ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН
О том, как собирается зарабатывать деньги новая Футбольная национальная лига, и о других аспектах ее деятельности корреспонденту "СЭ" рассказал президент ФНЛ.
Тема беседы с Игорем Ефремовым напрашивалась: ведь именно неумение зарабатывать деньги было одним из главных упреков в адрес предшественницы ФНЛ - ушедшей в небытие ПФЛ. На этой неделе, как уже сообщал "СЭ", между главой новой лиги и одним из руководителей ВГТРК Дмитрием Медниковым прошли первые переговоры о возможности трансляции матчей первого дивизиона. Сами понимаете, насколько это важный момент в нелегком деле обеспечения средствами ввереной Ефремову организации.
- Дмитрий Юрьевич сказал, что не видит никаких проблем в том, чтобы один матч из тура показывать на федеральном канале "Россия-2", - поделился Ефремов. - Более того, ВГТРК эта идея кажется интересной. Высказав друг другу пожелания по ее реализации, мы приступаем к технической работе. О ее ходе будем информировать общественность.
- Какие-то суммы уже озвучивались?
- Сейчас нет четкого понимания, сколько может стоить данный продукт. Договоренность достигнута лишь предварительная, но есть уверенность, что мы придем и к окончательной. Финансовую составляющую, разумеется, обсудим, но главное, чтобы ФНЛ была представлена на телеэкранах. Хотя бы одним матчем из каждого тура. Плюс исследуется вопрос о трансляции в регионах игр местных клубов. Изучаются технические возможности осуществления этой идеи.
- Другими словами, этот год может уйти на понимание реальной цены вопроса?
- Может. Хотя мы, поверьте, заработаем уже сейчас. Надо отдать должное гибкой позиции Медникова: необходимые и немалые расходы на организацию трансляций ВГТРК возьмет на себя.
- Рекламодателей уже ищете?
- Ведем работу в этом направлении. У нас есть несколько кандидатов, но пока говорить что-то конкретное преждевременно.
- В укор ПФЛ ставилось то, что она не умеет зарабатывать деньги. И новая лига, стало быть, должна научиться это делать. Что должно стать главным источником дохода - телевидение?
- Во-первых, мне не хотелось бы обсуждать, кто и что умеет или не умеет. Может, не хотели, может, не были готовы или имелись иные причины. С Николаем Александровичем Толстых мы соратники, а что случилось, то случилось. А во-вторых, ничего нового здесь не придумаешь. Есть два главных источника: болельщики и телевидение. Болельщики, естественно, хотят видеть честный, открытый и по возможности привлекательный футбол. Считаю, прежде всего руководители клубов должны прийти к общему знаменателю в этом вопросе. Команды должны играть в футбол - и ни в какие другие игры. Хочу, чтобы от той негативной составляющей, которую из года в год обсасывают все кому не лень, мы не только избавились - это в идеале, - но даже перестали ее обсуждать. Болельщика не обманешь, а значит, футбол должен быть настоящим. Ну и роль телевидения переоценить невозможно. Основной доход, конечно, можно получать при его помощи. В этом направлении и выстраиваем работу.
- По поводу настоящего футбола слова, конечно, красивые. Но как это сделать?
- Если бы я досчитал до трех - и футбол сразу стал бы честным, тогда я, наверное, был бы в очень большом порядке. Все, как ни странно, несколько сложнее. Во-первых, готов вступать в полемику с кем угодно, говорить о проблеме, решать ее, но только не молчать. Во-вторых, руководители двадцати клубов, которые доверили мне нынешний пост, собравшись за круглым столом, высказали свою позицию: мы хотим жить в нормальных футбольных реалиях. Так давайте попробуем! Если же говорить, что все плохо и ничего с этим поделать нельзя, тогда и браться за дело не стоит.
- Каковы взносы клубов в бюджет лиги?
- На общем собрании заявочный взнос единогласно был увеличен по сравнению с предыдущим сезоном. Бюджет лиги на данный момент - 90 миллионов рублей. Стало быть, разделив эту сумму на 20, вы найдете ответ на ваш вопрос. Деньги из бюджета идут на оплату судейства и административно-хозяйственные расходы.
- Для лиги имеет значение, состоятельный клуб или нет?
- Разумеется. Ведь есть определенный уровень, ниже которого клуб, мягко говоря, участие в турнире потянуть уже не может. Поэтому совместно с РФС мы определили критерии, исходя из которых минимальная сумма бюджета клуба должна быть равна 150 миллионам рублей. И мы будем требовать финансовых гарантий на такую сумму.
- Если клубы не слишком стремятся зарабатывать, имеет смысл их этому учить и будете ли вы это делать?
