Премьер-лига (РПЛ). Статьи

9 февраля 2019, 10:00

Уход Паредеса – более серьезная потеря, чем вы думаете. Каким будет "Зенит" с Ракицким, Барриосом и Азмуном

Илья Дегенгардт
Корреспондент отдела футбола
Подробный тактический анализ команды Сергея Семака.

"Зенит" закончил первую часть сезона лидером, но при этом откровенно вымучивал финальный отрезок первого круга – в атаке не было свежих идей и все строилось на стандартных положениях и индивидуальном мастерстве Паредеса, который может создать момент из ничего.

В прошлом сезоне Леандро только со стандартов принес "Зениту" 9 голов, сейчас таких уже 6 – то есть он шел даже с минимальным опережениемсобственного графика, причем эти голы, в своем большинстве, непосредственно влияли на результат и принесли Зениту важные очки в сложных матчах.

Если брать любой тип атак, то Леандро напрямую поучаствовал в 48% голов (17 голов) "Зенита" в этом сезоне (голы, голевые и предголевые передачи) во всех турнирах – больше только Дзюба и Дриусси, но логично, что их показатели были бы куда ниже, если бы не заготовки и движение мяча от аргентинца. При этом из семи матчей во всех турнирах, в которых Паредес не выходил в стартовом составе, "Зенит" проиграл 5 – из удачных только победы против "Волгаря" в Кубке и "Мольде" в Лиге Европы, где не обошлось без везения.

Главные голевые перформансы сезона – против "Динамо Минск" (8:1) и "Урала"(4:1), – пришлись как раз на матчи, где играла самая оптимальная для Зенита связка Нобоа - Паредес. Вместе они давали команде 4-5 моментов через последний пас с игры – уже не говоря о том, сколько остроты создавали через предпоследние передачи, начиная развивать голевые моменты со своей половины.

Участие в голах начиная с сезона 2016/17. Фото "СЭ"
Участие в голах начиная с сезона 2016/17. Фото "СЭ"

Любая команда, которая хочет эффективно играть в комбинационный футбол и часто встречается с низким блоком, должна иметь игроков абсолютного топ-уровня по меркам лиги в каждой линии, плюс как минимум несколько разных опций, через которые можно вскрывать соперника с игры. У "Зенита" же были объективные проблемы со структурой и кадрами –позиционную атаку достаточно трудно поставить в короткие сроки, и на старте "Зенит" хорошо создавал в первую очередь за счет пиковой формы участников ЧМ и связки Нобоа - Паредес в центре.

Конечно, у Семака есть определенные наработки и, к примеру, питерцы научились лучше использовать полуфланги и конвертировать забросы на Дзюбу/Дриусси в сохранение владения в финальной трети, и соответственно есть польза от дальнейшего развития атак из высоких зон, но этого недостаточно, чтобы при выпадании из игры главного плеймейкера хотя бы частично сохранить эффективность.

Так или иначе, основные моменты "Зенит" получал именно после нестандартных решений Паредеса, и в его отсутствии сине-бело-голубые старались выезжать на контратаках и стандартах. Судя по результатам в матчах без Паредеса получалось так себе (5 поражений при двух победах, среди прочего провальные матчи против "Динамо" и "ЦСКА", которые могут серьезно помешать "Зениту" в борьбе за чемпионство).

Расположение игроков "Зенита" с Леандро Паредесом в составе. Фото "СЭ"
Расположение игроков "Зенита" с Леандро Паредесом в составе. Фото "СЭ"

Во многом, такая большая зависимость от Паредеса объясняется еще и плохой формой партнеров, которые в определенный момент перестали давать нужный объем движения на рывках и часто даже не старались избавиться от опеки – если сравнить уровень движения Дзюбы и Мака на старте сезона с последними десятью матчами первого круга, то контраст очевиден. Даже Ерохин, который хорошо ищет пространство без мяча, выглядел блекло в финальных турах перед паузой.

