В среду в гостях у "СЭ" побывал министр спорта. Главной темой разговора стала предстоящая Олимпиада, но обойти актуальные футбольные темы мы, понятно, не могли.
- Сейчас вы всеми мыслями должны быть в олимпийском Лондоне, но футбольные проблемы наверняка не отпускают. Сердце по поводу того, что происходит с РФС, болит?
- Сердце о футболе всегда болит, но не думаю, что ситуацию нужно драматизировать. Она, конечно, неприятна прежде всего в связи с жутким цейтнотом. Стартует новый чемпионат страны, на носу игры сборной, а в РФС нет руководителя, который должен решать как оперативные, так и стратегические вопросы. Но если посмотреть глобально, то ничего трагического не происходит: глава общественной организации подал в отставку, она принята, и теперь идет штатный с юридической точки зрения процесс его замещения. Другое дело, что все сейчас упражняются в знаниях футбола и в оценках происходящего, ну так это было всегда. За четыре года пребывания во главе РФС я и не такого наслушался.
- Ситуация усложняется еще и многомиллионными долгами футбольного союза…
- Не хочу бросать камень в спину уходящему. Скажу только, что проблема есть, но она решаема. Главное, чтобы люди, собирающиеся сегодня выдвигаться, понимали, куда идут. У многих, к сожалению, представления очень поверхностные, о чем можно судить по многочисленным интервью. С другой стороны, не надо и переоценивать роль РФС: задача союза - продвигать футбол, организовывать чемпионат страны и работать со сборными. Но это, с моей точки зрения, лишь 10 процентов из всей массы футбольных дел. Остальные 90 лежат на плечах государства и регионов.
- Знаете ли вы кого-то, кто готов прийти в РФС и сразу погасить его текущие долги?
- Это неправильная постановка вопроса. Сегодня, убежден, надо искать не того, кто даст денег, а того, кто в первую очередь погружен в футбол и любит его. Того, кто сможет консолидировать все силы.
- Но есть ли такой человек?
- Очень сложный вопрос. Есть несколько хороших кандидатур, но у каждой свой недостаток: у одного неизбежно противостояние с лигами, у другого - с регионами, третий вообще знает все, а такие люди - самые опасные (улыбается). Но в любом случае денежный вопрос тут - не самый главный. Работу можно и нужно организовать так, чтобы обеспечивать себя самим, если, конечно, не привлекать советников, которые появляются в лучшем случае раз в неделю, а то и в месяц, зато получают по 25 тысяч евро. А еще оплачивать гостиницу и дорогу им, их женам и так далее. Так, конечно, никакого бюджета не хватит. Из создавшейся ситуации надо выходить спокойно и планомерно. Мы потеряли два с половиной года, теперь надо возвращать утраченные позиции.
- Вам не хочется самому впрячься в исправление ситуации?
- Я работаю министром спорта.
- Мы в курсе.
- Тогда должны знать, что работы у меня хватает и сам я подобные желания не вынашиваю. Но до окончания сроков выдвижения кандидатов еще есть время... (смеется). Знаете, мне хочется, чтобы РФС вернул набранный в прежние годы темп. А еще - чтобы не было такого безразличия: владимирское "Торпедо" снимается с соревнований, а никому до этого и дела нет. Я в бытность президентом РФС объехал 40 регионов, встречался с их руководителями и бился за каждый клуб. А сегодня с губернатором Владимирской области никто даже словом не обмолвился.
Работа президента РФС - тяжелейшая, кресло там намазано отнюдь не медом. Поэтому тот, кто его займет, должен понимать, на что идет. И быть готовым выдерживать огромный пресс общественного давления - у нас ведь в футболе разбирается каждый. Государство не собирается вмешиваться в дела общественной организации, но очень хотелось бы, чтобы ее возглавил вменяемый адекватный человек, который не станет закрывать РФС от окружающих и сможет установить мир в футбольном сообществе.
Проблем накопилась масса, и все их надо решать при помощи понятной и ясной политики. Трезво оценивая все нововведения и накопившиеся вопросы. Нельзя, к примеру, сразу же переводить чемпионат страны на старую схему "весна - осень", но через два-три сезона надо обязательно сесть и проанализировать - что дала новая система.
