18 декабря 2018, 20:00
– По вашему общему ощущению от чемпионата мира и игры нашей сборной – мы в одноразовом режиме, переиначивая вашу нашумевшую фразу, "не г..."? Или произошел какой-то сдвиг, что-то изменилось всерьез?
– Надеюсь, что второе, хотя наверняка знать этого не могу. Считаю, что этот результат заслужила не только сборная, но и страна. Самим проведением такого чемпионата мира, развитием инфраструктуры на таком невероятном уровне. Зрительским интересом, который сохранился после ЧМ-2018 и сейчас держит посещаемость чемпионата России на рекордном уровне. Очень надеюсь, что все это в совокупности даст стабильный эффект.
– Не было у вас во время чемпионата мира какого-то подспудного внутреннего чувства: "На месте Черчесова мог быть я"?
– Нет. У меня вообще такого нет. Очень сильно привязан к своей текущей работе. Здесь я и возрождаюсь, и умираю, и рефлексирую. Но у меня никогда нет такой игры – "а вот если бы". Потому что на момент начала чемпионата мира у меня уже был подписан контракт с "Витессом". Уже летал сюда бесконечно, смотрел кучу матчей, вовсю вел переговоры с новичками. В общем, уже был в процессе и жил своей новой работой.
Чемпионат мира я с огромным удовольствием смотрел человек, который любит футбол. И безумно радовался за нашу сборную, за нашу страну. Потому что как раз тут имел огромное количество обратной связи. Многие мои английские друзья, даже мой преподаватель по языку приезжали в Россию, смотрели матчи со стадионов. Восторгались, звонили, писали: "Какая у вас крутая страна! Топ, супер!" Отвечал им: "Ну я же вам всем советовал ехать!" В этом плане был очень горд. Но не думал – а если бы…
У меня была возможность работать главным тренером национальной команды. О чем после этого можно думать, переживать? У меня нет дня сурка, нет возврата к чему-то уже пройденному. И когда я смотрю матчи ЦСКА – искренне переживаю, но понимаю, что я в Арнеме, и это уже не моя команда.
– Спустя два с половиной года после чемпионата Европы, все многократно обдумав и наблюдая за сборной с тех пор, вы пришли к выводу, в чем тогда вы могли сработать лучше?
– Да. Но выводы оставлю при себе.
– Черчесов рассказывал, что вы поделились с ним всеми своими методическими материалами, многое рассказали за совместным обедом. Что, по-вашему, ему пригодилось?
– Не знаю. Да, все материалы, которые были по сборной, все системы анализа, все тестирования, вообще все, что было, я отдал. Параллельно главный тренер сборной спрашивал, что его интересует по конкретным игрокам. Тоже рассказал все, что знал. Пригодилось ли это ему и в каком объеме – ответить может только Черчесов. На мой взгляд, это нормальная ситуация.
Кстати, всю ту же информацию я представил и на техкоме РФС. Это был первый техком за бог знает сколько лет, когда главный тренер сборной отчитывался с предоставлением абсолютно всех материалов по каждому тренировочному дню, всех выводов, всего анализа. И проводить такие техкомы – профессионально и правильно.
– Наверняка и тот же Паулино Гранеро, работавший как на Евро-2016, так и на ЧМ-2018, извлек массу опыта. Если учесть, как команда была физически готова к чемпионату мира.
– Безусловно. Здесь все равно надо говорить, прежде всего, про главного тренера. Потому что он, во-первых, набирает помощников, а во-вторых, позволяет или не позволяет им что-то делать. Ну и обо всем тренерском штабе, конечно.
– Вы из числа тех, кто склонен восхищаться тем, что сделал Черчесов на ЧМ-2018? Или не видите в этом ничего сверхъестественного?
– Просто очень рад за национальную сборную, ее тренерский штаб, за футболистов, многих из которых знаю лично. И считаю, что проделана потрясающая работа. Также полагаю, что дискуссия о правомерности вручения игрокам званий ЗМС неуместна. Абсолютно заслуженно полученные звания! Потому что это – четвертьфинал ЧМ, тем более еще как он был проигран, в какой борьбе…
Это достижение невероятно высокого уровня. Есть же в Положении о присвоении звания ЗМС пункт, что оно не только за первые места, но и за огромный вклад в развитие спорта, в его популяризацию. С огромным уважением отношусь к спортсменам других специализаций, глубоко ценю их достижения и преклоняюсь перед их трудом. Но четвертьфинал чемпионата мира по футболу популяризировал спорт в нашей стране невероятным образом. Это грандиозное прежде всего социальное достижение, которое всколыхнуло всю страну.
Большое интервью с Леонидом Слуцким читайте в ближайшее время на sport-express.ru!