Мелбет-Первая Лига. Новости

21 октября 2001, 10:57

Первый дивизион глазами Андрея Анфиногентова. Живой классик

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Специальный корреспондент

     Для Сергея Александровича Павлова 20 октября отныне - красный день календаря. Личный праздник. В этот субботний вечер 2001 года тренеру, который родился в Волгограде, большую часть жизни прожил в Камышине, а ныне обосновался в Москве, удались два важнейших дела. Сначала калининградская "Балтика", выиграв у "Спартака" из Нальчика, оформила "Уралану" возвращение в высший дивизион. А потом и сама калмыцкая команда, вышедшая на второй тайм кубкового матча с "Локомотивом" в ранге клуба элиты, остановила победное шествие московского клуба. Так что Сергей Павлов, чья команда получила сразу два повода праздновать бурно и от всей души, может считать себя не просто именинником. Отныне он - живой классик.

     Хотя бы потому, что "Локо" уж, наверное, и не вспомнит, когда проигрывал в рамках турнира, который Семин и К почти "приватизировали". Мы, журналисты, даже поговорку перефразировали. Дескать, в Кубке России участвуют все профессиональные клубы страны, а побеждает всегда только "Локомотив". Оказывается, поспешили. Проиграл "Локо". Проиграл задолго до финала. Хотел написать, что проиграл клубу первого дивизиона, но осекся. Даже начинал "Уралан" матч командой, которая только юридически еще коллектив эшелона № 2 нашего футбола, но практически уже шагнула в высший дивизион. Завершал же поединок калмыцкий клуб и вовсе клубом элиты, равным в правах с участником Лиги чемпионов и претендентом на чемпионство. Дело даже не в том, что гол Виктора Яблонского в ворота "Спартака" из Кабардино-Балкарии сделал "Уралан" недосягаемым для конкурентов. Куда важнее, что футбол, показанный командой Павлова, был под стать турниру, куда Сергей Александрович вывел свою команду.

     Вывел второй раз в жизни. Вывел снова, с ходу, за сезон. Это - дар редкий. Почти уникальный. Кто-то скажет - повезло. Кто-то - денег куры не клюют. Кто-то вспомнит про состав, которому, спору нет, половина высшего дивизиона позавидует.

     Я вспомню, что принять команду, собрать состав и решить с ним задачу повышения в классе сумели немногие. На круг за десять лет выходит одиннадцать удачных попыток. Кроме самого Павлова, который тремя годами раньше втащил в элиту еще не подмосковный, а раменский "Сатурн", это, на всякий случай, великий Эдуард Малофеев. Ему удался фокус с "Динамо-Газовиком" в 93-м. Трое сделали это в 95-м: давно забронзовевший Леонид Ткаченко с "Балтикой", маэстро своего жанра Виктор Антихович с "Ладой" и еще один тренер, претендующий на эпитет "великий" - Павел Садырин с "Зенитом". Годом позже будут торжествовать Александр Ирхин и его "Дин-Газ" и Анатолий Полосин с "Шинником". Последний подобный дуплет удастся в 99-м Гаджи Гаджиеву и Валерию Нененко. Их "Анжи" и "Факел" уже обрели новых наставников, а воронежцам, похоже, придется все снова начинать заново. Ну и год назад Александр Корешков осчастливил Саратов.

