1 марта, 16:30
Поймал себя на ощущении, что о российском футболе не писал уже сто лет. И это не такое уж преувеличение: два с половиной месяца при бешеном современном жизненном ритме вполне могут быть приравнены к веку. И вот подумалось: нормально ли то, что посреди каждого сезона возникает такой — нет, не перерыв, тем более не пауза, а разлом в земной коре? Такой, что за чередой текущих событий забываешь, что было в этом так называемом сезоне раньше?
Это к давно обсуждаемому вопросу о возвращении к системе «весна-осень». Я и в тот момент, когда при самом слабом, на мой взгляд, президенте в истории РФС Сергее Фурсенко руководители топ-клубов (в первую очередь «Зенита» и ЦСКА) продавили смену формата, был против. Инициаторы мотивировали это якобы синхронизацией с Европой и более весомыми успехами в еврокубках, которые при «осени-весне», выражаясь языком юной Алины Загитовой, «безызбежны».
А что получилось? До полуторалетнего сезона-2011/12, когда переход происходил, случились все три российских победы в еврокубках и оба выхода в четвертьфинал Лиги чемпионов («Спартак» — 95/96 и ЦСКА-2009/10). А после было только пару попаданий в четвертьфинал Лиги Европы. Выяснилось, что дело совсем не в том, когда начинать чемпионат. Зато турниры в низших дивизионах, особенно во втором, подрубили под корень, и вообще все то единое, цельное, что подразумевается в понятии «сезон» (можете, например, представить себе пляжный сезон с трехмесячным разрывом?), переход РПЛ на «осень-весну» уничтожил.
В моем ощущении сейчас начинается новый чемпионат, в вашем — думаю, тоже. Мы с трудом вспоминаем таблицу: сколько там отрыв «Краснодара» от «Зенита» после эпического победного гола «быков» армейцам в добавленное время? Точно — два. А сколько от петербуржцев до «Динамо» — дай-ка зайдем на сайт «СЭ» и восстановим в памяти. Четыре, вот! А дальше уже плотненько — шесть команд в четырех очках друг от друга, начиная с третьего «Динамо» и заканчивая восьмым ЦСКА.
Для меня всегда с момента перехода на «осень-весну» было и остается непостижимо, как такое возможно — почти к двум третям чемпионата участники готовятся меньше месяца, а к трети с небольшим — вдвое дольше. Где тут хоть минимальная логика? Зачем это? А тут еще и четвертьфинал Пути РПЛ Кубка России располосовали — первые матчи в ноябре одного года, ответные — в марте следующего.
В той же «Балтике» за это время собрали новую команду. А изнурительные январские сборы, когда игроки, не чувствуя ног, еле добираются до кроватей — ради чего это все? Ради 12 туров, до которых уже в принципе многое в чемпионате решилось? Потом ведь — два месяца, за которые весь этот тонус, вся эта заложенная функциональная база пойдет насмарку. Да еще и тренеры в половине команд поменяются, и преемники будут все перелопачивать по новой.
В смысле трансферов синхронизация с Европой в начале 2010-х выглядела более логично — потому что в межсезонье на континенте всегда есть больше возможностей приобрести необходимых игроков, чем зимой. Но сейчас, когда по понятным неспортивным причинам игроки из стран Евросоюза едут в РПЛ в трансферное окно по чайной ложке и акцент клубов переключился на Латинскую Америку, это тоже перестало иметь прежнее значение — южноамериканцам по большому счету все равно, когда продавать, лишь бы платили щедро.
В общем, аргументов не возвращаться к «весне-осени» я сейчас просто не вижу. Только один, из недавнего сериала: «Пацаны не извиняются». То есть не признают, что были неправы, и не исправляются. Но ведь и во главе РПЛ за это время произошли перемены — Сергей Прядкин, при котором смена формата случилась, уступил место Ашоту Хачатурянцу. Теперь лигой руководит Александр Алаев. И вот он как раз от признания собственной неправоты не уклоняется — как, например, в нашумевшем случае с отсутствием оранжевых мячей. Вышел человек в прямой телеэфир и сказал, что это его ошибка. Чем, по-моему, у всех здравомыслящих людей только уважение завоевал.
Так почему бы не признать такую же, только еще более серьезную и долгосрочную ошибку с переходом на «осень-весну»? Помнится, был еще тогда такой «мощный» аргумент — перейдем, мол, на новую систему, после чего построим всем клубам крытые манежи и будем там в ноябре-декабре и марте играть.
