Сборная России. Статьи

22 июня 2012, 00:18

Мы будем помнить тебя, Рамаз

Павел Алешин
Корреспондент

Не стало Рамаза Шенгелия, замечательного советского футболиста, голеадора от Бога, любимца не только грузинских, но и московских, ленинградских, да любых болельщиков, истинных, разбирающихся в футболе.

- Тяжелая утрата для всего нашего постсоветского, да и для европейского футбола, - прокомментировал скоропостижную кончину 55-летнего форварда кутаисского "Торпедо", тбилисского "Динамо" и сборной СССР заслуженный тренер России Валерий Газзаев. - С Рамазом мы вместе выиграли финал молодежного чемпионата Европы 1980 года, вместе играли у Константина Бескова в первой сборной СССР, один сезон в тбилисском "Динамо". И я часто вспоминал этого прекрасного, жизнерадостного грузинского парня, надеясь, что нам еще суждено увидеться за каким-нибудь праздничным столом, поговорить по душам, вспомнить былое. Да вот не пришлось - дела, работа, заботы… Приятный, открытый, добрый человек, в обычной жизни, Рамаз на поле превращался во льва, зорко подстерегавшего добычу - передачу партнера, которую моментально обращал в гол. Он обладал удивительным талантом - способностью выжать гол из ситуации, где им вроде бы и не пахло. Рамаз ухитрялся забивать даже с "бракованных" передач, когда мяч летел на неудобной высоте или вообще ему за спину. Как он ухитрялся складываться или, наоборот, раскладываться, окружающие только диву давались. Голевым чутьем он обладал невероятным.

Хочу выразить искренние соболезнования родным и близким Рамаза, - заключил Газзаев.

Шенгелия с ранних лет спешил самореализоваться, сделать скорее как можно больше, словно предчувствуя, что срок ему отведен не слишком продолжительный. Не приняли в школу кутаисского "Торпедо", а он все равно ходил на тренировки, в футбольной науке быстро превзошел партнеров и уже в 16-летнем возрасте дебютировал за основной состав автозаводцев. В 20 лет Шенгелия уже тбилисский динамовец, а в 21 год - чемпион СССР и лучший футболист страны согласно традиционному опросу спортивных журналистов. В 24 года вместе с товарищами по лучшему грузинскому клубу Шенгелия празднует победу в финале Кубка обладателей кубков и вновь признается лучшим футболистом сезона в СССР. В 25 лет едет на свой первый и единственный чемпионат мира в Испанию. В Клубе Григория Федотова идет с опережением бомбардирского графика даже Олега Блохина и Никиты Симоняна.

Но, видимо, слишком много переживаний, эмоций было оставлено им за этот короткий отрезок на футбольных газонах. И хотя официально Шенгелия завершил карьеру футболиста в 1988 году, до прежних вершин он уже лет пять как не поднимался. И наш грешный мир покинул всего-то в 55 в результате сердечного приступа, не добравшись до пенсионного возраста.

- В компании с Рамазом, другими прекрасными грузинскими футболистами Давидом Кипиани, Александром Чивадзе, Манучаром Мачаидзе всегда было весело, - вспоминает бывший хавбек "Спартака" и сборной СССР Юрий Гаврилов. - Мы часто собирались вместе во время сборов, много шутили, нам всегда было о чем поговорить, приятно было видеть друг друга. А на поле Рамаз обладал потрясающей интуицией. Вспоминаю, как в каком-то матче я вывел один на один с вратарем подключившегося к атаке правого защитника сборной Сулаквелидзе. После удара Тенгиза мяч миновал вратаря, и все, как по команде, остановились, считая, что гол неминуем. Побежал дальше только Шенгелия, а мяч то ли какую-то кочку задел, но неожиданно угодил в штангу. А Рамаз тут как тут - дослал его в сетку.

Жаль, что после распада СССР мы с грузинами больше не соотечественники, но родство душ не разделить государственными границами. Мы всегда будем помнить тебя, Рамаз…

Павел АЛЕШИН