В этих условиях – недостроенный атакующий футбол и недостаток движения, – Паредес оставался единственным помимо Ивановича и Лунева, кто стабильно держал планку – даже при минимальном количестве опций находил варианты, как можно разбить низкий блок соперника и продвинуть мяч в высокие зоны.

Он четвертый в лиге по передачам в финальную треть и передачам под удар –серьезные показатели для глубинного плеймейкера, который начинает атаки со своей половины. Конечно, это футболист не без тараканов в голове – две красные карточки и постоянные недоработки в обороне (где-то связано с плохим выбором позиции, где-то с банальной ленью) точно не стоит оставлять за кадром, – но он полностью определял атакующую игру, начиная от выхода из-под прессинга из своей трети, заканчивая обостряющими пасами в штрафную с любых участков поля. Другой вопрос, что Паредесу так и не смогли найти хорошего партнера после травмы Нобоа, который давал бы объемы в движении без мяча, но это уже отдельная тема.

Если "Зенит" планирует и дальше играть в модуле 4-2-3-1, то команде не обойтись без прямой замены – конечно, можно надеяться на то, что Нобоа возьмет на себя основные диспетчерские функции, но даже он не сможет в полной мере заменить аргентинца – в передачах за спину защитникам через полполя и на стандартах Паредесу нет равных в Питере. К тому же, сложно оценивать, на каком этапе Кристиан полностью восстановиться от травмы крестов и придет в оптимальную форму – возраст серьезный, и здесь трудно рассчитывать на полное возвращение к началу сезона.

Но после того, как "Зенит" купил Барриоса за 15 миллионов, стало более-менее понятно, зачем были нужны Ракицкий и Азмун, и почему возобновились слухи про интерес к Скопинцеву. Скорее всего, питерцы откажутся от прежнего варианта.

Давайте предположим, как "Зенит" встроит в игру новичков.

Вариант первый. "Зенит" перейдет на схему 3-4-1-2

Функции Ярослава Ракицкого в "Шахтере". Фото "СЭ"
Функции Ярослава Ракицкого в "Шахтере". Фото "СЭ"
Функции Ярослава Ракицкого в "Шахтере". Фото "СЭ"
Функции Ярослава Ракицкого в "Шахтере". Фото "СЭ"

Вариант, при котором базовой схемой "Зенита" может стать схема 3-Х-Х (вероятнее всего 3-4-2-1 или 3-5-2), видится одним из самых реальных на данный момент. На бумаге он решает лвьиную долю проблем "Зенита" – после покупки левши Ракицкого, который обладает хорошим силовым дриблингом и отличным пасом на любые расстояния (может не только начать атаку передачей в ноги, но и отдать за спину на нападающего), команда получает сразу двух качественных плеймейкеров в билдапе вместе с Ивановичем, а также организационно более качественное сопротивление контратакам с хорошей подстраховкой для крайних центральных защитников.

При переходе на три центральных защитника Иванович и Ракицкий смогут высоко включаться на своих флангах и участвовать в продвижении мяча чуть ли не на уровне глубинного плеймейкера, или как это делал Кришито, когда он играл левого защитника в "Зените".То есть они по флангам и полуфлангам будут подниматься с мячом примерно на линию опорника и вести игру, что уже серьезно разгрузит Барриоса, который значительно отличается по своему стилю игры от Паредеса.

В отличие от Лео, Барриос в чемпионате Аргентины преимущественно играл чистого опорника и имел там хорошие оборонительные данные (4 удачных отбора с 6,2 попыток в пересчете на 90 минут владения), но не отличался качественным началом атак – в этом сезоне у него всего 71,4% точности в передачах.

