Как и на многих других футболистов его поколения, кто родом из бывшей Югославии, на судьбу Ловрена оказали влияние трагические события, происходившие в 1990-е годы на Балканах. Его родители — боснийские хорваты. Семья жила в городе Зеница — промышленном и университетском центре в 70 километрах от Сараева. Гражданская война пришла сюда быстро — первой ее жертвой стала двухлетняя хорватская девочка Матея Юрич, погибшая от шальной пули, выпущенной кем-то из солдат югославской армии 13 мая 1992 года. А еще спустя год Зеница попала во все мировые информационные сводки. В результате обстрела городского рынка со стороны хорватских вооруженных формирований 16 мирных жителей были убиты, еще 50 ранены.
К этому моменту родители Ловрена и маленький Деян вместе с тысячами других беженцев покинули Зеницу и перебрались в Германию — в Мюнхен. Из вещей были только пара рюкзаков за спиной и немножко денег на первое время.
«Несмотря ни на что, я был счастливым мальчишкой. Быстро выучил немецкий, ходил в школу, играл в футбол за небольшую местную команду», — вспоминал защитник в интервью The Guardian.
Футбол был для Ловрена отдушиной. Денег у его семьи было не особенно много. Отец работал на стройке, а по выходным помогал тренировать детскую команду «Зендлинг», где играл его сын. Деян, кстати, был тогда нападающим, забивал довольно много голов.
«Для своего возраста он был прекрасно оснащен технически», — рассказывал изданию Fupa Фикрет Юксель — друг детства Ловрена, с которым они вместе играли.
При этом, по словам Юкселя, хорват не ставил себе целью стать профессионалом. Для Деяна и его отца футбол был возможностью отвлечься от тяжелых будней. На Ловрена не обращали внимание скауты «Баварии» или «Мюнхен 1860», следившие за другими детскими командами города, да и сам он не пытался пробиться туда.
В большой клуб защитник попал, когда ему было 15 лет, уже переехав в Хорватию — в 2004-м на него вышло загребское «Динамо». На родину семья Ловрена вернулась в 1999-м — у родителей так и не получилось оформить немецкое гражданство, и когда правительство Германии решило, что в Хорватии безопасно, выпустило постановление, согласно которому беженцы должны были вернуться домой.
«Прошло два или три года с момента переезда, когда я снова почувствовал себя счастливым. Вначале же все было просто ужасно. Парни в школе смеялись надо мной, потому что я не говорил на хорватском достаточно хорошо. То есть я пытался говорить, но они не понимали ничего из того, что я произносил. Но через пару лет стало лучше. Помог характер, который я приобрел в Германии, и поддержка родных. Они постоянно говорили, что жизнь — сложная штука», — вспоминал Ловрен.
Важный момент, характеризующий защитника — его дружба с Фикретом Юрселем. Они познакомились еще в детском саду — два ребенка из семей мигрантов из Хорватии и Турции соответственно. Это сближало, а футбол помогал забыть о нехватке денег. Когда в 1999-м семья Ловрена вернулась в Хорватию, казалось, что дружбе конец — в то время не было ни смартфонов, ни соцсетей, ни даже электронной почты. Но Деян, уже будучи профессиональным футболистом, разыскал старого товарища и они снова общаются. Юрсель рассказывал, что они долго болтали вечером накануне финала ЛЧ-2018, где «Ливерпуль» проиграл «Реалу», он бывал у Ловрена в гостях в Англии и получил от него сувенир с ЧМ-2018 — футболку, в которой защитник выходил на поле в одном из матчей группового этапа.
«Наверное, это нехарактерное поведение для тех, кто сделал такую карьеру и стал миллионером. Но Деян никогда не забывает, откуда он», — говорит Юрсель.
По словам Ловрена, его кумиром в юности был Игор Бишчан, игравший в центре защиты или опорного хавбека, и в том числе выступавший в «Ливерпуле» в 2000-2005 годах. Им удалось даже поиграть вместе пару лет — в загребском «Динамо», куда Бишчан приехал заканчивать карьеру футболиста.
«В 2009 году меня приглашал «Челси». Игор говорил мне: «Соглашайся, ты должен поиграть в Англии, тебе там точно понравится». Но я отказался. И через год перешел в «Лион». Думал, что, может быть, мне будет проще сначала поиграть там. В «Челси» тогда были Джон Терри, Рикарду Карвалью и так далее. А мне хотелось иметь практику и развиваться. Может, в «Челси» я так и осел бы в запасе», — вспоминал Ловрен в разговоре с The Guardian.
Англия от хорвата никуда не делась. Летом 2013-го его за 10 миллионов фунтов приобрел «Саутгемптон». «Святых» тогда возглавлял Маурисио Покеттино, ставивший команде агрессивный футбол, основой которого был жесточайший прессинг, требующий от игроков большого пробега и отменной физической готовности — эти же идеи аргентинец потом будет успешно воплощать в жизнь в «Тоттенхэме». А Ловрен столкнется с тем же самым в «Ливерпуле» Юргена Клоппа.
