ещенко ослабила и центр, и фланг. Роман, судя по всему, здорово «наелся» за два последних матча, и даже в первом тайме играл хуже, чем с «Динамо» и ЦСКА, — но на позиции латераля все стало совсем грустно вплоть до удаления.
Появление Соболева заставило лишь усомниться в том, что бывший снайпер «Крыльев» владеет особым искусством выходить на замену. В первых таймах дерби с «Динамо» и ЦСКА он смотрелся значительно активнее и полезнее. Наконец, Мирзов за короткое время пребывания на поле успел отметиться только попаданием вместе с мячом в аут. То есть один лишь выход Шапи принес «Краснодару» больше пользы, чем все три замены «Спартака», вместе взятые.
Хорошо, что Тедеско (тоже зачем-то напиравший на судейство) не стал оправдываться Кубком. Но это единственная хорошая новость для «Спартака» в этот день.
В то время как «Краснодар» без позвоночника центральной зоны ухитрился одержать вторую сухую победу подряд и за два тура не просто выйти на чистое второе место, но и на четыре очка приблизиться к бледному в марте «Зениту».
У «Спартака» следующий матч — в Оренбурге, и это будет очень показательная игра. Мы увидим, научилась ли за зиму команда Тедеско делать то, что осенью умела хуже всего, — вскрывать эшелонированную оборону. Делать это, напомню, придется без дисквалифицированного Зобнина.
Ни секунды не сомневаюсь, что под такую задачу в основу вернется Соболев (тогда как с «Краснодаром», убрав его из старта, Доменико четко показал, что хочет взять свое за счет контратак). За неделю лучше должен себя почувствовать «танкист» Бакаев, чей выход после кубкового сотрясения меня удивил.
Но пока «Спартак» после двух жизнеутверждающих дерби «угостил» своих болельщиков первой порцией чистого негатива в году. И опустился на 10-е место, вновь опережая зону стыков лишь на три очка.
А «Краснодару» ни в коем случае не стоит рассматривать как негатив послематчевое заявление Шапи, что статус джокера, игрока замены, его не устраивает. Напротив — это свидетельство здоровых амбиций и правильного отношения к футболу.
Правильное отношение к футболу, только со стороны не отдельного игрока, а всей команды, — это в том числе умение должным образом реагировать на неблагоприятное течение матча. Иными словами — способность держать удар и отыгрываться. Тедеско стоит обратить внимание на то, что в его бытность главным тренером «Спартака» команда этого еще ни разу не продемонстрировала.
Судите сами. Все три победы — над «Локомотивом», «Крыльями Советов» и «Динамо» — сухие. Обе ничьи — с «Рубином» и «Уралом» — нулевые. Но когда «Спартак» первым пропускал — от «Арсенала», «Зенита», «Ростова» и теперь вот «Краснодара» — то сравнять счет оказывался не в состоянии. Кубок России — отдельная история, там «Спартак» от «Ростова» и ЦСКА голы получал (правда, уже после того, как забивал первым, позволяя сопернику в первом случае приблизиться, а во втором и сравнять), но в итоге побеждал.
В советском футболе весьма престижным считался приз «За волю к победе». Он вручался команде, которая больше всех в сезоне побеждала, уступая по ходу встреч. Пока в 11 матчах при Тедеско «Спартак» этой воли не демонстрировал ни разу — пусть в семи случаях и не доводя до такой необходимости. Но четыре оставшихся, включая последний, начинают вызывать вопросы по этому поводу.