В прошлых этот показатель превышал 80%, и регресс можно связать отчасти с маленькой игровой дистанцией (510 минут), отчасти с увеличением количества передач вперед – так или иначе это намек на неспособность обострять, что подтверждается субъективным впечатлением при просмотре матчей. Для футболиста опорной зоны это слабые цифры. Что любопытно, в этом сезоне Барриос не отдал ни одной ключевой передачи – значит про прямую замену для Паредеса нужно забыть и использовать его сильные качества – возвращение владения и грамотная подстраховка партнеров.

Компенсировать продажу лучшего плеймейкера коллективными действиями и качественным использованием ролевиков – лучшее решение в данной ситуации, потому что на горизонте нет варианта прямой замены за адекватные деньги. Футболисты с таким уровнем мышления и технического исполнения, как у Паредеса – большая редкость и роскошь.

В модуле с тремя центральными каждый будет заниматься своим делом: Ракицкий с Ивановичем отдавать передачи в финальную треть и за спину, Барриос – поочередно страховать включения крайних центральных защитников в атаку, чтобы сохранять сзади тройку защитников на случай контратаки, а латерали – включаться вперед одновременно.Вполне можно ждать, что они будут как создавать численное преимущество в зонах на смещении в центр, так и врываться за спину крайним защитникам под забросы Ракицкого и Ивановича – это уже неплохое атакующее разнообразие.

Потенциальное взаимодействие игроков "Зенита". Фото "СЭ"
Потенциальное взаимодействие игроков "Зенита". Фото "СЭ"

Такой вариант дает "Зениту" несколько несколько вариантов для развития атак:

– использование численного перевеса в зоне для входа в штрафную. На примере левого фланга это может выглядеть так: Ракицкий тащит мяч на ведении и заставляет выдергиваться соперника из зоны, освобождая линию передачи на одного из партнеров, либо Жирков/Набиуллин смещаются в центр и предлагают дополнительную опцию. Также латераль может сходу делать рывок за спину и ждать передачи на ход, если позволяет ситуация;

– атакующий хавбек и латераль уводят из зоны соперника, освобождая линию передачи на нападающего. Дальше он либо на скорости входит в штрафную, либо сохраняет мяч и скидывает партнеру на границах штрафной;

– Ракицкий выполняет диагональ в изоляцию на Смольникова, который может либо входить в штрафную, либо идти во фланг и кроссить.

Как использовать Азмуна и его сильные стороны

Азмун, при этом, может быть эффективен только в схеме с двумя нападающими, что делает переход на 3-5-2 или 3-4-1-2 еще вероятнее. Конечно, есть и 4-4-2, но в таком случае себя не совсем уютно будет чувствовать Ракицкий – меньше пространства и более ограниченные условия при работе с мячом, плюс достаточно слабые скоростные данные, для чего "Зениту" вполне может понадобится подстраховка. К тому же, сложно себе представить, что сине-бело-голубые оставят игру в два центральных полузащитника – это чересчур завышенные требования к тем, кто сейчас в составе. В такой схеме из полузащитников может сыграть разве что связка Барриос-Нобоа, и то не факт, что это наиболее правильный вариант.

По сути, на протяжении всей карьеры (кроме сборной Ирана, где у Азмуна традиционно более низкий уровень соперников) Сердар играл в паре с кем-то в схеме 5-3-2. Это дает ему большой простор для импровизации – иногда можно отойти назад и принять мяч между линий, иногда ворваться за спины защитникам под передачу на ход, а в другой раз побороться после длинной передачи и сохранить владение в высокой зоне (7,3 верховых единоборства в этом сезоне, 52% выигранных). Азмун достаточно умен для того, чтобы правильно оценивать ситуацию на поле, и во многом за игровой интеллект его так ценит Бердыев.

Сердар может находить моменты как после открывания под кросс, так и в быстрых контратаках на пространстве. В роли единственного нападающего он сильно зависим от структуры и, к примеру, реже отходит за мячом для передачи в ноги, потому что привязан к месту наконечника, который стягивает на себя защитников и реагирует на забросы.

Азмун-Дриусси или Азмун-Дзюба?