- Мы поняли: в выборы президента РФС вы вмешиваться не собираетесь. Но поиском-то главного тренера сборной, как мы знаем, занимаетесь.
- Я занимался и занимаюсь главными тренерами всех сборных команд России. Уверен, что каждая федерация должна согласовывать свою кандидатуру с министерством спорта, поскольку речь идет о национальных командах. Да и деньги на развитие футбола мы продолжаем давать. РФС выделяется 90 миллионов рублей, а вообще на футбольную инфраструктуру тратится полтора миллиарда ежегодно. Почему мы должны за все отвечать, но не влиять на процесс?
Список кандидатов, который опубликовал РФС (не знаю уж, кто его делал), на мой взгляд, - чрезмерно обширный, стоило, наверное, ограничиться двумя-тремя реальными фамилиями. И к 15 - 16 июля (крайний срок - 20-е) нужно уже определяться. Увы, это придется делать без президента РФС, но такова уж нынешняя ситуация. Значит, надо держать в курсе дела реальных претендентов на этот пост, которых, на мой взгляд, тоже двое-трое, не больше. Текущую же работу возьмут на себя Никита Павлович Симонян и исполнительный директор РФС Александр Алаев.
- Вы встречались с Манчини…
- Кто вам это сказал?
- Сорока на хвосте принесла.
- А я, как говорится, ни подтвердить, ни опровергнуть этот факт не могу (смеется).
- И тем не менее, что вы испытали, когда он подписал новый контракт с "Манчестер Сити"?
- Ничего. Абсолютно штатный случай - у человека был контракт, он его продлил. Да, там был пункт о возможном расторжении, но Манчини не стал этого делать. Почему? Факторов много, а какой оказался решающим - мне трудно сказать. Может быть, сказалась и наша нестабильная ситуация. Думаю, большинство поступило бы на его месте так же - когда синица больше журавля, трудно предпочесть последнего. Нам же, возможно, стоит сейчас на ближайший цикл назначить российского тренера, чтобы для начала все немного стабилизировать.
- Кто им мог бы стать?
- Сегодня среди отечественных специалистов вижу только одну кандидатуру - Валерий Газзаев. Да, напомнил о себе Анатолий Федорович (Бышовец. - Прим. "СЭ"), да, в список попал Непомнящий - очень достойные люди, но у будущего главного тренера должен быть отличный контакт и со всеми клубами, и с РФС, и с обществом, и он при этом должен быть способен принимать жесткие решения, поскольку команда у нас сейчас хорошая по уровню, но проблемная с точки зрения порядка и дисциплины.
- А если говорить об иностранцах?
- В конечном счете все должен решать РФС, но сейчас, по-моему, в любом случае нужно приглашать специалиста на цикл, а потом уже, разобравшись, думать о ЧМ-2018, который, конечно же, нас интересует.
- Контакты с иностранцами продолжаются?
- У нас сложная ситуация: переговоры на столь серьезном уровне вести попросту некому. Хотя уверен, что это может делать Симонян, который находится в отличном состоянии. Что касается наличия самих переговоров, то они, конечно, были. Скажу вам больше, они продолжатся и в ближайшие дни. Я, безусловно, помогаю этому процессу, но лишь консультационно. При этом тот круг людей, которых я реально вижу кандидатами на пост президента РФС, попросил быть в курсе процесса переговоров. Большего пока вам сказать не вправе.
- Может быть, назовете имена иностранцев?
- Это специалисты из списка, который обнародовал РФС.
- Фабио Капелло?
- И он в том числе. Считаю, что итальянский специалист был бы хорошим вариантом для России. Он умеет побеждать. Для того, чтобы убедиться в этом, можно просто заглянуть в его послужной список. Когда мы определялись с Хиддинком, то в первую очередь смотрели на умение тренера побеждать. В итоге - не прогадали.
Другой плюс именитого специалиста во главе нашей сборной - повышенное к ней внимание. Когда сборной руководил Гус, то его пресс-конференции порой продолжались по часу.
- На ваш взгляд, Хиддинк и Адвокат - это иностранные специалисты разного уровня?
- Конечно. А вы этого не знали?
- В таком случае Капелло ближе к Гусу или Дику?
- К Хиддинку.
Борис ЛЕВИН
Полностью интервью Виталия Мутко - в ближайших номерах.