10 января 2019, 18:50
Ранее большей частью акций "Спартака" – около 70% – владела компания Moran Trading Resources, зарегистрированная на Британских Виргинских островах. Эта территория на Карибах – популярная офшорная юрисдикция, там нет корпоративного налога, нет НДС, нет налога с продаж. Около 40 процентов всех офшорных компаний в мире зарегистрировано на Британских Виргинских островах.
Но в декабре 2018-го, по данным системы "СПАРК-Интерфакс" у АО "ФК "Спартак-Москва", появились два новых акционера, владеющие теми же 70%. Это ООО "Спорт-Холдинг" (47,44%) и АО "Капитальные активы" (22%). Компании – российские, налоги платят в нашей стране.
Оставшиеся 30,56% согласно той же системе принадлежат некоему гражданину РФ.
Так что "Спартак" теперь полностью в российской юрисдикции.
Можно предположить, что обе компании зарегистрированы только на Леонида Федуна, но это не так. И даже судьба тех самых 30 процентов не ясна – имя гражданина система не раскрывает.
Что касается компаний "Спорт-Холдинг" и "Капитальные активы", то ими владеют Леонид Федун и Вагит Алекперов, причем – почти в равных долях, с небольшим перевесом в пользу Алекперова, который возглавляет "Лукойл".
"Интерфакс" приводит сложную цепочку владения структурами – обе компании, как матрешки, спрятаны в других, более крупных акционерных обществах. Но в конечном итоге все акции сосредоточены в руках Алекперова и Федуна. Доля владения Алекперова в "Спартаке" – порядка 36,7%, Федуна – 32,7%.
Выходит, многое зависит от того, кто владеет оставшимися 30,56%.
Когда 70 процентов акций еще находились в офшоре, система СПАРК и официальные данные ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) выдавали, что 30 процентов принадлежали ЗАО "Торгсити Девелопмент". Причем 100-процентным собственником этой структуры числился Андрей Червиченко, бывший владелец "Спартака". На вопросы о судьбе компании Червиченко еще несколько лет назад отвечал уклончиво, но давал понять, что акциями не распоряжается.
Сейчас доля "Торгсити Девелопмент", как видим, принадлежит частному лицу. Им может быть кто угодно.