     На эту роль в свое время звали Сергея Павлова. Звали настойчиво. Сняли в буквальном смысле с трапа самолета, на котором тренер прилетел из Москвы в Саратов, чтобы отправиться дальше, в родной Камышин. В Камышин поехала пустая клубная "Волга". Машина ФК "Сокол" привезла из квартиры Павлова свежие рубашки, галстук, костюм. Это был не маскарад. Утром Павлова привели в приемную саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова. В ней безработный на тот момент тренер провел полчаса, но с главой региона так и не встретился. Не смог. Губернатор претендента на пост шефа команды, которую он только-только забирал под свое крыло, не принял. Не захотел, видимо. Павлову что-то вежливо сказали про занятность, про дела, но смысла в том не было - он и так все прекрасно понял. Без лишних извинений. Позвонил прямо из здания саратовской областной администрации в Раменское. Сказал тогда только одно слово: "Согласен". А в Саратов приехал Анатолий Раденко. Прекрасный защитник донецкого "Шахтера". Молодой тренер, здорово начавший работать в Ровно, он в первой российской лиге свернет себе шею. "Сокол", скупавший зимой звезд оптом и в розницу, считавшийся главным фаворитом турнира, в итоге никуда не выйдет. А новоиспеченного тренера снимут с работы после поражения в Раменском. Так команда Раденко безоговорочно проиграет команде Павлова, который больших денег не тратил, воздух широковещательными заявлениями не сотрясал, зато стартовал так, что от затеи догнать его детище конкуренты отказались досрочно, туров за десять до финиша. Историю я эту вспомнил потому, что Павлов обладает редким даром. Он умеет доказывать. Особенно, если это вопрос принципа.

     А успехом трехгодичной давности Павлов очень гордится. Говорит, что это его большая тренерская удача. Напирает,что сумел сделать Команду с большой буквы, хотя не мог тряхнуть кошельком, удивить суммами контрактов и записями в дополнениях к соглашениям, в которых в нашем футболе оговариваются суммы подъемных и бонусов за тот или иной успех.

     Сейчас Павлову можно про Раменское и не вспоминать. Хотя, если подмосковный клуб осенью получит путевку в еврокубки, на чествовании команды нынешним руководителям стоит вспомнить о Павлове. Он достин добрых слов за дело, которое начал и бережно передал в надежные руки. Да и стадион-красавец остался теперь памятью об этом человеке лет на тридцать, не меньше. Он вообще умеет оставлять о себе память и любит постоянно что-то доказывать. В Камышине он доказывал, что этот маленький городок, который на автобусе запросто проедешь за 35 минут из конца в конец, в футбольном отношении совсем не деревня. Доказал всем, включая РФС и Олега Романцева, но не УЕФА. Чиновники из Женевы еврокубки в арбузный край не пустили. Потом пришлось доказывать все заново в Подмосковье. Главным образом свою состоятельность. Далеко не каждый верил, что Павлов сможет работать где-то еще, кроме своей "деревни", где он был Царь и Бог. Доказал почти всем, но не футболистам. С ними в силу различных причин отношения испортились настолько, что ситуация стала предельно простой. Кто-то должен был уходить. Ушел Павлов, внутренне сожалея, что не ему выпадет раскрывать потенциал команды, которую он собирал мучительно долго. Ушел в Элисту. Доказывать, что способен делать чудеса, если ему создают для этого условия.

     Сегодня вроде бы все доказано. В российском футболе нет аналогов достижению этого тренера, который второй раз выводит свою команду в элиту, отработав при этом в первом дивизионе в общей сложности два с половиной года. Полгода он потратил на Камышин, где стал свидетелем банкротства клуба, в котором и состоялся как тренер. Кстати, "Уралан"-2001 - это еще и ренессанс "Текстильщика", но на калмыцкой земле. Люди, некогда так удивившие страну тем, что сделали в райцентре Команду с большой буквы, в декабре собрались в ФК "Уралан". Не только зарабатывать, как считали многие. Они пришли делать дело. Так уж устроен главный тренер, с которым они снова оказались в одной упряжке. Сергей Александрович Павлов категорически не умеет трудиться, не оставляя после себя добрый след.

     Собственно, поэтому он и классик. Жанра редкого и важного. Павлов - футбольный миссионер. Его страданиями эта игра начинает чувствовать себя лучше, а потом и вовсе начинает цвести даже в пустыне. Именно в таком состоянии, кто не помнит, находился калмыцкий профессиональный футбол, когда с ним начал работать Павлов. Тренер, для которого октябрь 2001 года стал золотым. К успеху сборной, что теперь собирает чемодан для поездки в Корею и Японию, наш герой тоже приложил руку. Она у него явно легкая. И счастливая.