Немецкий журнал Der Spiegel опубликовал очередное расследование, касающееся европейского футбола. Оно посвящено допинговым нарушениям в "Реале" – клубе, который в течение трех последних лет подряд выигрывал Лигу чемпионов. Ключевой фигурой расследования является капитан и защитник "Королевского клуба" Серхио Рамос. Опираясь на данные сайта Football Leaks, немецкие журналисты выяснили, что 32-летний игрок попадал под подозрение допинг-офицеров и после игр в рамках Лиги чемпионов, и после матчей чемпионата Испании. Какие препараты принимал Рамос? Почему УЕФА не открыл дело в отношении "Реала"? И как отреагировал мадридский клуб на опубликованное расследование?
4 июня 2017 года в допинговую лабораторию, расположенную в австрийском городе Зайберсдорф, прибыл образец, имевший код 3324822. В запечатанной пробирке находилось 110 миллилитров мочи, принадлежавшей игроку "Реала". Анализ был взят сразу после окончания финала Лиги чемпионов-2016/17, в котором "Королевский клуб" обыграл "Ювентус" (4:1) в Кардиффе.
5 июля заместитель начальника лаборатории Зайберсдорфа отправил в штаб-квартиру УЕФА отчет. В нем сообщалось об обнаружении в данном образце дексаметазона – препарата, обладающего противовоспалительным эффектом и призванного облегчать боль. Это вещество, находящееся в запрещенном списке ВАДА, способствует усилению восприятия и концентрации, а также может иметь эйфорический эффект.
Медицинское подразделение УЕФА установило, что образец принадлежал Серхио Рамосу. С испанским защитником связался один из членов антидопинговой группы этой организации. 10 июля Рамос предоставил краткий ответ: он писал, что за день до финала в Кардиффе к нему обратился клубный врач. К письму был приложен медицинский отчет, подготовленный этим доктором и содержавший дополнительные подробности.
Согласно правилам ВАДА, применение дексаметазона допускается до матчей. Однако врач команды обязан сообщать об этом перед допинг-тестом. В противном случае футболист может попасть под подозрение. В форме, прилагаемой к образцу, принадлежавшему Рамосу, о дексаметазоне не было ни слова. Отмечалось, что защитник "Реала" за день до финала получил внутрисуставную инъекцию другого препарата – "Целестона хронодозе", также обладающего противовоспалительным эффектом и входящего в список запрещенных веществ ВАДА.
В отчете УЕФА отмечается, что Рамос появился на станции допинг-контроля в Кардиффе в 22:38, т.е. сразу после церемонии награждения. Были взяты необходимые анализы, и игрок уехал домой в 00:26. Врач-травматолог сопровождал Рамоса на протяжении всего процесса и подписал форму допинг-контроля вместе с ним. Он и взял вину на себя после обнаружения дексаметазона в допинг-пробе футболиста.
Врач признался, что сделал две инъекции этого препарата в левое колено и левое плечо Рамоса, страдающего от "хронических патологий". Ошибку в допинг-отчете, в котором упоминается другое вещество, он объяснил "эйфорией", вызванной победой, а также "конкретными обстоятельствами, в которых имел место этот контроль". Станцию допинг-контроля в тот вечер посетили бывший король Испании Хуан Карлос, а также премьер-министр этой страны Мариано Рахой.
Врач заявил, что допустил ошибку, перепутав два схожих вещества:
– Это была человеческая ошибка, – написал он в отчете. – Она абсолютно понятна. Я никогда не собирался нарушать какое-либо антидопинговое законодательство.
Заявление доктора было положительно воспринято антидопинговой группой УЕФА:
– Очень вероятно, что игрок и врач допустили административную ошибку, – говорится в ответе, направленном "Реалу" и Рамосу. – В будущем мы просим вас и вашего клубного врача проявлять максимальную осторожность при заполнении формы допинг-контроля.
"Я буду защищаться"
В ответ на обвинения сам Серхио Рамос заявил следующее:
– Это очень непростое дело. Мне пришлось выступить с комментарием, чтобы защитить самого себя. За всю карьеру я сдал от 250 до 300 допинг-тестов. Ни одного положительного. Никаких отклонений. Мы понимаем, что это за публикация. Нас пугали ее появлением месяца полтора назад. Когда ты знаешь правду, лжи не боишься. Это попытка очернить меня и разрушить мою профессиональную репутацию.
Я категорически против допинга. Никогда не принимал его и не собираюсь принимать. Мои адвокаты изучат, какие шаги мне следует предпринять.
1 февраля 2017 года двое допинг-офицеров из УЕФА отправились в Мадрид, чтобы провести обычные тесты с участием десяти игроков "Реала". Однако во время их проведения возникли странные ситуации, которые были описаны в отчете, отправленном в "Королевский клуб" спустя две недели. Одно письмо было направлено генеральному директору "Реала" Хосе Анхелю Санчесу, а другое – форварду Криштиану Роналду.
Согласно отчету, Роналду "жаловался, что именно он всегда выбирался для тестирования". Его поведение создавало напряженность на станции допинг-контроля. Кроме того, после взятия крови у португальского форварда и хавбека сборной Германии Тони Крооса, медицинский персонал "Реала" неожиданно принес свои иглы для тестирования восьми оставшихся игроков. Допинг-офицеры УЕФА "приняли это в виде исключения". Однако организация потребовала от "Реала" ответа.
Генеральный директор Санчес обвинил допинг-офицеров УЕФА в неадекватности, а также в "отсутствии профессиональных способностей, навыков или опыта". Функционер защищал Роналду, заявив, что тот имел право пожаловаться, поскольку допинг-офицер дважды ткнул в него иголкой, не найдя вены. Санчес отметил, что этот человек, возможно, "не имел достаточного опыта в лечении лучших игроков мира".
15 апреля 2018 года "Реал" обыграл "Малагу" в чемпионате Испании со счетом 2:1. После финального свистка допинг-офицер подошел к Рамосу и попросил его пройти тест. Защитник попросил разрешения принять душ. Однако офицер ответил, что это запрещено правилами. Рамос вместе с врачом "Реала" выразили "свое неудовольствие" и пригрозили подать жалобу. Игрок все же принял душ, несмотря на предупреждение.
Таким образом, Рамос нарушил антидопинговый закон Испании, в котором отказ от следования правилам рассматривается как "препятствие части процедур допинг-контроля". За этот проступок предполагаются серьезные санкции: клуб может быть оштрафован на крупную сумму (до 300 тысяч евро), наказан снятием очков и даже отправкой в нижний дивизион. Врач команды может столкнуться с запретом на практику до четырех лет, а футболист – с четырехлетней дисквалификацией.
30 сентября 2018 года главный юрисконсультант "Реала", изучивший возможные последствия действий Рамоса, отправил электронное письмо генеральному директору Санчесу:
– Штрафы чрезвычайно суровы, – написал он.
Сам Рамос, получивший соответствующее письмо от испанского антидопингового агентства в конце сентября 2018 года, в письменной форме ответил на обвинения. Дело было закрыто.
23 ноября 2018 года "Реал" выступил с официальным заявлением по поводу публикации в журнале Der Spiegel. Вот его текст:
1. Серхио Рамос никогда не нарушал антидопинговые правила.
2. УЕФА запросил конкретную информацию и немедленно закрыл упомянутое дело после экспертизы ВАДА и самого УЕФА.
3. Клуб не комментирует остальную информацию, принимая во внимание несущественный характер опубликованных отчетов.