19 июня 2019, 18:00
Леонид Арнольдович любит озвучивать идеи. Это довольно редкое для нашей лиги качество, где на протяжении почти двух десятилетий не так и много историй, действительно изменивших чемпионат. По большому счету, это: а) переход на систему "осень-весна", осуществленный в интересах команд, регулярно выступающих в еврокубках; б) реализация предложения Федуна по введению стыковых матчей, что избавило РПЛ от болота. Есть еще ситуация с лимитом на легионеров, продуктивность которого постоянно оспаривается и рано или поздно все придет к его отмене.
Федун же регулярно – в том числе и через "СЭ" – предлагал реформы российского футбола. Из последнего, и, к счастью, претворенного в жизнь – так называемый климатический календарь, примененного при составлении расписания на сезон-2019/20.
В этот раз Федун решил сосредоточиться на "Спартаке". Нечто похожее на то, что он предложил сегодня, Леонид Арнольдович говорил в интервью Bloomberg в марте 2013 года.
Вот цитаты из того материала:
"Моя мечта – организовать IPO "Спартака", может быть, в 2017—2018 году, и что я смогу получить отдачу по некоторым моим инвестициям. Я мечтаю создать систему, при которой "Спартак" выйдет на самоокупаемость", – заявил Федун.
По словам бизнесмена, с момента прихода в клуб в 2003 году он потратил на его развитие уже более миллиарда долларов. Федун сообщил, что его ежегодные инвестиции составляют 60 миллионов долларов, кроме того 500 миллионов ушло на строительство стадиона".
Инвестиции с 2013-го вряд ли уменьшились, и логично предположить, что с 2004 года Федун потратил на "Спартак" более двух миллиардов долларов. По оценке Forbes, состояние патрона красно-белых составляет 6,7 миллиарда долларов – получается, что на клуб ушло около трети.
Вряд ли Федун решил сэкономить. Идея IPO (публичное размещение акций) возникла у него еще 10 лет назад, и история привлечения болельщиков к принятию решений – что-то из этого же ряда.
Босс красно-белых хочет передать фанатам право управления "Спартаком", люди получат доступ к принятию решений, на которые они сейчас влияют опосредованно.
То, что предлагает Федун, можно назвать идеей "сосиос" – испанским вариантом. Уместно вспомнить о "народном IPO" – идея была реализована в 2000-х одним из банков. То есть смысл фразы "Спартак" – народная команда" станет прикладным. Именно народ будет содержать клуб, влиять на принятие решений и разделять ответственность за них.
Понятно, что это в идеале. Как получится на деле, еще не знает никто.
Пока слишком мало конкретики, и мы имеем дело с долей допущения в смысловой трактовке слов владельца "Спартака".
Предположим, что владельцы акций/члены клуба получат возможность влиять на кадровую политику. Например, участвовать в выборе главного управляющего оперативной деятельностью красно-белых – президента, избираемого на определенный срок голосованием.
Что еще? Полагаю, стоит присмотреться к организации деятельности нескольких представителей испанской примеры – "Реала", "Барселоны", "Атлетика" и "Осасуны", а также гранда лидера немецкой бундеслиги – "Баварии". Достаточно интересен в нашем случае кейс команды MLS "Сиэтл". Выдумать что-то свое – процесс трудоемкий и, вероятно, маркетологам "Спартака", которым предстоит облечь идею босса во что-то конкретное, предстоит изучать опыт именно этих клубов.
В 2013 году Федун подводил итоги первой десятилетки в "Спартаке". Логично предположить, что тему с "народной командой" Леонид Арнольдович планирует реализовать ко второй круглой дате, к 2023 году. Возможно, впрочем, что в планах и 2022-й, когда красно-белые отметят 100-летний юбилей.
Так или иначе, аудитория получила идею, которую предстоит жарко обсуждать, а что-то вроде бизнес-плана появится, предположу, не ранее зимы.
Пока же нужно организовать рабочую группу с привлечением тех, кому предстоит в будущем участвовать в управлении клубом – людей с трибун.
А что же сам Федун? Он в этой конструкции, вероятно, получит статус болельщика. Главного.