Наличие рядом Дзюбы будет давать Азмуну больше возможностей для участия в создании моментов, а в паре с Дриусси они могут стать самой мощной прессинг-связкой РПЛ в нападении – возврат владения за счет давления в первой линии будет получаться куда лучше, чем при игре с Дзюбой на острие, который при своих плюсах все таки малоподвижен без мяча и недостаточно быстро покрывает пространство на рывках. К тому же, в паре с аргентинцем Сердар может стать хорошим наконечником атак и будет принимать мячи в более высоких позициях – сам Дриусси любит действовать из глубины и включаться вторым темпом, в то время как Азмун хорошо открывается из статики за счет ложных движений и может действовать на передовой.

В обоих вариантах Азмун будут дополнять другу друга с партнером, если смотреть на их игровые качества.

Риски для иранца

Азмун в паре нападения обязательно добавит эффективности кроссам за счет качественных открываний. Вопрос лишь в том, как быстро он адаптируется к новым условиям. Это, во-первых, отсутствие пространства для рывков за спину, потому что "Зенит" редко может играть вторым номером или хотя бы в сбалансированный футбол, где соперник играет средним блоком и делает определенные попытки для атак. В "Рубине" Сердар большую часть моментов получал как раз после выхода на пространство в ходе контратак, и пока непонятно, сможет ли он полностью проявить себя в более атакующей модели и иметь нужное количество моментов.

Как действовал Сердар Азмун в "Рубине". Фото "СЭ"
Как действовал Сердар Азмун в "Рубине". Фото "СЭ"
Как действовал Сердар Азмун в "Рубине". Фото "СЭ"
Как действовал Сердар Азмун в "Рубине". Фото "СЭ"

Во-вторых, чисто бытовые условия. Что в "Ростове", что в "Рубине", сильно на руку Азмуну играло наличие рядом практически родного тренера, которого он называл вторым отцом, и иранских друзей – Эзатолахи и Шекари. Сложно спрогнозировать, как он себя будет чувствовать в их отсутствии.

В-третьих, нестабильность. Сезон 2018/19 – второй для Азмуна, который он проводит без постоянных перепадов результативности и в целом стабильно полезно для команды. И этов 24 года. Сложно давать гарантию, что при переходе в новый, незнакомый клуб, это изменится.

Так что даже с хорошим разбросом качеств для нападающего Сердару будет нелегко адаптироваться в Санкт-Петербурге, но шансы есть, и это однозначно неплохая опция для Семака в новой схеме.

Фактор Кокорина

Что касается того, как всех этих игроков с их сильными и слабыми качествами можно разместить на поле, все еще сложнее. Наверное, исходя из набора футболистов оптимальной будет схема 3-4-1-2, но в ней могут возникать проблемы из-за лимита – если использовать в позиции десятки не Шатова, который пока нестабилен и играет с большими перепадами, то это практически наверняка будет легионер. Вполне вероятно, Дриусси. Учитывая то, что Кокорин вряд ли будет готов к возобновлению сезона, рядом с Дзюбой существует лишь два варианта – все тот же Дриуссии и Азмун. В зависимости от формы игроков набегают всего 5, а то и четыре футболиста с паспортом, и в некоторых случаях это будет представлять серьезную головоломку для Семака и наличие заведомо более слабых игроков в составе.

Хотя с возвращением Кокорина вариант можно будет рассматривать уже с меньшим страхом перед лимитом, но об этом пока рано говорить в серьезном тоне.

Расположение игроков "Зенита" в схеме 3-5-2. Фото "СЭ"
Расположение игроков "Зенита" в схеме 3-5-2. Фото "СЭ"

Вариант второй. "Зенит" перейдет на схему 3-5-2

Пока центральная линия защиты состоит полностью из легионеров и в подвешенном состоянии находится Кокорин, вариантом может стать игра в схеме 3-5-2 (5-3-2 в обороне), которая легко трансформируется в 4-3-3 или 3-4-3 в прессинге. В ней найдется место Ерохину, ведь он отлично исполняет роль центрального хавбека в этой схеме. К тому же, он крайне полезен на стандартах (3 гола и два ассиста в этом сезоне после угловых+штрафных) и дает хорошие объемы движения, в том числе создавая пространство для партнеров на рывках без мяча и выполняя много оборонительной работы.

