Семин, худенький, как подросток, шел вдоль фанатской трибуны "Локомотива" и отдельно аплодировал каждому сектору, тут же взрывавшемуся: "Юрий Палыч, оле-оле-оле!". Рядом ликовала команда, которой в этот вечер суждено было надеть золотые футболки с эксклюзивными надписями вроде СуперБрат, полагавшимися обоим Миранчукам. И это не преувеличение – после того, что в течение трех минут ближе к концовке сотворил Алексей. Семин, многое в футболе повидавший, дважды за время пресс-конференции употребит в адрес его игры эпитет "фантастическая".
Победитель Палыч направлялся вдоль бровки новой динамовской арены – а я ловил себя на ощущении словно застывшего времени. Сносятся и на их месте строятся новые стадионы; от разрушительного смерча "письма четырнадцати" (кстати, в те времена Семин был одним из тренеров сборной и делал все, чтобы примирить враждующие стороны) наша национальная команда приходит к единению и гордости четвертьфинала ЧМ-2018; Сергей Семак превращается из молодого игрока ЦСКА в главные тренеры "Зенита"; меняются президенты "Локо" и РФС – а Юрий Палыч со своей командой продолжает брать трофеи.
– Для "Локомотива" это счастливый стадион, – улыбался тренер на пресс-конференции. – Здесь мы стали чемпионами в 2002 году, здесь выиграли два или три Кубка России.
Три, Юрий Палыч, три. В том числе – ваш самый первый, с тем же счетом 3:2, что и сейчас. Только не у "Зенита", а у тогдашнего короля российского футбола, "Спартака", в 1996-м. 23 (опять эти же цифры – 2 и 3) года назад!
По сюжету тогда было очень похоже. "Локо" – только не Федор Смолов, а Алексей Косолапов – в начале встречи (пусть не на 6-й минуте, а на 10-й) открыл счет, затем соперник забил два. Тот же Косолапов сравнял. Правда, все это произошло еще в первом тайме. Зато победный мяч Юрий Дроздов отправил в сетку ворот красно-белых на 85-й. В четырех минутах разницы с нынешним решающим голом Алексея Миранчука.
Потом последовали еще два победных Кубка на "Динамо" – с ЦСКА в 2000-м (помните голевой забег через все поле Ильи Цымбаларя один на один с вратарем в овертайме?) и с "Анжи" в 2001-м. Когда махачкалинец Нарвик Сирхаев открыл счет на 90-й минуте – и тот мяч не мог не стать победным. Но не стал, потому что Заза Джанашия непостижимым образом успел забить ответный. И потом красно-зеленые оказались удачливее в серии пенальти...
А как забыть золотой матч чемпионата России-2002 с ЦСКА —победный мяч Дмитрия Лоськова, и невесть какой в том сезоне "сухарь" Сергея Овчинникова? И вправду ведь – счастливый для Семина стадион. Молодые люди начали спрашивать, не там ли он выиграл еще и Кубок СССР как игрок московского "Динамо", выйдя в тот день на поле вместе с Львом Яшиным под руководством Константина Бескова? Нет, в "Лужниках". При 103 тысячах зрителей!
"Лужники" с тех пор перестраивали дважды – сначала установив козырек в 1997-м, а затем и вовсе оставив только наружность в 2017-м. А "Динамо", сохранив истории ради внешний облик чаши (кроме современного купола, конечно) и вовсе стало другим. Да каким!
Я здесь побывал впервые. И тоску, которую испытывал по старому Петровскому парку в течение всех долгих лет реконструкции арены (за которые сами бело-голубые успели пережить первый в истории вылет из элиты), как рукой сняло. Новый стадион великолепен. Да, в катакомбах внутри него недолго заблудиться, там еще отлажено далеко не все – ну так подобное происходит со всеми новыми спортсооружениями, нужно просто потерпеть.
Помню, как мы все на первых порах чертыхались, сначала наблюдая за чрезвычайно долгим процессом строительства арены на Крестовском острове Санкт-Петербурга, а затем на Кубке конфедераций привыкая к ней. А на деле-то оказался самый удобный (благодаря закрывающейся крыше) и посещаемый стадион страны.
Плавная архитектура нового "Динамо" с ее вздымающимся куда-то в небо козырьком удивительна тем, что при всего лишь 26 с лишним тысячах вместимости тут есть ощущение простора – словно арена не меньше спартаковской в Тушине и уж явно больше армейской на Песчанке.