«Все знают про правило шести секунд в «Барселоне» — именно за столько нужно отобрать мяч после потери. А у нас в «Саутгемптоне» дается две секунды. До этого я никогда не играл в такой футбол. Но мне он нравится», — шутил защитник.
«Саутгемптон» тогда провел успешный сезон, финишировав 8-м. «Святые» пропустили 46 голов — это был 6-й результат в лиге. И летом Ловрен оказался в «Ливерпуле».
«Красные», драматичным образом упустившие титул и отпустившие в «Барселону» Луиса Суареса, проводили очень странную трансферную кампанию. Помимо Ловрена из «Саутгемптона» пришли Лаллана и Ламберт, а также Маркович, Балотелли, Морено, Ориги, Эмре Джан, Хави Манкильо. Половина из них не задержалась на «Энфилде», другие, как Ориги, долго ходили по арендам, а, например, Лаллане раскрыться в полной мере помешали травмы. Но очевидно, что потратить вырученный за Суареса 81 миллион евро можно было и более толково. К моменту победы в Лиге чемпионов и титула в АПЛ в команде из этого призыва были только Ловрен, Лаллана и Ориги.
Тогдашний главный тренер «Ливерпуля» Брендан Роджерс видел в хорвате преемника Джейми Каррагера, но все пошло не совсем так. Ловрен регулярно ошибался — сказывалось и давление, в том числе из-за цены («красные» заплатили за него 25 миллионов евро), и общее состояние команды, которая медленно рассыпалась после упущенного титула.
Приход Клоппа взбодрил игрока. Немец сделал простой, но отлично сработавший шаг — перевел правшу Ловрена на позицию правого центрального защитника. На месте левого центрального защитника хорват, во-первых, был вынужден постоянно страховать ненадежного испанца Морено, а, во-вторых, не слишком комфортно себя чувствовал при развитии атак, становясь объектом прессинга соперника. В сезоне-2016/17 у Ловрена — 29 матчей в АПЛ, в следующем — столько же, плюс 14 игр в Лиге чемпионов, где «Ливерпуль» дошел до финала.
Последние два года хорват играет куда меньше. Причин две: первая — появление ван Дейка и прогресс Джо Гомеза, вторая — травмы. Начало сезона-2018/19 Ловрен пропустил из-за травмы таза, регулярно выходил на поле в декабре, потом снова лечился до марта.
«После чемпионата мира я как будто сломался. Выгорел. Я не чувствовал такой же страсти к игре, как раньше. Потом случилась еще одна травма. Когда я вернулся, Клоппу не понравились некоторые вещи, и я его понимаю», — говорил Ловрен Goal.com.
То же самое и в этом сезоне — пропущенное начало, семь подряд матчей в основе с октября по декабрь, мышечная травма, выбившая хорвата на полтора месяца, и оседание в запасе. Еще и невезение — Ловрен вышел в старте в том самом ужасном матче с «Уотфордом» в конце февраля (0:3), когда «Ливерпуль» потерпел первое поражение в АПЛ. После пандемии и возобновления сезона Ловрен вышел на замену в игре с «Эвертоном», а в июле перестал попадать в заявку на матчи — по официальной версии, из-за ушиба.
Тот самый матч с «Уотфордом» вызвал волну критики фанатов «Ливерпуля», которые призвали Ловрена поменьше говорить — после игры хорват общался с журналистами, назвав выступление команды «позорным». Игроку советовали обратить внимание на себя и вообще быть аккуратнее со словами — так, после поражения в финале ЧМ-2014 он заявил в интервью CBS, что Франция играла в антифутбол. На сайте readliverpoolfc.com даже организовали опрос, должен ли «Ливерпуль» продать Ловрена, и 84% проголосовавших ответили утвердительно. Этот же опрос был в начале июля на сайте footballtransfertavern.com, и там за уход хорвата высказались 90%. При этом Клопп постоянно защищал игрока.
«Если кто-то винит Ловрена в наших поражениях, то я ничем не могу помочь этим людям», — сказал немец после «Уотфорда».
Впрочем, очевидно, что скоро желание фанатов сбудется и защитник уйдет из «Ливерпуля». В «Зените» правоногий Ловрен должен стать хорошим напарником левше Ярославу Ракицкому. Важно, что хорват голоден до игры. Он хотел уйти из «Ливерпуля» прошлым летом — роль запасного Ловрена не устраивала.
Интерес был со стороны «Милана» и «Ромы». Римляне были вполне конкретны, но игрока не устраивала аренда.
«Переговоры не увенчались успехом. Я не хочу идти куда-то и доказывать кому-то, кто я такой, готов ли я или нет», — говорил Ловрен Goal.com.
В итоге «Рома» взяла в аренду Криса Смоллинга из «Манчестер Юнайтед». А хорвата ждет Санкт-Петербург.