Расположение игроков "Зенита" в схеме 3-5-2. Фото "СЭ"
Расположение игроков "Зенита" в схеме 3-5-2. Фото "СЭ"

Конечно, с мячом в ногах Ерохин не всегда эффективен и в меньшей степени способен обострять, чем большая часть его конкурентов на позицию, но в этом составе уже есть люди, способные этим заняться – Ракицкий, Иванович и Нобоа/Маркизио. Ерохин же поможет подтянуть "Зениту" движение и добавит команде мозгов в переходных фазах, плюс будет дополнительным оружием при сохранении борьбы после забросов (выигрывает 65% выерховых дуэлей), включениях вторым темпом под кроссы и на стандартах.

Игровое взаимодействие футболистов "Зенита". Фото "СЭ"
Игровое взаимодействие футболистов "Зенита". Фото "СЭ"

При этом распределение ролей среди остальных и их польза для команды по большей части сохранятся.

Вариант третий. "Зенит" перейдет на схему 4-2-3-1

Последний, но пока наименее вероятный сценарий для основной базы –сохранение схемы из первой части сезона. Допускаю, что в отдельных играх "Зенит" будет переходить на старые 4-2-3-1, но это предполагает сразу несколько вещей:

– Нобоа и Барриос в хорошей форме

– соперник, желательно, играет только с одним нападающим (Ракицкому сложно, если против него стабильно играет быстрый футболист и бежит за спину).

– Азмун мимо стартового состава, потому что ему сложно играть в соло.

На сборах пока наигрывается именно этот вариант, причем без эквадорца. Эрнани и Маркизио, которых ставят в пару к Барриосу, пока смотрятся достаточно блекло, и билдап сбивается на лонгболлы Ракицкого и Ивановича и ситуативные попытки продвинуть мяч от новичка Барриоса. В общем, происходит то же самое, что и в схеме 3-Х-Х, только с некоторыми отличиями: ограничение свободы для крайних защитников, которые не могут столь же активно идти в атаку и предлагать несколько опций сразу для их развития, и низкие стартовые позиции Ракицкого и Ивановича с четкими ограничениями.

Официальный паблик "Зенита" рисует 4-4-2, но при владении мячом это можно рассматривать скорее как 4-4-1-1 или 4-2-3-1

Сам Семак признавался, что обязательно будет ставить схему с тремя центральными на сборах, хотя не поведал, станет ли она основной, или будет просто для вариации. Тем не менее, такой вариант кажется наиболее правильным – 3-5-2 с Луневым, со Смольниковым и Жирковым/Набиуллиным в роли латераля, Ерохиным в центре поля, Дзюбой на острие и Шатовым как дополнительным вариантом помогут максимально использовать сильные качества всего состава и замаскировать слабые стороны (медлительный и невысокий Ракицкий получит подстраховку и хорошее насыщение штрафной при кроссах, а Барриосу меньше придется думать о продвижении мяча).

Не исключено, что в еврокубках (12 Февраля уже матч против "Фенербахче") они начнут с привычной модели 4-2-3-1, потому что пока банально не было времени на то, чтобы наиграть новую схему. Новички присоединились в последние дни трансферного окна, и провели буквально неделю с новой командой. Но весной, при этом, переход на новую систему кажется весьма вероятным. Особенно ввиду того, что вряд ли использование старой схемы себя оправдает при нынешних кадрах, а после 1/16 Лиги Европы будет время, чтобы подготовиться к смене тактики.

Были использованы данные whoscored.com.

141