Мы сидели на Суперкубке вместе с журналистом и поэтом Сергеем Шмитько, писавшим еще многие десятилетия назад для легендарного "Футбол-Хоккея" Льва Филатова, а впервые попавшим на старое "Динамо" аж 70 лет назад. Человеку такого поколения по идее должна быть свойственна ностальгия по старому стадиону – может, вплоть до ворчания и поиска всех возможных недостатков в новом сооружении. А Шмитько восхищался! Находя все новые и новые эпитеты. И с ним трудно не согласиться.
Восхищался он и игрой. Пусть и не самой быстрой – что вообще отличает наш чемпионат от ведущих европейских, – но живой, открытой, техничной и умной. Когда Алексей Миранчук ударом "щечкой" из-за штрафной, внешне таким несильным, зато в самый уголок, забьет победный мяч, нам с ветераном журналистики придут в голову разные аналогии. Мне – с Юрием Гавриловым, забившим такими ударами немало классных голов за "Спартак". А Сергей Николаевич вспомнит, как его друг, обладатель Кубка Европы 1960 года Валентин Бубукин афористично и уважительно выражался о таких ударах – "шепотом".
Уже дома, рассмотрев в деталях повтор и послушав комментарий, обнаружу в этом победном мяче еще больше оттенков. Вот что значит матч комментировал на Первом канале профессиональный футболист, к тому же форвард! Евгений Савин мгновенно подметил то, что человеку, играющему только на любительском уровне, становится ясно даже не при первом повторе. Если кто-то из всезнающих читателей начнет распинаться, что это было очевидно, как дважды два – четыре, никогда не поверю. Чтобы понять это, надо было вглядеться.
Лунев не выручил не на ровном месте! Получив мяч в "стенку" от Смолова и пройдя с ним по центру метров десять, Миранчук его "купил" – вглядитесь в движение левой стопы полузащитника. Едва уловимым замахом он показывал, что собирается закручивать в левый нижний угол. И вдруг резко вывернул стопу и пустил мяч в правый. Просто профессор.
Внешне первый из двух голов Миранчука смотрелся эффектнее – но теперь, когда видишь все тонкости, понимаешь, что второй по исполнению стал даже посложнее. Но ведь и в первом, чтобы выдать классику крученого удара под дальнюю штангу, Алексею потребовалось, получив пас от Крыховяка, на встречном движении поймать Жиркова и успеть пробить из-под бросавшегося под мяч Дриусси!
Обо многом в настрое команды говорят нюансы. Сразу после того, как брат сравнял счет, Антон Миранчук не бросился к нему праздновать, а метнулся в ворота, чтобы забрать оттуда мяч и поскорее возобновить игру. Желание и готовность дожимать соперника такие моменты демонстрируют показательно.
59-й номер "Локо" с самого начала матча был, что называется, в своей тарелке. Помните, например, как он на 29-й минуте вблизи чужой штрафной пробросил мяч брату между ногами Оздоева? Такие фокусы всегда придают куража тому, кто их делает, и вгоняют в бешенство оппонента. Совершенно не исключаю, что истоки красной карточки Магомеда на исходе встречи (Семаку даже пришлось во избежание еще худших последствий побыстрее прогонять в раздевалку футболиста, начавшего аплодировать судьям) берутся именно там, в этом пробросе мяча между ногами. Как и истоки раскованности Миранчука.
Хотя, не будь у него соответствующей "физики", легкости в ногах, на 78-й и 81-й минутах таких филигранных ударов точно не нанесешь. Не знаю, как пойдет дальше, но если в первом тайме "Локомотив" лучше и сбалансированнее "Зенита" играл в футбол – как же питерцам не хватало в центре поля Барриоса! – то в последние полчаса у красно-зеленых визуально осталось больше сил. Когда ты утомился, попробуй, например, нанеси такой удар метров с 30 в перекладину, каким зарядил на 73-й минуте Смолов! Или совершай по центральной зоне рывок за рывком как Крыховяк!
Оба прошлогодних новичка "Локомотива" в этот день оказались очень хороши. Смолов ведь накануне годовщины дня, который он предпочел бы никогда больше не вспоминать, не только открыл счет, но и вернул мяч Миранчуку перед победным голом, и вообще был свеж, легок и очень гармоничен.