И что, где манежи? Хоть один? Только разрушили те, что были, — вроде «Олимпийского» в Москве. Или летом в них играют — как стыковой матч в Красноярске.
В результате, хоть и был у нас в 2018-м чемпионат мира и построена куча новых стадионов (о каких в той же Италии, например, только мечтать могут), но в тепле в невозможное для футбола время года выходят только в Санкт-Петербурге. Десять лет там строили, строили — но хоть построили. А больше никому это в голову не пришло — видимо, по принципу, что в России есть четыре форс-мажора: зима, весна, лето и осень.
Есть у меня правило — за редкими исключениями, стараюсь смотреть зимние контрольные матчи только в тех случаях, когда сам нахожусь на сборах и на них работаю. Этой зимой с ними не сложилось, поэтому с точки зрения просмотра подготовительных матчей клубов РПЛ я остался девственно чист.
Понимаю болельщиков, которым не терпится увидеть любимую команду хоть в каком-то деле, но сам считаю, что бессмысленно и даже обманчиво пробовать на треть или наполовину приготовленное блюдо. А то мы не помним, как блистал «Спартак» Олега Кононова в середине его первой спартаковской зимы. Или не знаем, что в советские и постсоветские времена считалось: кто выигрывает все матчи на сборах, тот вылетит.
В ту пору увидеть не то что все, а даже один контрольный матч всем, кроме профессионалов, было почти невозможно, ни о каких телетрансляциях не могло быть и речи. Сейчас же — анализируют каждую деталь, докапываются до логики любой перемены в составе от одной игры к другой. И это правильно, конечно. Для аналитиков, тактических гиков.
А вот чтобы сохранить свежесть восприятия, получить объемное впечатление о сделанном за эти месяцы, наконец, проголодаться по национальному футболу — лучше все эти поделки и полуфабрикаты игнорировать и дождаться готового изделия. Поэтому так предвкушаю и «Зенит» — «Спартак», и «Динамо» — «Локомотив», и матчи с менее броской вывеской.
Я осознанно поставил себя в положение советского любителя футбола. Только у того весной все начиналось с чистого листа, а у нас с вами новый год — не новый.
Конечно, многое слышал и читал. Восторженные отзывы о «Зените» с тремя новыми бразильцами — по одному в каждую линию, — словно вышедшем на новый уровень. Аплодисменты тому, как вписывается в спартаковский состав дебютант Манфред Угальде и как здорово у него получается взаимодействовать с главным информационным «героем» зимы Квинси Промесом. Слышал вопросы — а куда теперь, мол, девать Александра Соболева? Как будто скамейка после перехода на пять замен решает меньше основы. Да еще и посмотрим, окажется ли форвард на этой самой скамейке...
А я вот еще Угальде, представьте, ни разу не видел. Умышленно, как уже сказал выше. И даже когда увижу, сразу мегавыводов делать не буду. Вон, Тео Бонгонда в этом сезоне (не верится, ведь это было так давно, да?) как зверски начал — а потом резко сдулся. Как говорят в нашем футболе — резво начал... одно место стер. О таких вещах можно судить только на дистанции, но никак не сразу. Тот же лучший (с отрывом!) снайпер нынешнего первенства Матео Кассьерра в прошлом и нынешнем сезонах — футболисты, не знакомые друг с другом. А в «Сочи» он начал так, как играет в «Зените» сейчас. Логики тут не найти.
Братские клубы «Зенит» и «Сочи» (без уехавшего домой в Эквадор Кристиана Нобоа «барсов» пока просто не представляю — грустнейшая потеря) теперь объединяют еще и Дмитрий Чистяков с Алексеем Суторминым, брошенные чемпионом на спасение южного клуба. С учетом еще и переведенного в «Зенит-2» перед летним уходом свободным агентом в ЦСКА Даниила Кругового, дерусификация «Зенита» продолжается. Взяли, правда, Ильзата Ахметова, у которого есть двойной шанс стать чемпионом — либо в составе «Краснодара», где он провел первую часть сезона, либо с «Зенитом» (говорить «в любом случае» не буду, поскольку есть еще и «Динамо», и другие кандидаты). Правда, после такого перехода не убежден, что «быки», если выиграют золото, захотят вручать ему медаль.