- Если человек не хочет обучаться, заставить его тяжело. Безусловно, вместе с РФС мы хотим показать пример, как можно зарабатывать. Но уже сейчас есть клубы с прогрессивными, скажем так, руководителями, которые понимают, на чем это можно делать. В первую очередь, как я уже говорил, речь о болельщиках. Мы, конечно, не будем ничего насаждать, но мягко направлять, помогать и, может, в чем-то оказывать поддержку хотим.
- Много разговоров ходит о календаре, в котором, как кажется, немало несуразиц. Вам есть что сказать по этому поводу?
- Вопрос о календаре очень интересный. Но некоторые делают умозаключения, не владея исходными данными. Первое. Изначально все клубы, включая те, что из регионов с неблагоприятным климатом, высказали пожелание: если мы начинаем 4 апреля, то географический принцип деления не применять. За это общее собрание проголосовало единогласно. Поскольку если бы начинали и заканчивали, допустим, на юге, тогда не соблюдался бы спортивный принцип.
Второе. Жеребьевка была слепой. И с учетом того, что мы остановились на спаренных турах, от системы, по которой составляется календарь, не уйти. А она предусматривает, что иногда команды проводят по четыре матча подряд дома и на выезде. Никто никому ничего не подсовывал, жеребьевка прошла у всех на глазах, представители клубов получили на руки календарь и поехали по домам готовиться к старту первенства.
Проект календаря мы раздали клубам еще в декабре, и все его поддержали. А их руководители, наверное, знают, о чем говорят. Полагаю, они и погодные условия учитывали.
- В финансовом плане может эта лига быть в плюсе?
- Честно скажу: если бы в это не верил, наверное, не взялся бы. Для меня соревнование, футбол на первом месте. Но мне кажется, мы недооцениваем нашу страну, ее потенциал. Россия сильна регионами. На хоккей же люди в провинции ходят - почему не могут ходить на футбол? Это ведь самый популярный вид спорта. Надо создать условия, обеспечить зрелище - и тогда почему нет? Но в конце года, когда уже появится практический опыт, говорить о нашей финансовой состоятельности, разумеется, будет легче.
Александр МАРТАНОВ
Вячеслав СПИЦИН, директор "Торпедо" Вл:
- Наш клуб уже заключил три контракта на рекламную деятельность. И речь о довольно приличных суммах. Рассчитываем зарабатывать и на продаже билетов. Поход на стадион в новом сезоне обойдется примерно в сто рублей. Много у нас выпускается и клубной атрибутики - по ее количеству и ассортименту мы, наверное, среди лидеров первого дивизиона. Поэтому открываем свой магазин. Конечно, много на атрибутике не заработаешь, но для популяризации клуба это вещь необходимая.
Николай ЛЕВИН, директор "Мордовии":
- В последние три года мы практически не берем бюджетных денег. Регион участвует в финансировании клуба через предоставление спортсооружений, помощь детскому футбольному центру подготовки, который учредила "Мордовия". Все остальное - наш генеральный спонсор "Мордовцемент" плюс договоры на рекламу. Это главные источники благосостояния клуба. Выручка от реализации билетов идет стадиону - в качестве компенсации за его бесплатную аренду командой. На клубной атрибутике тоже больших денег не сделаешь.
Яков БРЕГМАН, генеральный директор "КАМАЗа":
- Будем искать спонсоров. Составляем программу, среди студентов мозговой штурм устроим, как сделали для привлечения зрителей на стадион в конце сезона. Надеюсь, завод будет подыскивать нам поставщиков наружной рекламы на стадионе. Время еще есть, будем думать. Пока мы - продукт не продаваемый. Тем более что "КАМАЗ" команда не областная - им в этом плане живется легче. Набережные Челны - лишь тридцатый город страны по населению, и не самый богатый. Стадион бы нам сейчас, конечно, надо поправить. Не очень он у нас привлекательный, неудобный, старый - возводился-то методом "народной стройки".
Сергей ФЕЛЬДМАН, генеральный директор "СКА-Энергии":
- В связи с тем, что наш клуб стал филиалом СКА, впервые заключили контракт со стадионом. За его аренду платим, но теперь будем забирать всю выручку от продажи билетов. Расписана целая программа привлечения зрителей - думаем на этом прилично заработать. Большой упор сделаем на реализацию клубной атрибутики, тем более что заключили контракт с новой фирмой, чья продукция пользуется спросом: она будет обеспечивать команду экипировкой. Планируем показ всех домашних матчей команды, правда, в записи. За счет продажи рекламных мест думаем окупить потраченные на телетрансляцию деньги. Увидеть название своей фирмы по телевизору захотят многие. По предварительным подсчетам в минусе мы быть не должны, а вот сколько на всем этом может клуб заработать, покажет время.