Вспомните, как здорово форвард открылся перед первым голом. Стоило Жемалетдинову, получив мяч от Баринова, рвануть в центр от Нобоа, безуспешно пытавшегося его схватить, как в ту же секунду Смолов ускорился за спину Ракицкому в "коридор". Классика! Жемалетдинов отпасовал в идеальное мгновение – когда Федор находился на одной линии с уже зевнувшим его Ракицким, а Иванович находился чуть сзади, но накрыть Смолова уже не успевал. Серб летел в отчаянном подкате – но нападающий успел пробить мгновением раньше. А Лунев занял неправильную позицию. Так события в этом матче интересно закрутились с самого его начала.
Для "Локомотива" получилось бы очень обидно, если бы один брат выдал два таких шедевра подряд, а второй (отыгравший большую часть матча тоже отлично) в важнейший миг оплошал бы. К тому было очень близко. Ведь это именно Антон ужасно принял мяч от Гильерме в самой-самой концовке, хавбека обокрал Смольников – и вратарю пришлось вложить все свое мастерство в то, чтобы вытащить мяч из угла после удара правого защитника "Зенита".
Да, в этот день железнодорожники не только превзошли петербуржцев в целом, но и в противостоянии главных претендентов на пост номер один в сборной России. Если голкиперу "Зенита" можно поставить в вину первый и третий мячи соперников (даже Семак на пресс-конференции не стал этого отрицать, хотя и оговорился, что надо внимательно посмотреть повторы), то русский бразилец действовал безупречно. А когда нужно делал решающие сэйвы. И на последней минуте, и на 55-й, когда после углового при счете 2:1 в пользу "Зенита" в падении бил Бранислав Иванович, и Гильерме успел среагировать: от его рук мяч отскочил в перекладину. Стань счет 3:1 в пользу сине-бело-голубых – и, как знать, все могло бы закончиться.
Не сомневаюсь, что Станислав Черчесов внимательно смотрел матч, и впечатления от него тоже, что называется, будут брошены в копилочку. Не случайно все встречи отборочного цикла Евро-2020 провел именно Гильерме, как и "сухие" октябрьские матчи Лиги наций со Швецией и Турцией. Лунев же, здорово сыгравший в сентябре, в дальнейшем отошел на вторые роли и после поражения в Стокгольме в решающем матче Лиги наций остается в резерве.
Тем не менее, был отрезок в Суперкубке, когда казалось, что "Зенит" трофей не упустит. Ответный гол Азмуна в добавленное к первому тайму время противоречил ходу матча, но иной раз именно такое резко толкает одну команду вперед, а из второй выпускает воздух. Тут, конечно, сыграло то, что "Локомотив" вышел на поле с наполовину обновленной по сравнению с прошлым сезоном обороной.
В целом по матчу к Дмитрию Живоглядову претензий почти не возникало, а молодой бразильский новичок Мурило тоже, казалось, действовал уверенно. Но тут сплоховал. Ведь после высокого навеса Смольникова мяч залетел за шиворот именно ему, что позволило Дзюбе поймать мяч на грудь. А потом в результате попытки Артема пробить и легкого рикошета мяч попадет во вратарскую к Азмуну, а уж этот-то иранский парень в такой ситуации разберется.
Разобрался Сердар – да как! – и в начале второго тайма. Опять прострелил Смольников. Опять оплошал Мурило – теперь "купленный" финтом Азмуна как-то уж слишком элементарно. Конечно, хотелось бы верить гендиректору "Локо" Василию Кикнадзе, который пророчит молодому южноамериканцу место в бразильской сборной через пару лет, но первое впечатление в официальном матче Мурило оставил, скажем так, противоречивое. Вроде большую часть времени смотрелся уверенно, без паники – но два эпизода, обернувшиеся голами "Зенита", стали результатами именно его оплошностей.
Мог Азмун забить и третий – если бы ему в последнюю секунду не помешал пробить Баринов. Они с Крыховяком вообще провели отличный матч, безоговорочно выиграв центр поля у визави из "Зенита". Мне, например, запомнилось, что в момент начала атаки перед первым голом "Локо" Баринов получил мяч от Живоглядова, и в радиусе метров 15 вокруг него не оказалось ни одного соперника! Это позволило Дмитрию оглядеться и, продвинувшись вперед, спокойно сделать пас вперед на Жемалетдинова – с чего и начался смоловский гол.