Любопытно будет посмотреть на основного опорника сборной Колумбии Кастаньо, которого взял «Краснодар», — это что ж за игрок такой, если под ним в национальной команде сидит на лавке сам Вильмар Барриос? Помнится, что именно приход Барриоса, а одновременно с ним — Ярослава Ракицкого и Сердара Азмуна именно зимой первого сезона Сергея Семака заложил базу пятилетнего зенитовского чемпионства. Так может, Кастаньо — это как раз тот человек, который станет стержнем «Краснодара»?
Хороших созидателей в полузащиту, каких ранее и близко не было, взял к себе в «Пари НН» Сергей Юран. Нижегородцы и так неплохо шли, но скорее по результату, чем по игре. Теперь потеряли Эдгара Севикяна, но обрели целую группу людей, с которыми можно играть в позиционную атаку, то есть команда будет выглядеть совершенно по-другому. Как и «Балтика», которая просто сменила состав, набрав тоже далеко не последних людей. Но чтобы вот прямо так, целиком? Достаточно ли было времени, чтобы они хоть как-то сыгрались?
Не буду сейчас делать никаких прогнозов, поскольку, лишив себя удовольствия или несчастья наблюдать за командами в межсезонье, не имею на это морального права. Такие пророчества вслепую не стоят вообще ничего, а означают только желание поэпатировать публику.
Но даже чисто теоретически соотношение сил в паре «Зенит» — «Спартак» очевидно — красно-белые в Санкт-Петербурге в последнее десятилетие в 90 процентах случаев играли ужасно, а в этом сезоне они даже дома после трехматчевого победного старта ничего не смогли сделать с командой Семака. Что говорит за «Спартак»? Разве что природный оптимизм его болельщиков. Но лучше, мне кажется, надеясь на лучшее, морально готовиться к худшему. Впрочем, абзацем выше я уже сказал — это не более чем пророчество вслепую. Не обращайте внимания.
И так не видел никаких оснований всерьез рассчитывать на удачный результат «Спартака» в Санкт-Петербурге (современная история их встреч на поле «Зенита», состояние команды Семака на сборах), а после новости о задержании Промеса в аэропорту Дубая — тем более.
Если только на этом шоке игроков какая-то муха укусит, и они на эмоциях вдруг прыгнут выше головы. Но такое возможно на уровне не логики, а наоборот, алогизма. То есть заведомо маловероятно.
А по Промесу, что называется, будем наблюдать. В «Спартаке», насколько мне известно, еще есть надежда, что из Эмиратов его выпустят. Но что будет в реальности — пока предсказать невозможно.
А вот по встрече «Динамо» с «Локомотивом» нет вообще никаких предчувствий. Минимальная дистанция между ними, дерби, примерно равные по силам составы, акцентированные на атаку. Одно могу сказать — там должно быть весело.
Сохранилась ли к весне железобетонная по осени оборона «Рубина», благодаря которой команда Рашида Рахимова закончила первую часть седьмой? Лучшей проверки, чем выезд в Краснодар, для ответа на этот вопрос представить нельзя.
Вот, собственно, три матча-хедлайнера 19-го тура. Зимовка окончена. Вылезаем из берлоги, друзья-болельщики!
И | М | О | |||
---|---|---|---|---|---|
1 | Краснодар | 15 | 32-7 | 37 | |
2 | Зенит | 15 | 33-7 | 36 | |
3 | Локомотив | 15 | 30-18 | 34 | |
4 | Динамо | 15 | 31-17 | 30 | |
5 | Спартак | 15 | 25-12 | 28 | |
6 | ЦСКА | 15 | 24-10 | 27 | |
7 | Рубин | 15 | 17-22 | 19 | |
8 | Ростов | 15 | 20-26 | 17 | |
9 | Акрон | 15 | 19-30 | 16 | |
10 | Пари НН | 15 | 15-27 | 15 | |
11 | Динамо Мх | 15 | 9-14 | 15 | |
12 | Кр. Советов | 15 | 13-23 | 12 | |
13 | Химки | 15 | 16-28 | 12 | |
14 | Факел | 15 | 10-23 | 12 | |
15 | Ахмат | 15 | 13-29 | 9 | |
16 | Оренбург | 15 | 16-30 | 8 |
И | Г+П | ||
---|---|---|---|
|
Алексей Батраков Локомотив |
14 | 16 (10+6) |
|
Джон Кордоба Краснодар |
11 | 11 (8+3) |
|
Эсекиэль Барко Спартак |
14 | 10 (5+5) |