Преимущество "Локомотива" в центре поля было заметно весь первый тайм. Оттого наверняка и заменил Семак в перерыве Нобоа на Ерохина – вот только это не сильно помогло. Но надо понимать, что скоро к основе "Зенита" присоединится шикарный Барриос, так здорово выступивший Кубке Америка за Колумбию – после этого вольница для соперников питерцев закончится. А вот "Локо" усиливать состав, по сути, некем.
Семин выпустил на замену всех, кем мог усилить игру. Не случайно на пресс-конференции тренер скажет: "У нас больше никого нет". Поэтому мне не очень понятно решение клуба, например, избавиться в межсезонье одновременно от Игоря Денисова, Дмитрия Тарасова и Тараса Михалика. Да, трех возрастных опорников – но кого теперь ставить, если, не дай бог, что случится с Бариновым или Крыховяком?! Да, Денисов не был готов сидеть в запасе, и тут все понятно. Но почему нужно прощаться с Тарасовым (пришедшим, кстати, на матч поддержать бывших одноклубников), очень хорошо справившемся со своей лимитированной ролью в концовке прошлого сезона и здорово поспособствовавшим выходу "Локо" в Лигу чемпионов – мне непонятно.
У красно-зеленых сейчас прекрасный стартовый состав, но почти никого за спиной. Такая версия ЦСКА двух-трехлетней давности. И если руководство клуба хочет, чтобы эта здорово подготовленная Семиным конструкция после какой-нибудь травмы не развалилась – обойму следует расширять. Без этого – никуда. И повышать вариативность в атаке подписанием нового контракта с Ману Фернандешем (конечно, не на любые деньги) – тоже, на мой взгляд, нужно.
Команда и так уже достаточно обновлена и омоложена. Да, в последние пару лет проблема среднего возраста у "Локомотива" просматривалась – не раз он составлял 29 и более лет. Но смотрим на нынешний состав: с первых минут на поле находились 22-летние Баринов, Жемалетдинов и Мурило, 23-летние Миранчуки, 25-летний Живоглядов; в запасе из ближнего резерва – 21-летний Лысов, 20-летние Тугарев и Лапшов. Средний возраст старта оказался 26,3 лет. То, что надо.
Глубина скамейки все равно требуется. Но пока хватило тех, кто есть – хотя в какой-то момент казалось, что не хватит. Ведь при 2:1 попал в перекладину Иванович, едва не забил Азмун. "Мы утратили инициативу. План, который у нас был, перестал работать", – признал после финального свистка Семин.
Тогда-то Палыч и сделал замену, во многом оказавшуюся решающей. Выпустив Эдера – не вместо Смолова, а вдобавок к нему. А ведь португальца тоже все межсезонье называли кандидатом на выход! Семину с трудом удалось убедить клуб оставить его еще год назад, теперь же автор победного гола Евро-2016 вновь доказал, что он пусть не в роли основного нападающего, но нужен. Тем более, когда надолго выбыл из-за травмы Джефферсон Фарфан.
На пресс-конференции я спросил Семина о том, что оба своих гола Алексей Миранчук забил после того, как выход Эдера вместо Жемалетдинова изменил его функции на поле. Тренер эту тему охотно поддержал: "Да, функции поменялись. Нам нужно было вносить изменения, мы проигрывали 1:2. Нам показалось, что если после выхода Эдера Алексей останется в центральной позиции, там будет слишком большая скученность игроков. Поэтому мы перевели в правую сторону, где с его ударной левой ногой хорошо атаковать, уходя с флангов в середину. Для него безразлично, на какой из этих позиций играть, и он фантастически использовал роль, которая ему предоставилась".
Остальное, как говорится, – история.
Как и 12-й трофей в карьере Семина – по их числу в российские времена он превзошел Олега Романцева и Валерия Газзаева, у которых было по 11, и вышел на чистое первое место в постсоветской истории.
Как и третий Суперкубок Юрия Палыча, по которым тренер тоже оказался на чистом первом месте в России. И это при том, что два предыдущих проиграны только в овертаймах!
И сразу куда-то подевались его недоброжелатели. Те, что, глядя на празднования очередного семинского трофея наверняка думают: ну уж этот-то точно последний. А потом оказывается, что это не так. Глядя на худенького как подросток Семина, с каждой новой победой, кажется, становящегося еще моложе, очень надеюсь – еще не вечер!